СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Формы
государственного устройства;
Глава 2. Европейский
союз;
Глава 3. Уния
3.1 Понятие и
отличие от конфедерации;
3.2 Виды уний:
(личная и реальная);
3.3 Уния современности;
Глава 4. Империи
4.1 Геополитические
формы империй;
4.2 История империй;
4.3 Империи в
новое время;
Заключение
Список литературы
Введение
Проблемы
формы государственного устройства
возникли после того, как увеличившиеся
размеры территории государства, далеко
вышедшей за рамки города с окрестностями,
потребовали создания специальных
органов и учреждений для управления
периферией. В период абсолютизма
центральная власть в лице монарха
определяла административно-территориальное
деление страны - систему единиц,
на которые делилась ее территория
и в которых действовали назначенные
из центра должностные лица или органы
власти. [2]
Деление
не было чисто искусственным, не определялось
произвольно проведенными на карте
линиями. Обычно оно строилось с
учетом фактического расселения людей,
реальных связей между поселениями.
Учитывались при этом и административные
задачи - интересы обороны, полицейского
контроля, удобство сбора налогов
и т.д. В более крупных государствах
административно-территориальное деление
становилось ступенчатым: мелкие единицы,
сохраняя свою обособленность, включались
в крупные, и чиновники, управлявшие
мелкими единицами, ставились в
подчинение чиновникам, которым вверялось
управление соответствующими крупными
единицами.
По
мере разложения абсолютизма и перехода
к индустриальному строю в
низовых территориальных единицах
- городских и сельских общинах -
начало формироваться местное самоуправление
(некоторые города пользовались правами
самоуправления и в феодальную эпоху),
а затем оно стало распространяться
и на более крупные территориальные
единицы. Происходил процесс объединения
государств, а также аннексия, то
есть насильственное присоединение
слабых государств к сильным с
сохранением иногда признаков государственности
у присоединенных.
Административно-территориальное
деление стало превращаться в
политико-территориальное и, соответственно,
административно - территориальное устройство
стало в преобладающей мере политико-территориальным.
Самоуправляющиеся
территориальные единицы обладают
самостоятельностью в рамках конституции.
Решения органов публичной власти
или населения этих единиц, принятые
в пределах установленных конституцией
или законом автономных прав, не
могут быть отменены органами государства
или органами публичной власти более
крупной единицы.
- Форма
государственного устройства
Форма государственного
устройства - это национальное
и административно-
территориальное
строение государства, которое раскрывает
характер,
взаимоотношений
между его составными частями, между
центральными и местными
органами государственного
управления, власти.
В отличии от форм
правления организация государства рассма-тривается
с точки
зрения распределения
государтсвенной власти и государственного
суверенитета в
центре и на местах,
их разделение между составными частями
государства.
Форма государственного
устройства показывает :
- из каких
частей состоит внутренняя структура
государства;
- каково правовое
положение этих частей и каковы
взаимоот-ношения этих органов;
- как
строятся отношения между центральными
и местными государственными
органами;
- в какой государственной
форме выражаются интересы каждой
нации, проживающей
на этой территории.
По форме государственного
устройства все государства можно
подразделить на
три основные группы
:
- унитарное;
- федеративное;
- конфедеративное.
2.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС)
крупнейшее интеграционное
объединение, в которое входят 15
стран: ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды
и Люксембург (с 1958 г.), Великобритания,
Дания и Ирландия (с 1973 г.), Греция (с 1981
г.), Испания и Португалия^ 1985 г.), Австрия,
Финляндия и Швеция (с 1995 г.). Цель ЕС - содействие
устойчивому и гармоничному экономическому
и социальному прогрессу, особенно путем
создания пространства без внутренних
границ, экономического и социального
сплочения и создания экономического
и валютного союза. Ряду европейских государств
предоставлен статус ассоциированного
члена ЕС (Чехии, Словакии, Румынии и др.).
ЕС строится
на основе Европейских сообществ.
