Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 00:07, контрольная работа
Право любой страны определенным образом регулирует отношения между высшими органами государственной власти и устанавливает саму систему этих органов. Правовая сторона вопроса не всегда является определяющей: на функционирование государственной власти могут оказывать решающее влияние группы давления, личные связи, институты сомнительной конституционности (единственная партия, тайные комитеты и советы, духовные лидеры и т.д.). Более того, сами отношения между высшими органами государственной власти обычно далеки от буквы закона. Тем не менее, правовая организация государственной власти является важным фактором государственного управления
Введение………………………………………………………………….………2
I. Особенности политико-правовой формы власти, ее источники
и ресурсы………………………………………………………………………....3
II. Формы государственного устройства по принципу
политико-административного устройства………………………………….…9
III. Тесты…………………………………………………………………….…..12
Заключение………………………………………………………………….…..13
Список используемой литературы…………………………………………….14
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
I. Особенности политико-правовой формы власти, ее источники
и ресурсы……………………………………………………………
II. Формы государственного устройства по принципу
политико-административного устройства………………………………….…9
III. Тесты…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….14
Введение
Право любой страны определенным образом регулирует отношения между высшими органами государственной власти и устанавливает саму систему этих органов. Правовая сторона вопроса не всегда является определяющей: на функционирование государственной власти могут оказывать решающее влияние группы давления, личные связи, институты сомнительной конституционности (единственная партия, тайные комитеты и советы, духовные лидеры и т.д.). Более того, сами отношения между высшими органами государственной власти обычно далеки от буквы закона. Тем не менее, правовая организация государственной власти является важным фактором государственного управления.
Во-первых, правовые нормы в той или иной степени все-таки отражают реальность; их существование не проходит полностью незамеченным .
Во-вторых, правовые установления
могут играть решающую роль, когда
за ними стоят организованные интересы,
использующие правовые нормы или
их изменение в своих целях. Наконец,
в некоторых современных
Все это определило цель контрольной работы - исследование форм правления и внутреннего устройства государства в современном мире.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Исследованы формы правления, ее источники и ресурсы;
2. Исследованы формы
государственного устройства
I. Особенности политико-правовой формы власти, ее источники и ресурсы.
Форма правления - организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источниками и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением.
Форма правления показывает:
· как создаются высшие органы власти в государстве;
· их структуру;
· какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами;
· как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны;
· в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.
Форма государственного устройства - способ территориальной организации государства или государств, образующих союз.
Политический режим - способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
На сегодняшний день выделяют 2 формы правления – монархия и республика. Главное различие этих форм заключается в способах формирования институтов высшей власти.[1]
Монархия характеризуется как власть: единоличная, наследственная, пожизненная. А республика основывается на выборности всех институтов власти сверху донизу.
Рассмотрим подробнее эти формы правления.[4.c-176]
Монархия - это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, осуществляющему эту власть по собственному праву родства или наследства, юридически бессрочно и безответственно.
Виды монархии:
1) Абсолютная монархия характеризуется тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ).
2) Конституционная монархия делится на два вида:
а) Дуалистическая монархия (начало 20в.)
Она характеризуется определенными признаками:
- правление осуществляет монарх и парламент, которые делят между собой государственную власть;
- монарха от парламента в сфере исполнительной власти;
- полномочия парламента, сильно урезанных монархом;
-монарх имеет право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента.
б) Парламентская монархия
Эта форма существует обычно в высокоразвитых государствах таких, как Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.
Признаки парламентарной монархии:
- ограниченность власти монарха не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством;
- отсутствие фактической ответственности министров и правительства перед монархом;
- центральное место
Республика - это форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентом).[4.c-234]
Определяющими являются два фактора:
1) высшая власть передается
не по наследству и не через
сословные процедуры, а на
2) в большинстве диктаторских
государств декларируется
В республике источником власти и государственного суверенитета провозглашается народ, органы государственной власти формируются на основе выборов, - либо всеобщих, либо с участием только определённых слоёв населения.
Республика бывает 3 видов:[3.c-302]
1)Президентская республика
В президентской республике
президент - глава государства и
глава исполнительной власти. Главный
отличительный признак
Президент как глава государства, осуществляет свои полномочия самостоятельно, - в этом он опирается на поддержку всего населения, интересы которого он представляет.
