Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.
Задачи курсовой работы:
• изучить формы государства;
• рассмотреть формы правления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА .............................................................5
2 ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА...........................................................6
2.1 Форма государственного правления................................................................6
2.1.1 Монархическая форма правления ................................................................7
2.1.2 Республиканская форма правления..............................................................8
2.2 Форма государственного устройства............................................................10
2.2.1Унитарное государство ................................................................................10
2.2.2 Федерация.....................................................................................................11
2.2.3 Конфедерация...............................................................................................12
2.2.4 Другие формы государственного устройства ...........................................13
2.3 Политический режим .....................................................................................16
2.3.1 Демократический режим ............................................................................18
2.3.2 Тоталитарный режим ..................................................................................20
2.3.3 Авторитарный режим ..................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ...........................................28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП.docx

— 53.64 Кб (Скачать файл)

В России президентская республика отличается чрезвычайно сильной  властью президента. Исходя из этого  форму правления современной  России в научном обиходе иногда называют суперпрезидентской республикой8.

2.2 Форма государственного устройства

Форма государственного устройства – это  элемент формы государства, характеризующий  внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего  государства с органами его составных  частей9.

С помощью данного понятия  государственное устройство характеризуется  с точки зрения распределения  власти в центре и на местах.

В зависимости от этого  критерия различают следующие формы:

  1. унитарное государство (Польша, Венгрия, Болгария, Италия и т.д.);
  2. федерация (Германия, Индия, Мексика, Канада, США, Россия и т.д.);
  3. конфедерация.

2.2.1 Унитарное  государство

Унитарное государство – простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета10. В нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии, Франции, Италии, Монголии.

В унитарном государстве  все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным  правом налогообложения обладает государство, а не  территория. Взимание местных  налогов допускается как правило  с санкции государства. Территории в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать  и взимать налоги.

Унитарные государства бывают централизованными (Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.д.) и децентрализованными (Испания, Франция и др.), в которых  крупные регионы пользуются широкой  автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

2.2.2 Федерация

Федерация – сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той  или иной мере суверенитетом и  другими признаками государственности11. В нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике.

Федерации могут быть построены  по территориальному (США) либо по национально-территориальному (Россия) принципу.

Федерации строятся на основе распределения функций между  ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая  может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая – субъектов федерации; третья –  совместной компетенцией союза и  его членов. В настоящее время  в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, США, Канада, Мексика); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании, федерацией является Австралии.

2.2.3 Конфедерация

Конфедерация  – временный союз государств, образуемый для достижения политических, экономических, военных и прочих целей12. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные  образования  и существует сравнительно недолго: они либо распадаются, как  это произошло с Сенегамбией  – объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг., либо преобразуется в  федеративные государства, как это  произошло со Швейцарией.

2.2.4 Другие формы государственного устройства

Появилась новая форма  ассоциированного государственного объединения, названного содружеством государств13. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место  и некоторые другие специфические  формы – империи, протекторат.

Империя – насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо путем создания иного вида давления (экономического, политического и т. п.)14. Вместе с тем история знает и добровольное, договорное вхождение некоторых государств в состав империи. Это происходит, как правило, тогда, когда народу этого государства грозит уничтожение со стороны другого государства, и в воссоединении с родственными государствами (по религии, языку) народ этого государства видит своё спасение. Но в основном империя держится на применении принуждения (военного, экономического, политического, идеологического), и как только этот опорный столп исчезает, она рушится.

Степень зависимости составных  частей империи бывает различной. Некоторые  государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи  никогда не было единого государственно-правового  статуса.

Круг империй достаточно широк. Они существовали во все исторические эпохи (Римское государство, Великобритания, Россия и др.).

Выделяются  такие классы сложных государств, как протекторат  и уния. Протекторат (покровительственные отношения) над той или иной территорией предполагал изначально договорные отношения между сильным и слабым государствами, устанавливающие особые взаимные обязанности и права15.

