Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 14:55, контрольная работа
Объектом исследования являются формы государства в современном мире.
Предметом исследования являются формы государственного правления на современном этапе.
Цель исследования: определить и выявить общее и особенное в современных формах государственного правления.
В соответствии с выбранной целью были поставлены следующие основные задачи:
1. Определить формы правления как самостоятельного элемента формы государства.
2. Классифицировать современные формы правления.
3. Рассмотреть монархические и республиканские формы правления.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и элементы формы государства4
2. Классификация государств по форме правления7
2.1. Монархическая форма правления7
2.2. Республиканская форма правления14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23
Кафедра юриспруденции
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Понятие и элементы формы государства 4
2. Классификация государств по форме правления 7
2.1. Монархическая форма правления 7
2.2. Республиканская форма правления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объектом исследования являются формы государства в современном мире.
Предметом исследования являются формы государственного правления на современном этапе.
Цель исследования: определить и выявить общее и особенное в современных формах государственного правления.
В соответствии с выбранной целью были поставлены следующие основные задачи:
1. Определить
формы правления как
2. Классифицировать современные формы правления.
3. Рассмотреть
монархические и
Актуальность данного исследования заключается в том, что форма правления как элемент формы государства является одной из наиболее значимых категорий теории государства и права. Данная категория позволяет выделить наиболее типичные черты, позволяющие объединить в несколько классификационных групп большинство государств мира как существующих в настоящее время, так и существовавших в историческом прошлом.
Форма правления входит в понятие форма государства. От формы правления в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе и устойчивость государственных институтов. В форме правления государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.
Изучением форм государственного устройства занимались такие известные ученые, как А.Б. Венгеров, М.Н. Марченко, В.В. Лазарев, Н.И. Матузова и А.В. Малько и другие известные ученые-правоведы.
1. Понятие и элементы формы государства
Типология или классификация государств и правовых систем по типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания развития государства и права. Типология является одним из важнейших приемов или средств раскрытия сути исторического процесса развития государства и права.
Исходными посылками типологии государства и правовых систем являются следующие положения. Во-первых, положение о том, что развитие человеческого общества, а вместе с ним государства и права как непрерывно протекающий, длительный и по своей природе естественно-исторический процесс.
Во-вторых, что этот процесс неразрывно связан с постоянным развитием социальной природы, содержания и назначения государства и права, а также с коренными изменениями основных принципов их организации и функционирования.
И, в-третьих, положение о том, что процесс перехода от одного типа государства и права к другому органически сочетает в себе элементы непрерывности, эволюции государственно-правовых явлений с элементами их дискретности, качественной скачкообразности и революционности [2].
Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.
Нет четкого соотношения между типом и формой государства. С одной стороны, в пределах одного и того же типа государства могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой – государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными движениями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями) [5].
Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. [3].
Элементами формы государства являются (см. схему №1):
Схема №1
┌─────────────────────────────
│ ЭЛЕМЕНТЫ │
│ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА │
└────────────────┬────────────
┌───────────────────────┼─────
┌───────┴────────┐ ┌────────┴───────┐ ┌────────┴────────┐
│ Форма │ │ Форма │ │ Политический │
│государственного│ │государственного│ │(государственный)│
│ правления │ │ устройства │ │ режим │
└────────────────┘ └────────────────┘ └─────────────────┘
1) форма правления – представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
2) форма государственного устройства
– это национальное и административно-
Форма государственного устройства показывает:
3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.
Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих [3].
2. Классификация государств по форме правления
Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей (см. схему №2).
Схема №2
┌─────────────────────────────
│ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО │
│ ПРАВЛЕНИЯ │
└────────────────┬────────────
┌───────────────────┴─────────
│
┌────────┴────────┐
│ Монархии │ │ Республики │
└────────┬────────┘
│
┌──────┴──────┐
┌────┴─────┐ ┌─────┴──────┐ ┌────┴──────┐ ┌────┴────┐ ┌─────┴─────┐
│абсолютная│ │ограниченная│ │президент- │ │смешанная│ │парламент- │
│ │ │ (конститу- │ │ ская │ │ │ │ ская │
└──────────┘ │ ционная) │ └───────────┘ └─────────┘ └───────────┘
└────────────┘
К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.
Если в качестве критерия рассматривать положения главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.
2.1. Монархическая форма правления
Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.
Признаки монархии:
1) власть передается по наследству;
2) осуществляется бессрочно;
3) не зависит от волеизъявления населения.
Монархии бывают абсолютными (неограниченными), т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).
Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.
Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира [3].
Остановимся подробнее на характеристике разновидностей монархической формы государственного правления.
Древневосточная монархия. Как первая в истории человечества форма государственного правления, она имела уникальные, только ей присущие черты. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя, патриархального быта. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только государственные рабы всецело принадлежали монарху.
Организацию государственной власти в странах Древнего Востока (Египте, Вавилоне, Ассирии, Китае, Индии и других) называют восточной деспотией (греч. despoteia — неограниченная власть.). Под деспотией понимают такую форму правления, при которой деспот пользуется неограниченной наследственной властью по отношению к своим подданным, опираясь на силу военно-бюрократического аппарата.
Вместе с тем историко-правовые памятники свидетельствуют, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их длительного развития. В государствах древнего Шумера власть правителя была значительно ограничена элементами республиканского правления. Правители избирались советом старейшин. Деятельность правителей контролировалась советом знати или народным собранием. Таким образом, власть носила выборный и ограниченный характер.
В древней Индии даже в период наивысшего укрепления центральной власти значительную роль играл Совет царских чиновников, что свидетельствует об ограниченности верховной власти монарха. Более того, наряду с монархиями в древней Индии существовали государства и с республиканской формой правления (демократические — “ганы” и аристократические — “сингхи”).