Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 16:21, реферат
Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями[15]. Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части: административно-территориальные единицы, автономные культурные, политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных ее частей. Форма государства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства.
Форма государственного устройства
Под формой государственного
устройства понимается совокупность способов
устройства государственной власти
применительно к территории, внутреннее
деление государства на части
и взаимоотношения между этими
частями[15]. Форма государственного
устройства представляет собой внутреннее
деление государства на составные
части: административно-
Как и форма правления,
территориальное устройство также
уходит своими корнями в глубокую
древность. Уже древние восточные
деспотии – империи – делились
на провинции, города, сатрапии, завоеванные
территории и т.д. Имели территориальные
образования и свои органы власти
и управления. Собственно, так и
должно было быть при переходе человечества
в IV-III тыс. до н.э. к государственной
форме организации общества. Возникновение
первоначально городов-
По структуре различаются на: унитарное государство, федерация, конфедерация.
Унитарное государство (от лат. - единство) представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией (политико-административное устройство). Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой правовой и судебной системы, единой конституции, общей финансовой и налоговой системы, единой централизованной системы национальной безопасности единого гражданства. [16]
Большинство унитарных государств
имеют определенное административно-
Федеративное государство (от позднелат. – союз, объединение) – сложное государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединялись в общее государство для решения общих долгосрочных задач[17]. Федеративная форма правления государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями.
Федеративная природа
ряда государств обусловлена в первую
очередь многонациональным
Одним из формальных признаков
федерации является наличие двойного
гражданства. В федеративном государстве
функционирует правовая система, построенная
на принципе централизации, единства,
но субъекты федерации могут создавать
и свою правовую систему. Чаще всего,
хотя и не всегда, им предоставляется
право принятия собственной конституции.
В федерации используется двухканальная
система налогов: федеральные и
налоги субъекта федерации. Главным
вопросом любой федерации является
разграничение компетенции
В настоящее время Россия, США, Бразилия Индия существуют как федеративные государства. Как правило, федерация возникает на основе нормативного договора (например, образование СССР в декабре 19222 г) либо конституции (как это было в 1878 г. в США).
Одной из важнейших, хотя менее
распространенных по сравнению с
другими формами
Конфедерация представляет собой союз государств, который создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических), как правило, носит временный характер[19]. В последующем конфедерация или перерастет в федерацию (США, Швейцария) или распадется (Австро-Венгрия). Современными конфедерациями были Объединенная Арабская Республика (ОАР), включавшая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединявшая Сенегал и Гамбию. Признаки конфедерации имеются и в Содружестве Независимых Государств (СНГ). В качестве конфедерации многие рассматривают Европейский союз.
Конфедерация в отличие от федерации – это, как правило, союз государств, но вместе с тем представляющий некое государственное образование, объединение.
Конфедеративное объединение предполагает создание высших органов. Принятые ими решения не носят обязательного характера для субъектов федерации, последние могут отменить действия актов органов конфедерации на своей территории (право нулификации). Обычно центрального конфедеративного государственного аппарата не существует, а создаются высшие органы координирующего характера. Конфедерация государственным суверенитетом не обладает, субъекты имеют право выхода из ее состава, нет общей Конституции, единой денежной системы, единого гражданства. Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.
Таким образом, в унитарных государствах обособление частей в основном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельной политики не вырабатывают и выделиться в самостоятельные государства не могут. В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления как у государства в целом, так и у его субъектов. Н а федеративные формы организации власти тип государства, соотношение классовых сил оказывают самое серьезное влияние.