Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:56, курсовая работа
Изучая устройство государства, я поставила пред собой следующие цели и задачи:
1. Подробно рассмотреть формы государства.
2. Проанализировать формы правления государства.
3. Выявить формы государственного устройства.
4. Рассмотреть политико-государственный режим.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА………………...5
1.1. Понятие формы государства……………………………………………………....5
1.2. Структура формы государства……………………………………………............6
1.3. Причины многообразия форм государства……………………………………….7
ГЛАВА 2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА………………………………...9
2.1. Понятие формы правления государства………………………………………….9
2.2. Виды формы правления государства…………………………………………….11
ГЛАВА 3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА……………………..17
3.1. Понятие формы государственного устройства………………………………….17
3.2. Виды формы государственного устройства……………………………………..18
ГЛАВА 4. ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ…………………………21
4.1. Понятие политико-государственного режима…………………………………..21
4.2. Виды политико-государственного режима……………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….29
Под формой государственного
устройства понимают национальное и
административно-
Форма государственного устройства
носит самостоятельный
В одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. [9; с.71]
Форма государственного устройства – это внутреннее строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношения между собой.
В отличие от формы правления
организация государства
Такое понимание данной формы государства позволяет дать ответы на следующие вопросы. Во-первых, из каких частей состоит внутренняя структура государства (города, районы, области, края, республики, округа, штаты, земли, кантоны и т.п.). Во-вторых, каково правовое положение этих частей, с точки зрения их зависимости от центральной власти. Здесь возможны три наиболее типичных варианта: полная самостоятельность, относительная самостоятельность, полная несамостоятельность. В-третьих, каким образом строятся взаимоотношения центральной власти и различных структурных образований. В-четвёртых, какой принцип положен в основу образования частей государства: территориальный, национальный или смешанный. В-пятых, сколько систем высших органов государственной власти существует в данном государстве: одна или несколько. В-шестых, в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.
По форме государственного устройства государства подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные (империи, федерации и конфедерации). [12; с.118]
3.2. Виды формы государственного устройства
Существуют две основные разновидности форм государственного устройства: простые (унитарные) и сложные.
Унитарные (лат. unus – один) государство
является единым цельным государственным
образованием, состоящим из административно-
– существование единой системы высших органов власти и управления;
– одна конституция и единая система законодательства;
– единая денежная система;
– общая налоговая и кредитная политика;
– одно гражданство;
– единые вооружённые силы. [4; с.96]
Унитарное государство может быть как многонациональным, так и однонациональным.
Многонациональными
Однонациональными унитарными государствами являются Япония, Беларусь, Гаити, Польша и другие. [8; с. 25]
Сложные – это такие
государства, которые представляют
собой союз государств или состоят
из относительно самостоятельных
К ним относятся: империи, федерации, конфедерации.
Империя (лат. imperium – власть) представляет собой насильственно создаваемое сложное монархическое государство, во главе которого – царь, император, король и т.п. (например, Римская, Российская, Британская и др.)
Для империи характерна захватническая
политика, угнетение и эксплуатация
подчинённых и зависимых
Федерация (франц. fadaration, от позднелат. foederatio – объединение, союз), представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определённой политической самостоятельностью.
Особенности федерации:
– состоит из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли и т.д.);
– характеризуется наличием двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти: федеральной и субъектов федерации;
– территория федерации состоит из территорий образующих её субъектов;
– наличие в субъектах федерации своей конституции (конституционного устава), системы законодательства, гражданства, существующего наряду с общефедеральным, иногда судебной системы (в России не допускается);
– запрещается создавать собственные вооружённые силы и вводить региональные деньги;
– наличие, как правило, двухпалатного федерального парламента;
– могут строиться по трём признакам: национальному, национально-территориальному, территориальному;
Так, например, США, Мексика, ФРГ – это федеративные государства, образованные по территориальному государству. Россия и Индия представляют собой многонациональные государства. Каждый народ официально представлен определенным субъектом федерации. [4; с.98]
Конфедерация (с лат. «сообщество») – это союз полностью суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определённых целей (военных, внешнеполитических, экономических и т.п.)
Существуют три основных подхода к пониманию этого подхода.
– Одни учёные считают, что конфедерацию вообще нельзя рассматривать в качестве формы государственного устройства. По их мнению, в данном случае имеет место не государство, а союз, сообщество, объединение каких-либо организаций, в том числе и различных государств: (Организация Объединённых Наций (ООН), Организация Американских Государств (ОАГ), Организация стран экспортёров нефти (ОПЕК) и т.д.).
– Другие рассматривают конфедерацию как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации.
В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются у Содружества Независимых Государств (СНГ) и Европейского Союза (ЕС). [11; c.28]
– Третьи полагают, что конфедерация представляет собой особую разновидность формы государственного устройства, которая вместе с тем существенно отличается от федерации. Данный подход представляется наиболее предпочтительным. [2; с.99]
ГЛАВА 4. ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ
4.1. Понятие политико-
Политический режим
Государственно-политический
режим — это совокупность методов
и средств легитимизации и
осуществления власти определенным
типом государства. Легализация
государственной власти как юридическое
понятие означает установление, признание,
поддержку власти законом, прежде всего
конституцией, опору власти на закон.
Легитимация же государственной
власти — это принятие власти населением
страны, признание ее права управлять
социальными процессами, готовность
ей подчиняться. Легитимация не может
быть всеобщей, поскольку в стране
всегда найдутся определенные социальные
слои, недовольные существующей властью.
Легитимацию нельзя навязать, поскольку
она связана с комплексом переживаний
и внутренних установок людей, с
представлениями различных
Государственный режим — важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим — понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов) [10; с.112].
4.2. Виды политико-
Политических режимов (в узком и широком смысле) существует много, поскольку на их разновидность оказывает влияние целый ряд обстоятельств:
– сущность и форма государства;
– характер законодательства;
– соотношение социально-
– международная обстановка и многие другие.
Разные исторические эпохи знают различные политические режимы, которые не были одинаковыми в конкретных государствах одного и того же периода. Например, в рабовладельческих государствах существовали деспотия и демократия; в феодальных – абсолютистский режим и режим своеобразной феодальной демократии; в капиталистических – буржуазно-демократический режим и режим военно-полицейский, фашистский; в современных государствах – авторитарный и тоталитарный режимы, клерикально-фундаменталистский и режим правовой демократии.
Многообразие
политических режимов сводится
к двум разновидностям –
Демократический режим можно охарактеризовать следующими основными чертами:
– плюрализм в общественно-
– реализация в практике государственного строительства принципа разделения властей;
– защита личности от произвола, беззакония. Её права находятся под постоянной охраной правосудия;
– демократическая власть
в одинаковой мере учитывает интересы
большинства и меньшинства, индивидуальные
и национальные особенности граждан;
религиозные убеждения
– демократический режим создаёт эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти через избирательную систему и т.д.;
– предоставление свободы личности в сфере экономической деятельности;
– демократический режим базируется на правовой основе, которая отражает объективные потребности развития личности и общества, а поэтому он возможен только в правовом государстве, связанном правом, обеспечивающим верховенство закона. [10; с.113]
История
знает различные формы
Содержательная
сторона недемократических
– господство одной политической партии или движения, одной официальной идеологии, одной формы собственности;
– сведение к минимуму или ликвидация, каких бы то ни было политических прав и свобод;
– низкий экономический уровень жизни народа;
– акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике, всеохватывающая милитаризация общественной жизни;
– агрессивность во внешней политике, всеохватывающая милитаризация общественной жизни;
– примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни. [5; с. 97]