План
1) Введение
2) Правовая культура: понятие
3) Формирование правовой культуры
4) Пути повышения правовой культуры
4) Заключение
Введение
Необходимым условием существования
человека в обществе является
право. Действие права распространяется
на все важнейшие сферы общественной
жизни. Традиционно право определяется
как система общеобязательных
норм и отношений, закрепляемых
государством. чтобы разобраться в специфике
права и правовой культуры, не достаточно
ограничиться данным определением, для
этого необходимо выявить особое место
правовой культуры среди других форм человеческой
деятельности.
Среди правовых явлений правовая
культура безусловно представляет наиболее
многостороннее и многослойное явление.
Правовая культура -- один из аспектов
общечеловеческой культуры, воплотившийся
в праве и юридической практике, один из
обязательных элементов гражданского
общества, правового государства. Она
включает в себя и правовую культуру населения,
и правовую культуру должностных лиц,
органов власти, государства в целом. Правовая
культура опосредует все основные сферы
правовой жизни общества: правотворчество
и законодательство, правосознание и реализацию
права, субъективные права, свободы и обязанности
граждан, политико-юридические институты,
учреждения общества и государства, определяя
их особое качественное состояние, которое
можно выразить понятием правокультурность.
Правовая культура: понятие,
структура, уровень
В теории права нет
единства мнений по поводу
определения понятия «правовая
культура». Обусловлено это тем,
что в культурологии не существует
и общепризнанной дефиниции «культуры».
Важнейшим признаком правового
государства, обязательным условием
его построения является высокий
уровень правовой культуры населения,
профессиональной культуры правоохранительных
органов, должностных лиц.
Правовая культура представляет
собой разновидность общей культуры,
состоящей из духовных и материальных
ценностей, относящихся к правовой
действительности. При этом правовая культура
включает лишь то, что есть в правовых
явлениях относительно прогрессивного,
социально полезного и ценного. Она - не
только результат, но и способ деятельности,
и в этом смысле духовная правовая культура
понимается как образ мышления, нормы
и стандарты поведения.
В культурологическом аспекте
правосознание можно рассматривать
как элемент культуры общества,
его правовой культуры. Правовая
культура включает ценности, созданные
людьми в области права. Она
развивается и обогащается на
основе принципа преемственности.
Правовая культура – это
качественное состояние правовой
жизни общества, которое выражается
в достигнутом уровне совершенства
правовых актов, правовой и
правоприменительной деятельности, правосознания
и правового развития личности, а также
в степени свободы ее поведения и взаимной
ответственности государства и личности,
положительно влияющих на общественное
развитие и поддержание самих условий
существования общества.
Правовая культура личности
– это знание, понимание и уважение
права, проявляющееся в осознанном
исполнении его предписаний.
Правовая культура личности выражается
в овладении ею основами юридических
знаний, в уважении к закону, праву,
в сознательном соблюдении норм
права, в понимании социальной, юридической
ответственности, в непримиримости к правонарушениям,
в борьбе с ними. Знание гражданами своих
прав, свобод, а также обязанностей перед
государством и обществом является составной
частью правовой культуры. Правовое сознание
человека включает чувство убежденности
в том, что он найдет у государств, его
органов помощь в защите своих прав, законных
интересов, что государство справедливо
требует от него выполнения возложенных
обязанностей и что он равен в правах с
другими гражданами, равен со всеми перед
законом и судом.
Как и правосознание, правовая
культура подразделяется на правовую
культуру общества, группы (коллектива)
и индивидуальную правовую культуру (личности).
Высший уровень правовой культуры индивида
- это правовая активность. Она проявляется,
во-первых, в готовности личности к активным
сознательным, творческим действиям как
в сфере правового регулирования, так
и в сфере реализации права, во-вторых,
в законосообразности (или законности)
поведения (деятельности), в основе чего
лежит убеждение в необходимости служения
закону как высшей цености. Особую разновидность
групповой и индивидуальной правовой
культуры составляет профессионально-правовая
культура юристов.
Правовую активность следует
отличать от правомерного поведения.
Не всякое правомерное поведение можно
считать осуществлением такой активности.
Критериями разграничения здесь служат
цель, средства ее достижения и общественно
значимый результат деятельности в правовой
сфере. Не следует относить к ней и просто
инициативное исполнение своих обязанностей
должностным лицом. Такая инициатива является
прямым служебным долгом, в частности
профессиональным долгом, юриста и заключается
в обязанности безупречно служить закону.