На Маастрихтской
встрече на высшем уровне (9-11 декабря 1991
г.) главы государств и (или) правительств
12 государств - членов Европейского сообщества
одобрили Договор о ЕС (далее - Договор),
который был подписан ими 7 февраля 1992
г. Договор призван содействовать превращению
ЕС в политический, а затем - в экономический
и валютный союз. Устанавливается гражданство
Союза, каждый гражданин государства -
члена\'ЕС является гражданином Союза
и имеет право на свободное передвижение
и постоянное проживание на территории
государств - членов ЕС в соответствии
с положениями Договора. Союз исходит
из принципа уважения основных прав личности,
как они гарантированы Европейской конвенцией
по защите прав человека и основных свобод,
подписанной 4 ноября 1950 г. в Риме. Кроме
того, Договор содержит положения о сотрудничестве
и взаимодействии в области судебной практики
и внутренних дел, внешней политики, безопасности,
социальной сферы.
Органами
ЕС являются: Европейский совет,
Совет ЕС, Комиссия Европейских
сообществ (КЕС), Европейский парламент,
Европейский суд и др.
Европейский
совет обсуждает стратегические
вопросы деятельности ЕС. Проводится
на уровне глав государств
или правительств: заседает не
реже 2 раз в год; представляет
Европейскому парламенту доклад
о каждом своем заседании и
ежегодный письменный доклад
о прогрессе ЕС. Достигнутые на
основе консенсуса договоренности
служат директивами для разработки
и проведения общей политики
государств - членов ЕС.
Совет ЕС
- основной орган, принимающий
решения по практическим аспектам
деятельности ЕС. Эти решения
касаются наиболее важных вопросов
экономической политики государств - членов
ЕС. Заседания, как правило, проводятся
ежемесячно на уровне министров (иностранных
дел,торговли,экономики, финансов, сельского
хозяйства и др.). Иногда в заседаниях Совета
участвуют два и более министра от каждого
государства, что зависит от характера
рассматриваемых вопросов. В ряде государств
в составе правительств созданы. специальные
посты "европейских министров". Совет
ЕС обеспечивает предста-. вительство
и защиту интересов государств-членов
в процессе их согласования и реализации.
Осуществление задач, порученных Советом,
подготовка его заседаний возлагается
на Комитет, состоящий из постоянных представителей
государств - членов ЕС. Представители
в Комитете имеют ранги послов и назначаются
соответствующими правительствами, как
правило, на длительный срок. Комитет располагает
собственным аппаратом, в необходимых
случаях создает рабочие группы для реализации
возложенных на него задач. Решения по
обсуждаемым вопросам Комитет принимает
консенсусом.
КЕС - наднациональный
исполнительный орган, своего
рода правительство (неофициально
ее именуют Европейской комиссией,
или Еврокомисси-ей). Комиссия занимается
повседневной работой по осуществлению
единой политики ЕС, предпринимает шаги,
необходимые для формирования и совершенствования
внутреннего права ЕС. Следит за соблюдением
как государствами, так и частными компаниями
общих правил поведения и стандартов,
установленных учредительными договорами
и актами ЕС. Готовит проекты документов
и решений для утверждения Советом ЕС.
По широкому спектру вопросов, отнесенных
к ведению ЕС, уполномочена принимать
самостоятельные решения. Еврокомиссия
призвана функцио-. нировать исключительно
в интересах ЕС в целом и обладает значительной
независимостью от национальных правительств.
Состоит из 17 членов, которые выбираются
с учетом их компетентности и независимость
которых не вызывает сомнений. Правительства
государств-членов. с общего согласия
и после консультаций с Европейским парламентом,
определяют кандидатуру. которую они намерены
назначить на пост председателя Еврокомиссии.
Правительства государств-членов в процессе
консультаций с кандидатом в председатели
Комиссии называют и других лиц, кого они
намереваются назначить членами Комиссии.
Председатель и члены Комиссии утверждаются
голосованием в Европейском парламенте
в качестве единого органа. Комиссия принимает
решения большинством голосов, устанавливает
процедурные правила своей работы.
Назначение
Европейского суда состоит в
том. чтобы обеспечить единообразное толкование
права ЕС и его примат над национальным
законодательством в соответствии с положениями
основополагающих договоров ЕС. Состоит
из 15 судей, избираемых из числа лиц, независимость
которых не подлежит сомнению и которые
способны работать на должности судьи.
