Форма государства и правового положения главы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы выступает изучение основных форм государства и правового положения главы государства.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования решались следующие задачи:
- изучить понятие и структуру формы государства;
- рассмотреть форму правления как основной элемент формы государства;
- изучить основные формы правления в стране;
- определить правовое положение главы государства;

Вложенные файлы: 1 файл

Формы правления.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Примечательно, что в  большинстве стран, свергших в недавнем прошлом тоталитарные режимы (Португалия, Польша, Болгария, Хорватия, Словения, Македония, Союзная Республика Югославия  и входящие в ее состав Сербия и Черногория), установилась смешанная республиканская форма правления, при которой правительство опирается на парламентское большинство, а всенародно избранный президент, будучи нередко харизматическим лидером нации, то есть обладающий общепризнанной популярностью и народным доверием, не вмешиваясь в текущее управление, направляет политический курс.

Глава правительства  подчас выступает в роли "мальчика для битья": если что не получается, то причина не в политическом курсе президента, а в плохом проведении этого курса правительством. В этом, пожалуй, сказываются черты определенной национала ной психологии, сложившейся за многие десятилетия, а порой даже за века единоличной власти. Подобная система традиционно существует и в Финляндии. Своеобразная форма правления в Швейцарии. Правительство (Федеральный Совет) назначается парламентом (Федеральным Собранием) и подотчетно ему, однако политическая ответственность правительства перед парламентом конституционно не предусмотрена, и государственный режим, следовательно, скорее все же дуалистический, а не парламентарный. Гибридные формы республики обладают определенными позитивными чертами: они обеспечивают стабильность правительства, противостоят его замене по разным конъюнктурным, партийным соображениям, исключают министерскую чехарду, свойственную некоторым парламентарным республикам. С другой стороны, система сдержек и противовесов, усиливается президентская власть, и ее носители иногда обнаруживают тенденции к авторитаризму.

Сторонниками смешанных форм правления движет идея укрепления государственности путем устранения правительственных кризисов, частой смены правительств по соображениям политической конъюнктуры, оптимизации способов организации и взаимоотношений высших органов государственной власти, центральных и местных властей. Эти проблемы стоят особенно остро для вновь образовавшихся государств.

Существует еще одна разновидность республиканской  формы правления - советская республика. Хотя данная форма применяется только в "социалистических" странах, где политический режим, как правило, тоталитарный, т.е. максимально удаленный от демократического. Независимо от того, как конкретно именуются представительные органы в социалистических странах - Народные советы и Национальное собрание (парламент) во Вьетнаме, собрания народных представителей в Китае народные собрания в КНДР, ассамблеи (т.е. собрания) народной власти на Кубе, в доктрине этих стран более или менее общепризнанно, что все это - органы советского типа. Первоначальными признаками были такие, как производственно-территориальный принцип формирования представительных органов, обеспечивавший "чистоту классового состава", избрание вышестоящих ступеней нижестоящими.

В большинстве "социалистических" стран эти признаки либо впоследствии исчезли, как в СССР, либо вообще не проявлялись, как в Румынии. Выборы в эти органы, как правило, считались и сегодня считаются всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании. С точки зрения юридической модели признаки советской республики следующие:

1) верховенство и полновластие советов либо представительных органов под иными наименованиями, все остальные государственные органы (кроме жестко централизированной прокуратуры) формируются советами соответствующего уровня, ответственны перед ними и (или) подотчетны им (включая подчас даже суды);

2) советы всех ступеней  образуют единую систему, внутри  которой существуют отношения руководства и подчинения;

3) поскольку депутаты  советов выполняют свои функции,  не оставляя основной работы, сессии советов - редкие и краткие, а их текущие полномочия осуществляются их исполнительными органами на местах и особыми сравнительно узкими коллегиальными органами в центре, решения которых обычно подлежат последующему утверждению советами.

Данная форма правления  напоминает парламентарную республику, правительство формируется "парламентом" и юридически ответственно перед ним. Но никакого баланса властей здесь нет: роспуск "парламента" в случае правительственного кризиса, если таковой случится, не предусмотрен. Разделение властей даже теоретически не признается; ему противопоставлен принцип единства власти трудового народа, воплощенный в советах. Советы должны соединять в своих руках и законодательные, и исполнительные функции. Независимость суда в большинстве случаев признается, однако чисто декларативно: выборы судей советами, подотчетность и отзываемость судей даже по конституции сводят эту независимость на нет.

Казалось бы, совершенно очевидно, что советы, которые состоят  в своей массе из рядовых тружеников (на практике, однако, доля бюрократии в них постепенно стала преобладающей: депутатский мандат стал необходимым приложением к руководящей должности, даже зачастую хозяйственной), в силу этого не в состоянии выполнять задачи исполнительной власти, требующие, как правило, специальной подготовки. Но на деле это ничего не значит, ибо государственный режим не имеет с этой моделью ничего общего.

Реальная власть принадлежит  на каждом уровне не верхушке аппарата коммунистической партии и часто  единолично первому секретарю соответствующего партийного комитета. Все решения советов и других государственных органов, включая суды (подчас даже сценарии их заседаний), инициируются или предварительно одобряются коммунистическими партийными комитетами или их бюро и первыми секретарями. Такой государственный режим получил название партократического.