Правовая культура характеризуется
состоянием правосудия, законности
и правопорядка. В нее входят
ценностные ориентации общества,
социальных групп и слоев населения,
а также индивидов, имеющие юридическое
значение. Они концентрируются в правосознании.
Наивысшими среди них являются ориентации
на общечеловеческие ценности, а их ядром
- человеческая личность с ее естественными
правами. Не все, что относится к области
права и правовой действительности, можно
считать ценностью в конкретных исторических
условиях. И сама правовая культура представляет
собой ценность в той мере, в какой позволяет
людям пользоваться благами свободы
и справедливости, служит обеспечению
достоинства личности, участвует в достижении
достойного и достаточного уровня жизни.
Важно отметить, что правовая
культура:
включает в себя ценностную оценку
правовых институтов, процессов, форм,
деятельности конкретного общества.
Другими словами, она характеризует
правовые ценности общества, прогрессивные
достижения в сфере права;
-отражает качественное состояние
правовой жизни страны. Поэтому
для каждого государства характерен
свой уровень правовой культуры;
-является высшей формой осознания
интересов и потребностей общества
в правовом регулировании, следовательно,
право представляет собой социальную
ценность, своего рода юридическое
богатство;
-составляет часть общей культуры.
Вместе с тем она занимает
самостоятельное, обособленное место
в социокультурном пространстве;
-во многом зависит от нравственности
общества и нравственных качеств
людей, осуществляющих правовую
деятельность;
-служит непременным условием
и предпосылкой формирования
правового государства и правового
общества в целом.
Таким образом,
некультурное поведение, с точки
зрения права, - это негативное
нигилистическое отношение индивидов,
их объединений к юридическим
нормам, нарушение действующего
законодательства. В силу такого
понимания правовой культуры
всякое противоправное поведение
есть антикультура, а поэтому звучит
абсурдным утверждение о существовании
криминальной субкультуры или культуры.
Культура, в отличие от антикультуры, не
несет в себе разрушения.
Правовая культура общества во многом
зависит от уровня развития правового
сознания личности. Оно характеризуется,
во-первых, тем, насколько глубоко
освоены человеком такие правовые
феномены, как ценность прав и свобод
человека, ценность правовой процедуры
при решении споров, поиска компромиссов;
а во-вторых, насколько информировано
в правовом отношении население,
каково его эмоциональное отношение
к закону, суду, иным правоохранительным
органам.
При определении качества правовой
культуры общества мы обращаем внимание
не только на правотворческую деятельность,
но и на состояние реализации правовых
актов - правоприменительную (решения
и приговоры судов, постановления следователей,
акты прокуроров, документы в сфере государственно-управленческой
сфере) и правореализационную деятельность
(договоры в хозяйственном обороте.
Правовая культура общества - это
правотворческая, правоприменительная,
правореализационная деятельность
коллективных и индивидуальных субъектов
социального процесса, способствующая
саморазвитию и саморегулированию
социальных отношений. По отношению
к личности правовая культура оказывается
связанной с правовыми знаниями,
пониманием и выполнением требований
права в процессе жизнедеятельности.
Формирование правовой
культуры.
В правовой культуре личности есть следующие
уровни: обыденный (дорефлексивый), профессиональный
(деятельностный) и теоретический (рефлексивный),
которые постоянно взаимодействуют. Первый
обыденный уровень ограничен повседневными
рамками жизни людей при их соприкосновении
с правовыми явлениями. Нельзя мыслить,
опираясь только лишь на знания и умения.
Правовая культура предполагает оценку
всех сторон правовой практики.
На втором, более высоком
уровне, профессиональном, правовая
культура во многом определяется
такими факторами как деятельность
граждан по реализации прав
и обязанностей, их исполнению. Она
вырабатывается у отдельных субъектов
при непосредственном, каждодневном
соприкосновении с правовыми
понятиями и явлениями.
Третий уровень представлен
научной (теоретической) правовой
культурой и результатами рефлексивной
деятельности личности. Она характерна
для исследователей, научных работников,
занимающихся вопросами правового
регулирования общественных отношений
и оценками личности.
