Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных понятий, терминов, разновидностей форм государства.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
дать определение формы государства;
раскрыть понятие и виды форм государственного правления;
рассмотреть понятие и виды форм государственного устройства;
рассмотреть виды политических режимов;
исследовать форму российского государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Формы государства
1.1. Понятие и признаки формы государства
1.2. Структура формы государства
Глава 2. Форма государственного правления
2.1. Понятие, свойства и виды монархии
2.2. Понятие, свойства и виды республики
2.3. Особенности формы правления современной России
Глава 3. Форма государственного устройства
3.1. Понятие и виды государственного устройства
3.2. Особенности формы государственного устройства современной России
Глава 4. Политический режим
4.1. Понятие и виды политического режима
4.2. Политический режим РФ
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВА.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Основные концепции  демократического режима:

  1. Либеральная концепция демократии
  2. Марксистко-ленинская (советская) концепция

       Либеральная концепция возникает в период нового времени. Она является доминирующей и реализуется в большинстве стран. Высшей ценностью либеральной идеологии является человек, его права и свободы. Индивидуальные интересы доминируют над общественными. Существование государства оправдано тем, что оно помогает решать обществу и человеку определённые проблемы. Эта концепция запрещает возможность какого-либо политического, морального осуждения человека за инакомыслие. Напротив либеральная концепция не утверждает, что решение государственной власти, принятое на основе мнения большинства, это всегда правильное решение, большинство может заблуждаться. Однако неверное решение, принятое на основе мнения большинства создают меньше оснований для конфликтов. Демократия не гарантирует от ошибок – это наилучший способ избежание конфликтов. У. Герчик говорил, что « демократия – это плохой государственный режим, но все остальные ещё хуже».

Принципы по организации  государственного аппарата:

  • принцип разделения властей
  • наличие равного и всеобщего прямого избирательного права
  • парламентаризм, т.е. законодательная власть принадлежит парламенту
  • многопартийность
  • свобода слова, печати, СМИ, запрещение цензуры
  • приоритет судебной формы защиты прав означает, что любой спор в демократическом государстве может быть рассмотрен в судебном порядке на основе принципа независимости суда, равноправия сторон и состязательность процесса.

Главным пунктом является отсутствие профессионального парламента.

     Советская концепции - это концепция, где решения принимаются на основе большинства – это всегда верное решение, пренебрежительно относятся к мнению меньшинства. Для данной концепции характерны следующие принципы:

  • единство и полновластие советов. Принцип разделения властей отрицался советской властью и считался буржуазным. На его месте стоял принцип единства, в соответствии с которым главными органами в государстве являлись советы трудящихся. Так как все остальные органы государственного аппарата производны от советов и находятся у них в подчинении.
  • демократический централизм. В его соответствии вышестоящий совет мог давать обязательные к исполнению указания нижестоящему совету по любым вопросам. По сути дела демократический централизм был направлен на отрицание принципа федерализма. Федерализм всегда подразумевает наличие у субъектов федерации некоторую долю собственных полномочий. А в условиях демократического централизма республики областные советы не имели собственных полномочий, прав и свобод. Идея парламентаризма отрицалась. Главное отличие, что парламент работает на профессиональной основе. Депутат не участвует в хозяйственной жизни общества, а советы – полновластные органы трудящихся. Они работают на сессионной основе.
  • принцип партийности. Коммунистическая партия признавалась ядром политической системы общества. Партийная конкуренция в борьбе за власть отрицалась.
  • социалистическая законность означает, что государственная власть должна подчиняться закону.

      Антидемократический режим – это режим, где основные решения принимаются на основе произвола, как мнения большинства, так и мнения меньшинства.

      Тоталитарный режим – это режим полного всеобщего контроля государства за всеми сферами общественной жизни с помощью средств вооружённого насилия.

«Признаки тоталитарного  режима24»:

  1. Наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером – диктатором; обожествление лидера, его пожизненная несменяемость.
  2. Монополия государства на средства вооружённой борьбы
  3. Наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массовый террор по отношению к «врагам народа»
  4. Подчинение экономики государству, командно-административная система управления
  5. Наличие официально господствующей в обществе тоталитарной идеологии. Идеология не подлежит критике, и отступление от неё строго карается государством
  6. Полный контроль над  средствами массовой информации

     Хотя тоталитарный  режим претендует на установление всеобщего равенства и ориентирован на создание социально однородного общества, на самом деле он порождает глубокое неравенство между бюрократическим аппаратом и населением.

   Авторитарный режим – это политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тоталитарный контроль над обществом. Источником власти является один человек или группа лиц. Народ отчуждён от власти, и она не подконтрольна гражданам. Деятельность политической аппозиции запрещена. Режим потенциально опирается на силу. Государство отказывается от тоталитарного контроля над обществом, не вмешивается во внешне политические сферы жизни. Режим в основном занимается обеспечением собственной безопасности и стабильности.