Протекторат относят к  числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после  заключения международного договора о  покровительстве нового (третьего) государства не появляется, а, следовательно, не возникает вопроса и о его  территориальной организации. Тем  не менее, если допустить, что на государство, над которым осуществляется покровительство, нападает другое государство, то это  означает объявление войны и государству, взявшем на себе покровительство.

Примерами протектората являются: протекторат Испании над Монако (с 1524 г.), а с 1643 г. протекторат Франции над Монако, протекторат России над Молдавией и Валахией после русско-турецкой войны 1828-1829 гг. и др.

Под унией понимается союз, соединение, объединение государств16. Среди уний различаются конфедерации, федерации, объединение монархических государств в форме реальной и персональной (личной) унии, фузии, инкорпорации, империи. К униям также можно отнести и такие формы государственного устройства, как содружество и кондоминиум. Рассмотрим данные формы.

Объединения монархических  государств существуют в форме личной персональной или реальной уний. Общим  у обеих форм является то, что  они возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.

Личная  уния имеет основанием случайное, непреднамеренное совпадение независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах для различных порядков наследования престола17. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Так, в прошлом веке прекратилась личная уния между Великобританией и Ганновером в 1837.

Реальная  уния возникает в результате соглашения государств, в силу которого у них появляется общий монарх18. Реальными были унии между Норвегией и Швецией (1815 г.), Австро-Венгрия.

Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое как слияние  присоединение одного государства  к другому) представляют большой интерес. Фузией было, например, воссоединение ФРГ и ГДР, инкорпорацией, как полагают многие, – присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к СССР в 1940 г.

Кондоминиум – совместное владение, совместное управление одной и той же территорией двумя или несколькими государствами19. Так, в период 1899 – 1951 г.г. Великобритания и Египет осуществляли кондоминиум в отношении Судана.

Данная классификация  форм государственного устройства ярко свидетельствует о многоаспектности и сложности данной проблемы, о  том, что нет единых рецептов для  разрешения проблем, возникающих между  государствами. Но вместе с тем предложенная классификация – яркое доказательство существования выхода из любых тупиковых  ситуации.

Словом, межгосударственные формы делятся на два вида: добровольные и насильственные. Если на начальном  этапе развития человечества преобладали  насильственные формы межгосударственного  объединения, то с развитием цивилизации  они уходят в прошлое. Их место  занимают добровольные формы международного общежития, объединения. В перспективе  интеграционные связи между государствами  будут все более и более  возрастать. И XXI век обещает быть веком без войн. Все цивилизованные государства в настоящее время  должны прилагать и прилагают  к этому немалые усилия.

2.3 Политический  режим

Политический (государственный) режим – это  система методов, способов и средств  осуществления политической власти20. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического  режима судят о подлинной картине  принципов организации политического  устройства общества. Политический режим  создает определенный политический климат, существующий в той или  иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Политический режим представляет собой совокупность способов, средств  и методов практического осуществления  правящими кругами, главным образом  высшими должностными лицами, государственной  властной воли.

Политический режим обеспечивает определенную упорядоченность и  стабильность политической власти; управляемость  субъектов политики, приемлемую для  власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной  власти, реализацию интересов властвующей  элиты.

Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических  процессов, структурированностью правящей элиты, состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом  легитимности.

Понятие «политический режим» включает в себя следующие признаки:

    1. степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
    2. соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства, гарантированность прав и свобод личности;
    3. характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;
    4. положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
    5. место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
    6. тип политического поведения; характер политического лидерства;
    7. доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
    8. политическое и юридическое положения и роль в обществе «силовых» структур государства;
    9. мера политического плюрализма, в том числе многопартийность.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два режима: демократический и антидемократический. К антидемократическим режимам  относятся авторитарные и тоталитарные режимы.

2.3.1 Демократический  режим

Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа.  Основными характеристиками демократического режима являются:

    1. провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
    2. решения принимаются большинством с учетом мнения меньшинства;
    3. предполагается существование правового государства и гражданского общества;
    4. выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
    5. силовые структуры находятся под демократическим контролем общества;
    6. доминируют методы убеждения, компромисса;
    7. политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;
    8. гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;
    9. реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Информация о работе Формы государства