Формы государсв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 07:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы раскрыть характерные черты форм государственного устройства и проанализировать значимость этих форм.

Для написания работы была использована учебная литература по курсу «Теория государства и права». Можно отметить, таких авторов учебников как: Чиркин В.Е.[1], Кузнецов И. А.[2], Мальцев Г.В.[3], Четвернин В.А.[4], Алексеев С.С.[5].

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие формы государства…………………………………………………..4

2. Формы правления……………………………………………..………………..7

2.1. Монархические формы правления …………………………….…………7

2.2. Республиканские формы правления……………………………..……….9

3. Форма государственного устройства. …………………………...………….13

3.1.Унитарное…………………………………………………..……….…….13

3.2. Федеративное……………………………………………………....….…16

3.3. Конфедеративное………………………………………………….…..…19

4. Форма политического режима. ……………………………..………….……22

4.1. Демократический………………………………………………….….…22

4.2 Тоталитарный…………………………………………………..…….…25

4.3 Авторитарный……………………………………………………..…….25

Заключение. ………………………………………………………………..…....27

Список используемой литературы. …………………………………………....29

Вложенные файлы: 1 файл

Формы гос-ва_1.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

     4. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

     5. При федеральном государственном устройстве в парламен­те имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

     6. Основную общегосударственную внешнеполитическую де­ятельность в федерациях осуществляют союзные государствен­ные органы. Они официально представляют федерацию в меж­государственных отношениях[26].

3.3 Конфедерация.

Конфедерация (лат. confoederatio — союз, объединение) — по­стоянный союз государств, который образуется для достижения конкретных целей, при котором входящие в союз государства со­храняют свою международную правосубъектность. Как правило, конфедерация обеспечивает более высокую степень интеграции в экономической, социальной, политической, военной и других сферах, чем при обычном международном сотрудничестве.

Конфедерация — форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, они создают специаль­ные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).

Как форма союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме, конфедерация в настоящее время не существует нигде. На разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеративную форму государственного устройства. По сути, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организа­ции, она под воздействием тех или иных причин теряет равно­весие, необходимое для ее сохранения[27].

Признаки, характерные для конфедерации:

1. Договорная форма образования. Большая часть конфедера­ций была образованна на основе соответствующих договоров.

2. Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличии от федерации, где попытка сецессии чаще всего рассматривается как подрывающая целостность государства, выход из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

3.Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет при­надлежит государствам, входящим в нее, т. е. никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, вхо­дящего в состав конфедерации, без их согласия.

4. Предметы ведения конфедерации ограничены перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это во­просы войны и мира, внешней политики, формирование еди­ной армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

5. В конфедерации образуются не все государственные орга­ны, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенных по договорным актам.

6. В представительных органах конфедерации делегаты пред­ставляют не территориальные части или население одного го­сударства, а суверенитет государства.

7. Постоянно действующие государственные органы конфе­дерации не обладают властными полномочиями. Акты конфе­деративной власти не содержат норм прямого действия и адре­сованы к органам власти субъектов конфедерации.

8. Субъектам конфедерации принадлежит право нуллифика­ции, т. е. отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.

9. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогооблажения конфедерация не обладает.

10. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать тамо­женные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

11. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая систе­ма денежного обращения.

12. Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчи­нение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

13. В конфедерации нет союзного гражданства.

14. В конфедерациях отсутствуют единая экономическая, по­литическая и правовая системы[28].

Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

 

 

 

4. Государственный (политический) режим: понятие и виды

Политический режим представляет собой совокупность спо­собов и методов осуществления власти государством. Некото­рые исследователи придерживаются мнения, что «политичес­кий режим» это слишком широкое понятие для данного явле­ния и предпочитают использовать несколько иное — «государ­ственный (государственно-правовой режим)». В отличие от понятий формы правления и формы государственного устройст­ва, которые относятся к организационной стороне формы госу­дарства, термин «государственный режим» характеризует ее функциональную сторону — формы и методы осуществления государственной (а не иной) власти.

Государственный режим — важнейшая составная часть поли­тического режима, существующего в обществе. Политический режим — понятие более широкое, поскольку оно включает в се­бя не только методы государственного властвования, но и ха­рактерные способы деятельности негосударственных полити­ческих организаций (партий, движений, союзов).

Государственно-политический режим — это понятие, обозна­чающее систему приемов, методов, форм, способов осуществ­ления государственной и политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Характер государственно-политичекого режима никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая распространенных указа­ний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их со­держании[29].

Выделяют несколько разновидностей политических режимов.

4.1 Демократический режим.

Демократия — (от греч. demokratia, буквально — народовлас­тие) — политический режим, при котором государственная власть осуществляется правовыми методами в соответствии с законами, все граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством, в том числе через свободно избран­ных представителей. Гражданам обеспечиваются личные, поли­тические и гражданские права и свободы.

