Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:25, реферат
В первые годы ХХ в. в России продолжался быстрый подъем базовых отраслей тяжелой промышленности — угольной, нефтяной, металлургической, машиностроительной. Высокая доходность новых производств, дешевизна рабочей силы привлекали в страну иностранный капитал (из Бельгии, Франции,
Германии, Англии и других стран). Он широким потоком устремился в ряд передовых отраслей промышленности, а также в сферу банковского капитала.
Банки все активнее вкладывали свои средства в производство, способствуя развитию новых форм организации хозяйства — монополий (трестов, синдикатов). При поддержке науки ускорялось техническое перевооружение промышленности и других отраслей народного хозяйства. Механизация затронула и быт (швейные машинки Зингера).
Введение……………………………………………………………………………………3
Форма государства России в начале 20 века ……………………………………...…5
Органы центральной власти ……………………………………………………….....7
Органы местной власти в данный период времени…………………………..…….10
Основные реформы в области гос. управления………………………………….…12
Экономика…………………………………………………………………………… 14
5.1.Сельское хозяйство…………………………………………………………………...14
5.2.Промышленность……………………………………………………………………..15
6. Внешняя политика: достижения и потери……………………………………………16
Список использованной литературы………………………
Верховная власть и государственный аппарат пытались совместить традиционные устои в организации власти с намерениями проведения реформ, конечная цель которых до конца не осознавалась.
Так, 26 февраля 1903 г. в
императорском Манифесте
Главой местной администрации продолжал оставаться губернатор, за которым сохранялась основная власть в губернии. В конце XIX – начале XX века права губернатора чрезвычайно расширяются (в связи с Первой русской революцией и мировой войной).
Но основные изменения местного управления связаны с реформами, проведенными императором Александром II. Они преследовали цель развить начала местного самоуправления в России.
Земская реформа 1864 года
1864 год – принято Положение
о губернских и уездных
Земства – выборные всесословные органы местного самоуправления, действующие на уровне уезда и губернии.
Избирательная система комбинировала сословное начало с имущественным цензом.
Курия – группа населения, разделенная по сословному принципу для участия в выборах гласных.
Гласные – депутаты.
Выборы проводились
Губернское земское собрание состояло из гласных, избираемых уездными земскими собраниями из своего состава.
Компетенция земских органов:местное хозяйство, народное просвещение, статистика.
Недостатки земской реформы:
- незавершенность структуры
- зависимость от государственной власти;
- отсутствие принудительной
власти (полиция земствам не
- искусственное создание численного преимущества для поместного дворянства.
Городовая (городская) реформа 1870 года
1870 год – принято Городовое положение.
Неплательщики городских налогов не пользовались правом участия в выборах в органы городского самоуправления (городские думы).
Компетенция органов
городского самоуправления:
После Февраля 1917 года Временному
правительству пришлось упразднить
должности генерал-
У программы Столыпина была и другая сторона. Выступая еще в качестве
министра внутренних дел в I Думе, он говорил: для того, чтобы провести
реформы, необходимо навести в стране порядок. Порядок же создается в
государстве только тогда, когда власть проявляет свою волю, когда она умеет
действовать и распоряжаться.
Столыпин был совершенно
убежден в необходимости
царской власти как главного инструмента преобразований. Именно поэтому,
когда ему не удалось склонить к компромиссу либеральную оппозицию, он и
приходит к мысли о роспуске Думы.
Но и после подавления открытых мятежей в армии и на флоте обстановка в
стране была далека от успокоения. 2 августа в Варшаве, Лодзи, Плоцке
происходили кровавые столкновения толп с войсками и полицией при большом
числе жертв с обеих сторон. В сельских местностях Урала, Прибалтики,
Польши, Кавказа шла настоящая партизанская война.
Вооруженные революционеры захватывали типографии, печатали призывы квсеобщему восстанию и расправе с представителями власти, провозглашали
местные областные республики во главе с Советами. Максимального уровня
достиг революционный террор - политические убийства и экспроприации, то
есть грабежи с политическими целями.
Постепенно
террор и эксы вырождались.
Людей убивали «за
убивали тех, до кого было легче добраться. Часто стремились убить наиболее
достойных должностных лиц, которые имели авторитет среди населения и тем
самым могли поднять авторитет власти. Объектами нападений становились
мелкие лавки, рабочие после зарплаты. Все чаще часть денег стали оставлять
себе «на хозяйство» сами участники нападений. Грабежи оказались слишком
большим соблазном. К «экспроприаторам» примешивались и чисто уголовные
элементы, стремившиеся «половить рыбку в мутной воде».
Столыпин действовал решительно. Крестьянские бунты подавлялись с
помощью специальных карательных отрядов. Изымалось оружие. Места бастующих занимались добровольцами из монархических организаций под охраной войск.