Судьи назначаются по общему согласию
правительств государств-членов сроком
на 6 лет.
Построение
экономического и валютного союза
требует наличия финансового
центра, обеспечивающего управление
денежной массой общеевропейской
валюты. Таким центром призван
стать Европейский центральный
банк (ЕЦБ).
Европейская
палата аудиторов призвана осуществлять
контроль за правильностью распоряжения
бюджетом. В рамках ЕС действуют также
другие специализированные учреждения,
в частности Экономический и социальный
комитет, Комитет регионов.
Среди основных
документов, образующих так называемое
"право ЕС": Парижский договор
об учреждении Европейского объединения
угля и стали (ЕОУС) 1951 г., Римские
договоры об учреждении Европейского
экономического сообщества (ЕЭС)
и Европейского сообщества по
атомной энергии (Евратома) 1957 г.,
Брюссельский договор 1965 г. о
слиянии исполнительных органов
трех Сообществ, договоры о
присоединении к ЕЭС новых
членов и ряд других документов.
Учредительными договорами также
предусматривается пять видов
правовых актов, которые могут
принимать Совет и Еврокомиссия:
регламенты, директивы,постановления,рекомендации
и заключения, хотя данный перечень не
является исчерпывающим.
Важную роль
в развитии внешних связей
ЕС играют его представительства
при ООН и ее специализированных
учреждениях, а также в 140 странах.
В соответствии с учредительными
документами правовой основой
сотрудничества в данном случае,
как правило, являются соглашения
между Еврокомисси-ей и правительством
третьей страны, союзом государств или.
международной организацией.
Отношения
с РФ строятся на уровне
взаимного представительства ЕС
в РФ и постоянного представительства
РФ при ЕС, с Европейским парламентом
- на уровне межпарламентских
делегаций. Основы взаимоотношений
РФ и ЕС определены в Соглашении
о партнерстве и сотрудничестве,
учредившем партнерство между
РФ, с одной стороны, и Европейскими
сообществами и их государствами-членами
- с другой. Указанное Соглашение
подписано 24 июня 1994 г. на о.
Корфу. В соответствии с его
положениями намечено проведение
встреч на высшем уровне по
формуле "1+2": Президент РФ. председатель
Европейского совета и председатель КЕС.
На уровне
министров политический\' диалог
осуществляется в рамках учреждаемого
Соглашением Совета сотрудничества.
Содействие Совету в выполнении
его обязанностей оказывается
Комитетом сотрудничества, состоящим
из представителей Правительства
РФ, с одной стороны, и представителей
членов Совета ЕС и представителей
КЕС - с другой.
Межпарламентское
взаимодействие планируется осуществлять
в рамках Комитета парламентского
сотрудничества, состоящего из представителей
ФС РФ и членов Европейского
парламента.
Некоторые
из ключевых положений Соглашения
касаются основ экономических
связей. В торговле товарами решено
опираться на нормы и правила
ГАТТ/ ВТО, применяя режим наибольшего
благоприятствования. Определены
правовые рамки и приоритетные
направления межотраслевого сотрудничества,
в том числе в таких областях,
как промышленная политика, инвестиции,
унификация стандартов, защита прав
потребителей и т.д. Предусматривается
расширение программы по оказанию
безвозмездного технического содействия
ЕС в осуществлении экономических
преобразований РФ.
Соглашение
заключено на первоначальный
период в 10 лет с возможностью
продления. Российской стороной
оно ратифицировано (ФЗ РФ от 25
ноября 1996 г. № 135-ФЗ "О ратификации
соглашения о партнерстве и
сотрудничестве, учреждающего партнерство
между Российской Федерацией, с
одной стороны, и Европейскими
сообществами и их государствами-членами,
с другой стороны"). В ЕС документ
ратифицируется парламентами государств,
его подписавших, и Европейским
парламентом. Рядом европейских
государств (Испания, Великобритания,
Греция и др.) Соглашение уже
ратифицировано.