Демократическое государство, в современном его понимании, отличается от государств других типов следующими основными признаками, принципами: признание народа источником власти, носителем суверенитета (исключительно ему принадлежащей учредитель­ной власти в государстве; равное право всех граждан на участие в управлении государством; обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина в объеме, установленном закона­ми, признание принципа подчинения меньшинства большинст­ву (при принятии законов, выборах и других коллективных ре­шениях); формирование основных органов государственной власти путем свободных выборов. Производными от основных признаков демократии являются: подконтрольность, подотчет­ность и ответственность государственных органов (и должност­ных лиц), формируемых путем назначения, перед представи­тельными органами государственной власти и избранными должностными лицами; идеологическое и политическое много­образие, свобода деятельности общественных объединений; вер­ховенство закона во всех сферах общественных отношений, в том числе и в деятельности государственных органов[30].

Политическими предпосылками этого режима являются:

— отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, которая однозначно определяет цель общественно-исторического развития, а иногда и политичес­кие средства ее достижения;

— наличие свободно формируемых внегосударственных по­литических партий, отражающих социальную дифференциа­цию гражданского общества;

— ограничение политической роли партий участием в выбо­рах, на которых они выступают с разработанной избирательной программой, отражающей интересы представляемой партией социальной группы гражданского общества;

— функционирование политической системы, предполагаю­щей борьбу, конкуренцию политических партий, соглашение между ними, образование коалиций политических сил, кото­рые стремятся к парламентскому большинству и получению ре­шающей роли в государственном управлении; предполагается, что возникающая таким образом политическая борьба есть от­ражение социально-экономической конкуренции внутри граж­данского общества;

— существование не определяющего государственную поли­тику и потому не несущего за нее ответственность меньшинст­ва, в функцию которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка альтернативных программ общест­венного развития, позитивная критика государственного руко­водства, идеологическая и кадровая подготовка его смены;

— наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов, протестов и т.д. и т.п.), при помощи которых суверенные объекты граж­данского общества осуществляют свою самодеятельность в сфере политической жизни.

Либерально-демократический режим является наиболее со­временной формой демократии. Либерально-демократический режим существует во многих странах. Либеральным называют такой де­мократический режим, политические методы и способы осуществления, власти которого основаны на системе гуманисти­ческих и демократических принципов. В отношениях личности и государства приоритет сохраняется за личностью.

Из основного принципа демократического государства (признания народа источником власти) следует вывод о направленности деятельности государства в целом — в интересах боль­шинства граждан[31].

4.2 Тоталитарный режим.

Тоталитаризм — это одна из форм господства (тоталитарное государство) характеризующаяся его полным (тотальным) кон­тролем над всеми сферами жизни общества; фактической ликвидацией конституции, прав и свобод; репрессиями в отноше­нии оппозиции и инакомыслящих. Для политического режима тоталитарного толка характерно насильственное навязывание населению государства общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих по­рядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство обеспечивается политическим господством партии, возглавляемой вождем. Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся средства массовой информации, печать. В методах управления преобла­дают политическое и физическое насилие, полицейский и жан­дармский террор. Подобные свойства, казалось, исключают возможность ненасильственной смены тоталитарной власти. Однако опыт государств Восточной Европы и СССР показал, что тоталитарный политический режим способен к самоизле­чению, с постепенным и относительно мирным переходом посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическо­му государственно-политическому режиму[32].

4.3 Авторитарный режим.

Авторитаризм — это система власти, характерная для антиде­мократических политических режимов. Характеризуется сосре­доточением всей государственной власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основных политиче­ских свобод (слова, печати), подавлением политической оппо­зиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться, от уме­рено авторитарного режима с формальным сохранением атри­бутов демократии до классической фашисткой диктатуры.

Авторитарный политический режим является промежуточ­ным между тоталитарным и демократическими режимами, пе­реходным от одного к другому. При этом переход может осуще­ствляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталита­ризма. Переходный, промежуточный характер авторитарного режима определяет «размытость», нечеткость его свойств. В нем наблюдаются черты и тоталитаризма, и демократии. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полно­го контроля над всеми сферами жизни. В нем нет единой госу­дарственной, обязательной для всех идеологии, которая заме­няется идеологическими конструкциями типа теории нацио­нального интереса, идеями патриотизма. Управление осуществляется не столь жестким, как при тоталитарном режиме спо­собом. Массовый террор отсутствует.

Авторитарные политические режимы, как правило, появля­ются на сцене истории тогда, когда власти намерены присту­пить к коренным реформам общественного строя и осущест­вить «революцию сверху»[33].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых, прежде всего, определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII - XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория "политический режим" возникла, по мнению С.С. Алексеева, и вовсе в 20-х годах XX века.

Таким образом, в древности и в средние века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире - так, в некоторых государствах древности существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные государства. С появлений федераций положение изменилось. И хотя в форме правления монархия продолжала и продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным, пока не достигает современного уровня. Сейчас наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость рассмотрения данной темы.

Информация о работе Формы государсв