4.2. Политический  режим РФ

 

Политическая власть, осуществляемая в России, не использует методы традиционного авторитаризма, а имеющий место политический режим не может себя изолировать  от некоторых черт современной либеральной  демократической политики таких, как критика со стороны СМИ, парламентский надзор, а также выборов. «Политическая система регулируется конституционными нормами, законами, судебными решениями, а режим действует в зависимости от личных связей, покровительства и попытками сохранить свою автономию. Политические институты создаются, но политические процессы остаются не институционализированными, так как в их основе лежат личные связи»25. Решительным шагом на пути к демократии является переход власти от группы людей к набору правил. Р. Даль, давая характеристику демократического государства, говорит, что главное - это свободные альтернативные выборы для избрания политических представителей, основные гражданские права и ясно обозначенные «правила игры», защищающие эти основные свободы. Двойное лицо российской политики отражает напряжение, существующее между принципами функциональности и законности. Сосуществование режимной системы и демократического режима является непростым. С одной стороны, режимная система является глубоко авторитарной и стремится изолировать себя от эффективного демократического контроля; с другой стороны, для достижения законности и устойчивости режимная система использует демократические институты, такие как выборы и другие формы привлечения общественной поддержки. Выборы сохраняют потенциал для превращения демократии из режимной в реальную. Голоса избирателей являются важнейшим ресурсом режимной системы. В сегодняшней России ни один политик не может построить или завоевать власть без использования голосов в качестве ресурса.

Режим, сложившийся в  России при Путине, коренным образом  отличается от предыдущих царского и  коммунистического именно тем, что  он в гораздо большей степени  соответствует политическому идеалу и политической культуре большинства  россиян. Нынешний российский режим не идеологичен: установки элиты в основном разделяются населением. Нет носителей принципиально иной идеологии и среди оппозиционных групп. И если даже насильственным путем отстранить от власти конкретную правящую группу, любая другая пришедшая ей на смену будет проводить приблизительно ту же политику с небольшими вариациями. Поэтому «оранжевая» или любая иная революция в современной России столь же бессмысленна, как и в других постсоветских государствах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Форма государства может  быть понята лишь в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы  государственного устройства и формы  государственного режима. Несмотря на имеющиеся различия, форма всех существующих государств имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, как устроены органы государства.

Форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения с государством в целом.

Политический режим  характеризует – как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью  каких приемов и методов государство  выполняет свое социальное назначение  - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок и другие свои функции.

Наиболее распространенной формой государства на нашей планете  в настоящее время является  демократическая республика, которая  представляет собой продукт наиболее прогрессивных представлений человечества об устройстве современного общества. Однако, по мнению многих ученых это не исключает появления в будущем принципиально новых элементов формы государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список использованной литературы

 

  1. Конституция РФ. М., 1993.
  2. Баранов П.А. Обществознание. М., 2008.
  3. Кистяковский Ф. Лекции по общему государства и праву. М., 1912.
  4. Клименко А.В.Обществознание. М., 2009.
  5. Козак Д.Н. Указ. соч.
  6. Комаров С.А. Общая теория государства и права. С.-П., 1998.
  7. Конституционное право России: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.А. Безуглова, Л.Л. Беломестных. М., 2004.

 

  1. Котляровский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. М., 1915.

 

  1. Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т.4.

 

  1.  Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 1999.

 

  1.  Мелехин А.В. Теория государства и права. М., 2007.

 

  1.  Пугачёв В.П. Введение в политологию. М., 2006.

 

  1.  Румынина А.В. Учебное пособие для поступающих в вуз. М., 2007.

 

  1.  Соловьёв А.И. Введение в политологию. М., 2006.

 

  1.  Сухарёв А.Я. Большой юридический словарь. М., 2010.

1 Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1998. С. 53. 

2 Котляровский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. М., 1915. С.18.

3 Сухарёв А.Я. Большой юридический словарь. М., 2010. С. 807.

4 Сухарёв А.Я. Большой юридический словарь. М., 2010. С. 807.

5 Сухарёв А.Я. Большой юридический словарь. М., 2010. С. 807.

6 Мелехин А. В. Теория государства и права. М., 2007. С. 85.

7 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 1999. С. 179.

8 Клименко А. В. Обществознание. М., 2009. С. 295.

9 Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т.4. С. 251-252.

10 Кистяковский Ф. Лекции по общему гос. праву. М., 1912. С.290.

11 Румынина А.В. Учебн. пособие для поступающих в вузы. М., 2007. С. 330.

12 Клименко А.В. Обществознание. М., 2009. С.  298.

13 Пугачёв В.П. Введение в политологию. М., 2006. С. 262.

14 Мелехин А.В. Теория гос. и права. М.,2007. С. 89.

15 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (С учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ)

16 Баранов П.А. Обществознание. М., 2008. С. 147.

17 Марченко М.Н. Проблемы теории гос. и права. М., 1999. С. 183.

18 Мелехин А.В. Теория гос. и права. М.,2007. С. 92.

19 Соловьёв А.И. Введение в политологию. М., 2006. С. 266.

20 Комаров С.А. Общая теория гос. и права. С.-П.,2001. С. 305.

21 Конституционное право России: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.А. Безуглова, Л.Л. Беломестных. М., 2004. С. 743.

22 Козак Д.Н. Указ. соч. С. 18.

23 Марченко М.Н. Проблемы теории гос. и права. М., 1999. С. 193.

24 Клименко А.В. Обществознание. М., 2009. С. 306.

25  Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты // Общественные науки и современность. 1997. № 1.


Информация о работе Формы государства