Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 05:01, курсовая работа
Целью данной работы является исследование понятия формы государственного устройства. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие формы государственного устройства;
изучить и охарактеризовать основные формы государственного устройства:
унитарное государство,
федеративное государственное устройство;
конфедерацию.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 6
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 11
2.1. Унитарное государство 11
2.2. Федеративное государственное устройство 16
2.3. Конфедерация 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
В большинстве стран имеется
политическое и административное разграничение
власти между центральными (национальными)
правительствами и
В настоящее время выделяют унитарную, федеративную и конфедеративную форму государственного устройства.
2.1. Унитарное государство
Унитарное государство - это
единое цельное государственное образование,
состоящее из административно-
Рассмотрим характерные признаки унитарного государства.
Во-первых, унитарное устройство
предполагает единые, общие для всей
страны высшие представительные, исполнительные
и судебные органы, которые осуществляют
верховное руководство
Во-вторых, на территории унитарного
государства действует одна конституция,
единая система законодательства, одно
гражданство. В нем функционирует
единая денежная система, проводится обязательная
для всех административно-
В-третьих, составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.
По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Принято считать государство централизованным (Великобритания, Швеция, Дания), если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления, т.е. его центральные (верхние, высшие, верховные) властные органы, могут предоставлять определённую автономию (самостоятельность) в выполнении своих решений региональным и местным властным, органам. В децентрализованных унитарных государствах (Франция, Италия, Испания) местные органы государственной власти избираются населением и пользуются, значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, т.е. региональные и местные властные органы имеют большую автономию (самостоятельность). Они самостоятельно решают переданные им центральными властями вопросы, прежде всего, в системе образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка. Но в том и другом случаях региональные и местные властные органы сохраняют значительную финансовую зависимость от центральных органов государственной власти, которые ограничивают их компетенцию в собственном налогообложении.
Имеются и смешанные системы
местного государственного устройства,
в которых присутствуют признаки
централизации и
Наряду с децентрализацией
перераспределение полномочий может
осуществляться путем концентрации
и деконцентрации. Но здесь следует
обратить внимание на то, что деконцентрация
сегодня по-разному понимается в
различных государствах. Так, в странах
Латинской Америки полагают, что
полномочия концентрируются в руках
одного, органа, когда он сосредоточивает
в своих руках полномочия, которые
закреплены за данной административно-
Унитарные государства по
форме можно разделить на простые
и сложные. В простых унитарных
государствах территория разделена
на одинаковые (на каждом уровне) по статусу
административно-
В-четвертых, унитарное государство, на территории которого концентрированно проживают большие по численности национальности, допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого в основном проживают лица казахской национальности.
В Судане согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 года автономное право предоставлено Южному региону.
В-пятых, в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
В-шестых, унитарное государство имеет единые вооружённые силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
Каковы же преимущества и недостатки унитарной государственности?
С одной стороны, при благоприятных обстоятельствах, унитарное устройство способствует формированию чувства национального единства, так как все граждане страны, находясь в подчинении одной власти, составляют как бы единое целое. Унитарному государству часто удается избежать сложных политических правовых споров, разногласий, которые характерны для федеральных государств. При такой системе централизованная власть создает единые законы, законодательные акты и проводит единую административную политику по всей стране. Единая последовательная политика может быть большим преимуществом для граждан, так как региональные особенности внутри государства весьма незначительны.
С другой стороны, унитарному
государству присущи сложности
и противоречия. В большой стране
жителям отдельных районов
Унитарная система, как правило, не бывает достаточно гибкой в решении вопросов, связанных с особенностями культуры, языка, национальных традиций и пр.
унитарный федеративный административный государственный
2.2. Федеративное государственное устройство
Федеративное государство — это союзное (объединённое) государство нескольких (не менее двух) относительно автономных (самостоятельных, независимых) государственных образований. Идея федеративного государства восходит к Древней Греции и Риму. В современном мире примером федеративных государств являются Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Индия, Канада, Швейцария, Германия, Мексика, Нигерия, Пакистан, Российская Федерация, США, Танзания и др.
Федерализм впервые был
провозглашен Конституцией США в 1787
году, когда «тринадцать
Штаты достигли договоренности о распределении властных полномочий между двумя уровнями правительств. Со временем, функционирование государства как единого целого заставило пересматривать полномочия центральной и региональных властей, поэтому вносились поправки, предусматривающие расширение функций центральной (общенациональной) власти.
Федеративная форма государственного
устройства является ещё более многоликой,
чем унитарная. Каждая федерация обладает
уникальными, специфическими особенностями.
И все же можно при этом выделить черты,
характеризующие все федеративные государства.
Так, в отличие от унитарного государства
федеративное в политико-административном
отношении не представляет собой единого
целого. Оно состоит из территорий субъектов
федерации и является союзным государством.
Государственные образования, входящие
в состав федеративного государства, могут
не являться государствами в собственном
смысле слова, поскольку они не обладают
полным суверенитетом, т. е. самостоятельностью
и независимостью по всем вопросам внутренней
и внешней политической жизни. Степень
суверенности может быть разной. Однако
выделяется круг вопросов, которые не
могут быть решены без участия центральной
власти. Но, во всяком случае, субъекты
федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной
самостоятельностью приобретают и определённую
политическую самостоятельность, и это
их отличает от административно-
В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и свою систему права. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции. Однако всегда при этом устанавливается принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам. Этот принцип должен соблюдаться и тогда, когда в отдельных государственных образованиях сохраняются конституции, принятые ими до вступления в федерацию. Они должны приводиться в соответствие с союзной конституцией. Это же правило касается и всех других нормативных актов, прежде всего законов. Принцип верховенства общефедерального закона над законами субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федераций.
Одним из формальных признаков
федерации является наличие двойного
гражданства. Каждый гражданин считается
гражданином федерации и
Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец для построения судебной системы в субъектах федерации. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях.
В федерации используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общефедеральную казну и затем уже часть их (посредством бюджета) передается для использования субъектам федерации. Иной порядок может существенно подрывать федеративную природу государства, угрожать его целостности. При этом, разумеется, собственные доходы государственных образований (республик) крайне ограничены и субъекты федерации нуждаются в получении субсидий и дотаций от союзного государства. Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная власть подчиняет и контролирует субъекты федерации.
Таким образом, в пределах
федерации действуют
Главным вопросом любой федерации
является разграничение компетенции
между союзом и субъектами федерации.
От решения этого вопроса зависит
юридическое положение
Распределение функций между
различными уровнями власти в федеративной
системе должно быть зафиксировано
конституционно. Строго говоря, большинство
федеральных конституций