Другой важной особенностью является то, что все ветви власти независимы друг от друга и Президент - глава исполнительной власти.Исполнительная и законодательная ветвь власти, т.е. президент и парламент не могут инициировать отставку друг друга (невозможность роспуска парламента по инициативе президента и досрочного прекращения полномочий президента, правительства по решению парламента
География президентских республик: Беларусь; США, Мексика, Бразилия, Перу, Уругвай, Коста-Рика, Венесуэла, Филиппины; Египет, Сирия, Нигерия, страны Африки к югу от Сахары .[7,с.-56]
2) Парламентская республика
Она предусматривает приоритетную роль парламента в конституционно-правовом отношении. Парламент может отказать правительству в доверии с помощь процедуры "вотума недоверия", основания для которого не являются обязательными. Вотум выносится большинством голосов депутатов парламента (как правило, нижней палаты), его результат - обязательная отставка правительства. Парламентская монархия и парламентская республика весьма сходны по механизму формирования и взаимодействия высших органов власти.
Вторая важная особенность - правительство формируется партийным большинством в представительном органе власти (Турция, Италия и др.). Президента избирает либо парламент либо специальный конгресс, состоящий из парламентариев и представителей региональных органов (иногда пост главы государства вообще отсутствует, например в Швейцарии). В глазах граждан легитимность такого главы государства недостаточна, чтобы самостоятельно осуществлять полномочия, поэтому президент в парламентской республике не имеет собственных полномочий и не несёт политической ответственности за свои действия. В этом случае действует институт контрассигнации (т.е. подписи премьер-министра или министра, придающей законную силу акту, издаваемому главой государства - ФРГ, Венгрии, Польше, Испании.).
Президент назначает премьер-министра и утверждает состав правительства в соответствии с волей парламентского большинства. Он может воздействовать и на парламент, - распустить его без особых на то оснований, но с контрасигнатурой премьер-министра.
География парламентских республик: Швейцария, ФРГ, Италия, Греция, Ирландия, Латвия, Болгария, Индия, Ливан.[7,с.-105]
3) Смешанная республика
Этот вид сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики (Франция). Парламент и президент избираются прямым всенародным голосованием, обладают одинаковой степенью легитимности. Иногда президента выбирает парламент (Австрия), это влияет на объём полномочий президента (иногда требуется контрасигнатура), в европейских конституциях присутствуют "спящие полномочия" президента, когда он может самостоятельно принимать политические решения, но добровольно отказывается от этого, прибегая к консультациям с премьер-министром.
Правительство несёт двойную политическую ответственность - перед парламентом (возможен вотум недоверия) и перед президентом (возможна отставка по его решению). Президент назначает правительство, парламент утверждает кандидатуру премьер-министра и состав назначаемого парламента. Президент может распустить парламент и назначить досрочные перевыборы по своей инициативе. Таким образом, Парламент может влиять на правительство, но не на президента, возможны конфликты между всеми тремя ветвями власти, - президентом, правительством и парламентом.
География: Франция, Российская Федерация, Австрия, Португалия, Финляндия (до 2000г), Турция, Пакистан, Южная Корея, Алжир, о. Мадагаскар, Боливия.
Второй признак - контроль главы государства за парламентом, с помощью фактически однопартийной системы, созданной легальным путём (напр., преследования, аресты лидеров оппозиции, контроль за оппозиционными СМИ), - Турция, Белоруссия. Президент назначает на высшие государственные должности только членов партии власти или вообще не учитывая политический, партийный состав парламента. Выборы (президентские, парламентские) становятся объектом систематического регулирования, манипуляций (как следствие - более 80% голосов, отданных за одного кандидата, партию).[6.c-54]
В-третьих, сам срок президентских полномочий продлевается, отменяются ограничения на переизбрание, вводится пожизненное, наследственное президентство.
Таким образом, характеристика каждой формы правления может быть более подробной; однако различия между отдельными странами, отдельными режимами становятся здесь настолько существенными, что трудно говорить о единой форме. Гораздо важнее другое: далеко не все современные государства могут быть отнесены к одной из форм правления, присутствующих на схеме.
II. Формы государственного устройства по принципу
политико-административного устройства
Форма государственного устройства - это национально-территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и государством в целом.
Форма государственного устройства показывает:
- из каких частей состоит
внутренняя структура
- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;
- как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами и др.
Различают 3 основные формы:[2. c.-78]
Означает, что государство не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов.
Унитарное государство - единое, оно может делиться
только на административно-
На местах действуют государственные органы и должностные лица, подчиненные центральным органам власти.
Парламент- однопалатный.
Унитарное государство отличается сильной президентской властью и жесткой централизованной структурой исполнительной власти.
Информация о работе Формы государственной власти (правления) и государственного устройства