Отметим, что все три уровня
правовой культуры формируются
в процессе правового обучения
и воспитания. Представленные уровни
определяют государственные органы,
в том числе образовательные учреждения,
и все остальные институты политической
системы общества (религиозные, профсоюзные,
военные и др. организации). Процесс передачи
юридических знаний и опыта осуществляет
воздействие на сознание и поведение человека,
формирует у него позитивные представления,
взгляды, ценностные ориентации, чувства,
эмоции. Все это способствует воспитанию
законопослушности, что, в целом, влияет
на соблюдение, исполнение и использование
человеком правовых норм.
Следует отметить, что правовая
культура формируется постепенно.
Сначала закладывается социальный
фундамент - нравственные и правовые
взгляды и убеждения. Важнейшим
условием организованной социальной
жизни является наличие между
людьми неких соглашений, выражаемых
в нормах. Без норм, обуславливающих
поведение, взаимодействия в социальной
группе были бы невозможны. Мы
бы лишились ориентиров, подсказывающих,
что допустимо, а что выходит
за рамки допустимого. Под влиянием
окружающей природной, антропогенной
и техногенной среды формируются
представления о простых, но
необходимых правилах взаимоотношений
между людьми. Эти правила, в
свою очередь, требуют официального
закрепления со стороны государства.
Так формируется право, складывающееся
в виде системы норм и институтов,
выполняющих основную функцию
по регулированию общественных
отношений между людьми.
Возросшую роль правосознания
в современных условиях достаточно
точно характеризует Р. С. Байниязов.
Он пишет: «Значение сознания, правосознания
в частности, в жизни людей огромно, имеет
более глубокие социальные корни, чем
представлялось нам ранее, так как человек
не в состоянии решить ни одну задачу,
достичь какой-либо цели без сознания,
воли, эмоциональнопсихологических факторов».
В социологической и теоретической
юридической науке существуют
различные точки зрения при
определении сущности правосознания.
Так, по мнению С. С. Пискуновой,
в правосознании выражено как
знание права и правовых явлений,
так и отношение к ним (их
оценка) и требования (волевое стремление)
к установлению правовых норм,
институтов, прав и обязанностей.
В общих чертах «формирование правовой
культуры» обычно рассматривается как
ее развитие, процесс и результат. Наряду
с этим «формирование правовой культуры
человека» определяется как целенаправленное
воспитательное воздействие на сознание
личности, имея в виду его «формирование»,
«формовку», «проектирование», «лепку»
и т.д. Формирование правовой культуры
тесным образом связано с формированием
правового сознания. В этом случае
нет необходимости в четком разграничении
объективных и субъективных факторов
воздействия
на правовое сознание, а также
направлений этого процесса. Но такой
подход не учитывает особые методологические
«тонкости», значение которых является
принципиально важным для формирования
правовой культуры. Говоря о теме исследования,
невозможно не обратить внимание на соотношение
процесса «формирования» и «воспитания».
В юридической литературе, к
сожалению, посвященной не только
образовательному праву, понятия «формирование»
и «воспитание», как правило, отождествляются.
Последнее нередко рассматривается
как процесс влияния на личность
объективных (социальные и политические
условия, непосредственное окружение)
и субъективных (целенаправленное идеологическое
воздействие) факторов.
Конструкция «формирование
правовой культуры» включает
в себя наиболее широкое содержание:
как воздействие на сознание
объективных факторов окружающей
действительности, так и воспитание,
которое предполагает субъективное целенаправленное
воздействие на личность несовершеннолетнего.
Говоря о проблемах формирования правовой
культуры, методологически важно
исходить из природы личности.
Материалистический подход предполагает
рассмотрение человека, прежде
всего, как общественного существа.
В своей сущностной основе человек, как
известно, в жизнедеятельности и в поведении,
представляет собой совокупность общественных
отношений. Как само общество производит
человека, так и человек производит общество.
Исходя из этой методологической основы,
можно лучше понять характер взаимодействия
и взаимовлияния общества и
личности, их взаимную обусловленность.
А это, в свою очередь,
позволяет вернее осмысливать процессы
формирования и воспитания личности, выступающей
в роли субъекта образовательных правоотношений.
Исследование проблемы показывает определяющую
роль объективных факторов по отношению
как к общественному сознанию в целом,
так и к правовому, в частности. Не отрицая
значение правового воспитания, способствующего
выработке у личности того мировоззрения,
тех личностных свойств, реальных
качеств, мотивов поведения,
ценностных ориентаций, установок,
которые отвечают потребностям общества,
считаем необходимым, отметить недопустимость
его преувеличения.