А что за ситуация сложилась  у нас в стране? Становление российской государственности процесс длительный и многоступенчатый. Он прошел несколько стадий, однако очень скоро стремление воплотить в жизнь прогрессивные идеи реформирования государства стало вступать в противоречие с реальными предпосылками формирования Российского государства. И все же были созданы новые государственные формы, аналогов которым невозможно найти не только в послереволюционной, но и дореволюционной России. Постоянно действующий законодательный орган, конституционное судопроизводство, институт президентской власти необратимо изменили облик государственной власти страны.

На сегодня в Конституции  РФ, принятой 12 декабря 1993 года, в ст. 1 части 1 говорится: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Президент РФ является главой государства (ст. 11 часть 1). Т.е. Конституция устанавливает смешанную форму правления, сочетающую в себе признаки и президентской, и парламентарной республики, призывая тем самым обеспечивать стабильность и работоспособность правительства за счет его подконтрольное парламенту при усложненной процедуре объявления вотума недоверия и президенту при его лидирующей роли в структуре органов власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В теории права и государства  форма правления отражает стабильное взаимодействие различных политических и правовых явлений и процессов. В качестве одного из основных элементов формы государства, занимает форма правления, которая отражает порядок и структуру, а так же порядок создания высших органов власти государственной, показывает влияние различных факторов на эффективность осуществления их деятельности. Рассматривая понятие формы государства, можно сказать что, оно отражает способы верховной государственной власти, структуру и компетенцию его органов, принципы взаимоотношений власти и взаимоотношений между самими органами власти, а так же с населением. Форма правления является наиболее консервативной составляющей организации государственной власти, ее место и роль в жизни человека основывается на сильной идеи, системе традиций, ценностей господствующие в обществе. Возможно, это объясняет сохранение института монархии в развитых различных  европейских странах, в таких как Швеция, Бельгия, Испания, Великобритания, Дания, Норвегия и т.д.

Из этого следует, что  форму правления можно рассматривать  как способ образования высших органов власти государственной, включающаяся принципы и структуру взаимоотношений, их компетенцию, а также уровень принятия участия населения в формировании органов власти государственной. Выделяют следующие формы правления:

Одной из самых древних  форм правления, является монархия, которая начала появляться еще в обществах раннеклассовых. Монархия впервые появилась в истории империи месопотамского царя Саргона I. Появившиеся в средние века в условиях  общества рабовладельческого, монархия стала одной из главной формой правления. Несмотря на демократически - буржуазные революции XVII - XVIII вв. монархия все - таки продолжалась оставаться одной из главных формой правления.

 

 

На современном этапе  времени в мире монархия приходится весьма часто встречаемой формой правления. Примером может служить, что из 30 стран западноевропейских, 10 из которых является монархия, в Азии четвертая часть государств выступают монархиями, в Африке из 53 стран монархия - 3, в Северной Америке монархической формы правления в Латинской Америке, Канаде, так же монархия появилась в Белизе. Большое  количество малых государств островных в Карибском море, также выступают монархиями.

Данная форма правления  монархическая не осталась неизменной в ходе исторического формирования общества. Так, в развитых промышленных странах, таких как Испания, Голландия, Япония, Бельгия, Дания, Швеция монархия оставила только традиционные, в основе сохранил формальные признаки, в странах Персидского залива на Востоке (например, в Катаре, Бахрейне, Саудовской Аравии и т.д.), монархия не претерпела большого количества перемен по сравнению с классической формой правления монархической. Монархия выступает такой формой правления, при которой государственная верховная власть формируется по наследству.

Со временем монархия претерпела некоторые изменения, поскольку на нее оказывало огромное влияние определенного рода факторы, таких как: тип культуры и сложившиеся предпосылки развития общества гражданского, которые послужили появлением ее исторически - конкретных форм. В  прямой зависимости: а) от степени сосредоточения власти верховной в руках одного человека - главы государства; б) от режима взаимодействия определенных органов высшей власти государственной; в) от того, кому доверяется право на образование правительства и перед кем оно несет ответственность, монархия подразделяется на два главных вида: абсолютную и конституционную монархию, которая, так же делятся на два основных подвида - парламентарную и дуалистическую монархию.

Следующей формой правления  выступает республиканская форма правления, которая характерна для современного правового государство с демократическим политическим режимом, однако, существует два главных момента. Во-первых, республика существовала в рабовладельческом обществе, и при феодализме, однако, на ограниченной территории: как правило, это были города - Республики. Во-вторых, за внешне демократическую республиканскую форму правления может хорошо стоять авторитарный режим. Сама идея демократии и Республики как наиболее демократическая форма правления приобрела большую популярность в XX веке. И крушения колониальной системы, за редкими исключениями, привела к образованию только Республики в Африке, Латинской Америке и Азии. Многие страны, однако, ни по уровню экономического развития, ни по уровню культурного развития, не были готовы принять демократические идеи, и вернулся к авторитаризму.

Таким образом, после  рассмотрения разнообразных форм правления, возможно, внести ясность в понимание  основных вопросов деятельности и организации  государственного аппарата. Основной проблемой формы правления является, прежде всего, проблема непризнания или признания принципа разделения властей, способы формирования и отношение органов исполнительной и законодательной власти, а так же проблема их ответственности перед всем народом.


Информация о работе Форма государства и правового положения главы государства