Форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 16:15, контрольная работа

Краткое описание

Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. На характер государственности влияют также национальный состав населения, своеобразие его культуры, включая укоренившиеся обычаи, традиции и религиозные воззрения, размер занимаемой территории, ее географическое положение и другие факторы.

Содержание

Введение.........................................................................................................3

Общие понятия..........................................................................................................3

Форма правления......................................................................................................3

Монархические формы правления.............................................................4

Республиканские формы правления.....................................................................................................7

Форма государственного устройства...................................................................................................13

Унитарное государство..............................................................................14

Федеративное государство........................................................................15

Конфедеративное государство..................................................................17

Форма государственного режима........................................................................................................18

Заключение................................................................................................18

Список использованной литературы................................................................................................18

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 53.84 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГРОДНЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ

 

Факультет истории и социологии

 

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

 

 

Контрольная работа №1

по политологии 

 

 

                                               Выполнила студентка 3 курса

                                        Заочной формы обучения

                                                                      Специальность «историко-архивоведение»

                                               Карпук Наталья Геннадьевна                                                                                                                                                                                                        

             Проверил

                                   Ватыль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гродно 2012г.

Оглавление

 

Введение.........................................................................................................3

 

Общие понятия..........................................................................................................3

 

Форма правления......................................................................................................3

 

Монархические формы правления.............................................................4

 

Республиканские формы правления.....................................................................................................7

 

Форма государственного устройства...................................................................................................13

 

Унитарное государство..............................................................................14

 

Федеративное государство........................................................................15

 

Конфедеративное государство..................................................................17

 

Форма государственного режима........................................................................................................18

 

Заключение................................................................................................18

 

Список использованной литературы................................................................................................18

 

 

 

 

 

Введение

Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. На характер государственности влияют также национальный состав населения, своеобразие его культуры, включая укоренившиеся обычаи, традиции и религиозные воззрения, размер занимаемой территории, ее географическое положение и  другие факторы.

Особенности государственных образований общества у различных народов в различные исторические периоды позволяют, тем не менее, выявить и объединить их существенные общие черты, которые впоследствии могут стать своеобразными шаблонами-аналогиями для определения существующего положения вещей в области государственного устройства, а также для адекватной оценки предполагаемых в данном направлении проектов.

 

Общие понятия

                            

“Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех   веления и обладает суверенитетом”. 

Фома государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента:

·       форму правления;

·       форму государственного устройства;

·       форму государственного режима.

Несмотря на свои различающиеся характерные особенности, форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

 

Форма правления

 

“Форма правления - принцип организации государственной власти”, выражающийся в формировании структуры высших органов государственной власти, определении порядка их образования и распределении  компетенции между ними.                                     

В зависимости от того:

·     как создаются высшие органы государства и каково их строение;

·     какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;

·     как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

·     в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина, формы государственного правления подразделяются на:

·     монархические;

·     республиканские.

 

Древневосточная монархия

 

Организация государственной власти в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия и др.) называют восточной деспотией.

“Деспотия - (греч. despotéia - неограниченная власть) форма

самодержавной неограниченной власти”, реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата.

Следует отметить, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их развития. Власть правителей древневосточных государств была иногда ограничена элементами республиканского правления:

·       в древнем Шумере - избрание правителя советом старейшин и контроль за ним со стороны народного собрания и совета знати;

·       в древней Индии - наличие Совета царских чиновников и даже отдельных государств, основанных на республиканской форме правления.

Сделав, таким образом, оговорку, можно дать  следующее определение:

     Восточная деспотия - такая форма правления, при которой подданные полностью зависят от произвола властей.

 

Древнеримская монархия (30г. до н.э. - 476г. н.э.)

 

Выступавшая в форме империи, древнеримская монархия имеет в своем развитии два периода:

·       принципат;

·       доминат.

“Принципат - (лат. principatus, от princeps - первый, глава) форма рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку - принцепсу (первому в списке сенаторов)”.

“Доминат - (от лат. dominatus - господство) неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (кон. 3 в.)”.

 

Феодальная (средневековая) монархия

 

Феодальная монархия последовательно проходит три периода своего развития:

·       раннефеодальная монархия;

·       сословно-представительная монархия;

·       абсолютная монархия.

     Раннефеодальная монархия как форма государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы (Франкское, Германское, Англо-саксонское государства, Великое Княжество Литовское).

