Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 20:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы раскрыть характерные черты форм государственного устройства, проанализировать значимость этих форм, а также выявить основные проблемы государственного устройства Российской Федерации и высказать предложения по их решению в нашей стране.
Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1. Форма государства…………..………………………………………….5
Общее понятие формы государства…………………………..…………….5
Историческое развитие формы государства………………………………..7
Форма правления и политический режим…………………………………10
Глава 2. Формы государственного устройства: их виды, признаки……...…..13
Понятие формы государственного устройства и их виды……..………….13
Унитарное государство………………..……………………………………..14
Федеративное государство………..…………………………………………15
Конфедерация………………….……………………………………….…….16
Глава 3 Российское государство, как федерация, принципы ее построения..19
Принципы построения Российского государства, как федерации……..…19
3.2 Основные проблемы федеративного устройства в России и пути их решения………………..…………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников и литературы……………………...........37
В настоящее время признаками конфедерации обладают Содружество Независимых Государств и Европейский союз.
Каждое суверенное государство вправе самостоятельно определять характер своих отношений с другими государствами, действуя на основе общепризнанных принципов и норм международного общения, а также решать проблемы внутреннего устройства в соответствии со своими интересами.
Глава 3. Российское государство, как федерация,
принципы ее построения
3.1 Принципы построения Российского государства, как федерации
До революции 1917 года Россия существовала
и развивалась, как унитарное
государство. Федеративная форма государственного
устройства впервые в истории
России была официально закреплена «Декларацией
прав трудящихся и эксплуатируемого
народа», принятой в январе 1918г. Основные
положения этого документа
Длительное время Россия находилась в составе иного государства — СССР (1922—1991). Это была многослойная федеративная система, элементами которой являлись союзные и автономные республики. При формальном равенстве они по многим показателям своего фактического статуса были неравноправными.
Политика центра по отношению к
своим регионам, как правило, строилась
лишь на принципах жесткой
После распада Советского Союза Россия оказалась в ситуации, угрожающей ее целостности. В этих условиях обострился вопрос о необходимости заключения нового Федеративного договора, который был подписан в 1992 г. Радикально не изменив своего национально-государственного устройства, Россия, тем не менее, пошла по пути постепенного, основанного на добровольности и всеобщем согласии совершенствования федеративных отношений.
В русле этого процесса Адыгейская,
Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская
и Хакасская автономные области
получили статус республик. Ряд других
национальных образований, краев и областей
по существу также повысили свой статус.
Практически они стали административно-
Такого рода перемены получили закрепление и дальнейшее развитие в новой Конституции Российской Федерации (1993). В соответствии с частью 1 ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация является федеративным государством.
Современное федеративное устройство
страны представляет собой разграничение
государственной власти по вертикали,
установление системы сдержек и
противовесов в отношениях федеральных
государственных органов, с одной
стороны, и государственных органов
субъектов Федерации — с
Российская Федерация, согласно ч. 1 ст. 5 Конституции РФ состоит из равноправных субъектов РФ. Перечень субъектов РФ приведен в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ. В настоящее время (с 1 марта 2008 года) в состав Российской Федерации входят 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. Часть 4 ст. 5 Конституции РФ утверждает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.
Федерализм
выступает одной из ведущих основ
конституционного строя России, допускает
сочетание принципов
Черты, определяющие сущность российского федерализма определяются его принципами.
В соответствии с Конституцией РФ федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничений предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.
В соответствии со ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Верховенство
федеральной Конституции и
Верховенство
федеральных законов
По предметам
ведения Российской Федерации принимаются
федеральные конституционные
Часть 1 ст. 5 Конституции РФ закрепляет, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.
Это равноправие также состоит в предоставлении всем субъектам РФ права принятия законов.
Объем принадлежащих
исключительно Российской Федерации
предметов ведения и полномочий
должен быть достаточным для защиты
интересов всего
Если
Федерация не обеспечит единого
правового регулирования в
Необходимым условием для решения этих задач в масштабе всей Федерации является предоставление ей права устанавливать систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также обеспечивать их эффективную деятельность.
Равноправие субъектов Российской Федерации состоит также в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В Совет
Федерации входят по два представителя
от каждого субъекта Российской Федерации
(по одному от представительного и
исполнительного органов
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.
Российская
Федерация состоит из государств,
государственно-
Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории, а также единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Кроме того государственная целостность Российской Федерации обеспечивается верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, единым гражданством Российской Федерации, отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти.
Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение - одной из важнейших его функций.
Безопасность
Российской Федерации, включающая обеспечение
целостности и
Закрепляя принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, Конституция РФ в то же время подчеркивает, что федеративное устройство РФ основано на единстве системы государственной власти (ст. 10 Конституции РФ).
Указание
на то, что федеративное устройство
Российской Федерации основано на единстве
системы государственной власти
означает, что Российская Федерация
берет на себя обязательство
Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение - одной из важнейших его функций. Единство системы государственной власти - одна из гарантий государственной целостности РФ. Единство системы государственной власти выражается в наличие единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.
В Российской
Федерации государственная
Федеральная государственная власть распространяется на всю территорию РФ и осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Генеральным прокурором РФ. Федеральные органы государственной власти в рамках Конституции и законов РФ обеспечивают единство системы государственной власти в РФ.
Необходимо отметить, что государственная власть субъектов РФ является неотъемлемой составной частью единой системы государственной власти в РФ и распространяется на территорию субъектов РФ. Она осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ несут ответственность за соблюдение Конституции РФ и законов РФ, за действия, нарушающие единство системы государственной власти в РФ.
Единство
государственной власти в системе
законодательных органов
Единство государственной власти в системе исполнительных органов государственной власти обеспечивается: подчинением органов исполнительной власти субъектов РФ решениям федеральных органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией и законами РФ; подчинением местных органов исполнительной власти решениям органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах, установленных конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ несут конституционную ответственность за действия, нарушающие единство системы государственной власти в РФ. Формы ответственности органов государственной власти субъектов РФ за действия, нарушающие единство системы государственной власти в РФ устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Вообще характерная черта всякой федерации - разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов.
Конституция РФ указывает на три способа разграничения предметов ведения и полномочий - собственно конституционный, договорный и законодательный. Конституция РФ определяет предметы ведения РФ, предметы совместного ведения, а также полноту государственной власти субъектов РФ.
Статья 71 Конституции РФ устанавливает предметы исключительного ведения РФ. Эти предметы не могут быть переданы в ведение субъектов РФ или в сферу их совместного с РФ ведения только через внесение изменений в Конституцию РФ.