Был приостановлен выпуск десятков оппозиционных изданий. Однако новый премьер понимал, что для прочного успокоения этого недостаточно и
откладывать до будущей стабилизации начало реформ нельзя. Напротив, для
окончательной победы над революцией надо как можно скорее показать всем,
что реформы начались.
Столыпин продолжил попытки привлечь в правительство общественных
деятелей из либерального лагеря. Уже 15 июля он вновь встречался с Шиповым.
Вместе с Шиповым был приглашен его товарищ по руководству «Общеземской организацией» князь Г.Е. Львов.
Столыпин кратко ознакомил Шипова и Львова со своей программой реформ.
Но соглашение опять не состоялось. Общественные деятели вновь поставили
известные условия либеральной оппозиции: немедленная амнистия, прекращение
действия исключительных законов, приостановка казней. Кроме того, они
решительно возражали против намерения Столыпина начать ряд реформ в
чрезвычайном порядке, не дожидаясь созыва новой Думы, усмотрев в этом
желание умалить значение парламента и набрать себе, а заодно и царской
власти вообще дополнительные политические очки. Столыпин же доказывал, обстановка требует безотлагательных действий, что в конце концов не важно,
кто начнет.
В. И. Ленин объяснял отставание России гнетом монополий, рутинностью сельского хозяйства, полукрепостническими методами его ведения. Не случайно, например, что по сбору пшеницы с одной десятины земли Россия стояла на 16-м, одном из последних мест в Европе. Как и в пореформенный период Россия оставалась преимущественно аграрной страной. На долю сельскохозяйственного производства приходилось 2/3 стоимости валовой продукции страны.
Самая лучшая, плодородная земля принадлежала помещикам: 70 млн. десятин на 30 тыс. помещичьих семей, т. е. в среднем на каждое помещичье имение приходилось около 2333 десятин. В то же время 50 млн. крестьян (примерно 10,5 млн. дворов) имели 75 млн. десятин земли, т. е. около 7 десятин на одно крестьянское хозяйство (см.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 17. С. 68). Недостаток земли вынуждал крестьян арендовать ее у помещиков на кабальных условиях — в основном за отработки. Сохранение помещичьего землевладения, полукрепостнические методы эксплуатации, темнота, забитость, бесправие крестьян — все это тормозило развитие капитализма в деревне. Урожайность зерновых росла очень медленно, отставая от среднеевропейских показателей в 3—5 раз. Сбор пшеницы, например, в крестьянских хозяйствах в среднем составлял 6—8 ц с одной десятины. Несмотря на некоторое увеличение валового сбора зерна, хлеба постоянно не хватало, даже в урожайные годы. Массовые голодовки миллионов крестьян, продававших хлеб, чтобы заплатить налоги, арендную плату и другие платежи, были постоянным явлением. Тяжелое положение крестьян объяснялось не только общим безземельем, но и истощением почвы и измельчанием крестьянского надела, доходность которого не покрывала даже нужд крестьянской семьи. В начале XX в. процесс раскрестьянивания и пауперизации крестьян значительно усилился. Таким образом, развитие капитализма в сельском хозяйстве в начале XX в. было мучительным для огромной массы крестьянского населения. Сохранение дворянского землевладения, кабальных отработок, политического и сословного бесправия крестьян тормозило развитие производительных сил и во многом определяло своеобразие империализма в России и ее отставание от других капиталистических стран.
В начале XXв. бурно развивались городская промышленность и железнодорожный транспорт.
1) В экономике страны
сложился свободный рынок
2) Высокие таможенные
пошлины надежно защищали
3) Рубль стал одной
из самых надежных мировых
валют. В российскую экономику
охотно вкладывали капиталы
4) Частная собственность считалась неприкосновенной и защищалась государством.
5) Постепенно рос слой
потомственных
6) Рос, богател и
укреплял свое влияние
С назначением в 1906 году на пост министра иностранных дел А. П. Извольского приоритетными для внешней политики России становятся отношения с европейскими странами. Извольский провозглашал концепцию «равновесия». Проводить курс «равноудаленное от Лондона и Берлина становилось все сложнее.
Экономическая экспансия Германии на Ближнем и Среднем Востоке затрагивала интересы, как России, так и Англии. В 1907 году Россия и Англия подписали соглашение о решении спорных вопросов в Иране, Афганистане и Тибете.
В 1908 году с обострением балканского вопроса усилилось напряжение в отношениях между Россией и Австро-Венгрией. В национально-освободительной борьбе славянских и православных народов против турецкого и австрийского владычества Россия выступила их ее естественным союзником. Агрессивные устремления австрийцев против Сербии, Боснии и Герцеговины базировались на их уверенности в поддержке со стороны Германии. Аннексия Австрией Боснии и Герцеговины резко ухудшила отношения России с австро-германским блоком. Политика «равновесия», отстаиваемая И.П. Извольским, потерпела крах - логикой событий Росси оказалась «привязанной» к Антанте – Англии и Франции.
Информация о работе Форма государства России в начале 20 века