Раннефеодальное государство характеризуется следующими признаками:

·       раздробленность территории;

·       слабость центральной власти;

·       непрочность государственного устройства;

·       наличие остатков родового самоуправления.

По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов-землевладельцев, которые выступали уже как носители верховной власти на своей территории. У них был свой суд, полиция, войско, сборщики налогов, посредством которых они осуществляли личное властвование на своей территории и защищались от нападения извне. Одновременно формировался аппарат центральной власти, органы которого были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.

Вследствие завоеваний слабо организованных народов возникли разновидности раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных империй (империи Карла Великого и Чингисхана). Создававшаяся в центре сильная власть возглавлялась единым владыкою и поддерживалась военной дружиной и народным ополчением. Непрочность таких государственных образований обуславливалась тем, что феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в собственных экономических интересах, а не на благо государства в целом. Поэтому и создавались крупные феодальные землевладения, которые становились соперниками центральной власти.

Таким образом, с развитием крупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальной империи и она распадается на отдельные изолированные государства.

“Сословно-представительная монархия - это такая централизованная форма государственного правления,  при которой власть монарха ограничена сословно-представительными органом (собранием)”.

Такие сословно-представительные собрания (во Франции - Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы) возникают в результате:

·       преодоления феодальной раздробленности;

·       развития товарно-денежных отношений;

·       создания централизованной монархии.

Сословно-представительные собрания, состоявшие из:

·        духовенства;

·        дворянства;

·  представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев), представляли собой, как правило, совещательные органы, занимавшиеся:

·       законодательской деятельностью;

·       контролем за финансами.

Наряду с сословно-представительными органами функционировали строго централизованные:

·       аппарат центральной исполнительной власти;

·       разветвленный аппарат местной исполнительной власти;

·       постоянная армия, всецело подчиненные монарху.

     “Абсолютная монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть всецело принадлежит одному лицу (царю, королю, императору)”.

Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и одновременным распадом феодализма и его сословий.

Основными признаками абсолютной монархии являются:

·       отсутствие органов, ограничивающих компетенцию монарха;

·       ликвидация или полный упадок представительных учреждений;

·       юридически не ограниченная власть монарха;

·       наличие в распоряжении монарха постоянной армии, полиции, разветвленного бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит уже не крупным феодалам, а чиновникам, назначаемым монархом. При чем центральная бюрократия оттесняет феодалов от непосредственного осуществления власти и на местах.

  

Конституционная монархия

 

     Конституционная монархия - это такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом, что определяется утверждаемой им конституцией, изменить которую монарх не в праве.

Как форма правления конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества, но формально не утрачивает своего значения в ряде стран и сейчас (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.)

Конституционная монархия бывает:

·       парламентской;

·       дуалистической (практически изживает себя).

     Парламентская монархия характеризуется следующими признаками:

·   правительство формируется из представителей партии или партий, победивших на выборах в парламент;

·    лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой государства;

·      в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха, являясь символической, фактически отсутствует;

·       законодательные акты принимаются парламентом;

·       правительство ответственно только перед парламентом.

     Дуалистическая монархия, характеризуясь двойственностью государственной власти, имеет следующие признаки:

·     правительство формируется монархом не зависимо от партийного состава в парламенте;

·    правительство не ответственно перед парламентом

Монарх при этом выражает интересы феодалов, а парламент - интересы буржуазии и других слоев населения.

Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии с 1871 по 1918 гг.

 

Республиканские формы правления

 

“Республика - (от лат. res publica, буквально - общественное дело) это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок”.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

·      существование единоличного и коллегиального глав государства

·     выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

·      осуществление власти не по собственному праву,а по воле народа

·      юридическая ответственность главы государства;

·      обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

·      преимущественная защита интересов граждан государства;

·      взаимная ответственность личности и государства.

Выделяются следующие разновидности республиканской формы государственного правления:

 

Афинская демократическая республика (V-IVвв. до н.э.)

 

Основными органами Афинского государства являлись:

·       народное собрание;

·       Совет пятисот;

·       гелиэя.

     Народное собрание - верховный орган Афин, компетенция  которого была обширной:

·       принятие законов;

·       избрание и проверка деятельности должностных лиц;

·       решение вопросов войны и мира;

·       издание постановлений частного характера.

     Совет пятисот  представлял собой контрольно-исполнительный  орган, в функции которого входило:

·       обсуждение вопросов, поступивших на рассмотрение народного собрания;

Информация о работе Форма государственного устройства