Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 19:06, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и раскрытие сущности такого юридического понятия, как (формы) источники права.
Для достижения указанной цели на данном этапе работы, были поставлены следующие задачи:
Во - первых, раскрыть сущность понятия формы (источники) права;
Во- вторых, рассмотреть признаки, характеризующие источники права;
В – третьих, рассмотреть основные виды источников права характерные для правовых семей.
Введение………………………………………………………………….стр.3-5
Глава 1. Понятие форм (источников) права, их виды. ……………..стр.6 - 13
Глава 2. Виды нормативно-правовых актов. ………………………..стр.14 - 21
Глава 3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. ………………………………………………….………..стр.22 - 29
Заключение…………………………………………………………….стр.30 -34
Список литературы………………………………..…………………..…..стр. 35
На всех этапах государственно-правового развития большое значение имело нормативно-договорное урегулирование. Нормативный договор как одно из средств регуляции отношений между определенным кругом субъектов проник практически во все сферы общественной жизни.
В современной России значение
нормативных договоров как
Нормативный договор - это соглашение двух и более субъектов права, регулирующие между ними отношения путем установления взаимных прав и обязанностей, как правило, рассчитанное на длительное действие и применение.
Большое значение он имеет в отношениях между государствами. Огромную роль договор выполняет как один из основных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота.
Основополагающие принципы при заключении нормативного договора:
1) равенства;
2) автономии (независимости)
сторон и их свободного
3) имущественной ответственности за нарушение обязательства.
Отличительные особенности нормативных договоров:
1.Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора – чтобы он не противоречил действующему законодательству.
Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В противном случае он может быть признан утратившим юридическую силу.
2.Нормативный договор как специфический источник права имеет большую гибкость в определении круга субъектов, имеющих право на его разработку и заключение.
3.Особенностью нормативного договора является также и то, что он не только направлен на создание, изменение и прекращение таких прав и обязанностей, которые конкретизируют, дополняют и развивают действующие нормы права, но также вводят новые правила, которые должны соответствовать действующим законам и не должны выходить за границы той сферы, которая определена законодателем.
Нормативный договор следует отличать от простого договора, заключая который стороны не создают общего правила, а лишь определяют свои конкретные права и обязанности.
Виды нормативных договоров:
1)международный договор (источник международного права) - это явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей;
2) федеративный договор - о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерацией и органами государственной власти отдельных ее субъектов;
3) коллективные договоры - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и работниками на предприятии, в учреждении, организации и другие.
У договорной формы права перспективное будущее. Ведь если представлять источники права в виде социального взаимодействия, то оно должно быть, прежде всего, добровольно-согласительным, а не формально-принудительным.
4. Нормативно-правовые акты.
Нормативный акт – как источник права, это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).5
Более подробно остановимся на данном источнике права, во второй главе работы, рассмотрим признаки, особенности, преимущества, виды нормативно – правового акта.
Также следует отметить, что виды источников права никогда не оставались неизменными. Некоторые из них, например, такие как нормативно – правовой акт, судебный прецедент, правовой обычай, естественно, претерпев значительные изменения, существуют в правовых системах и по сей день. Другие источники права, такие как деловые обыкновения бесследно исчезли.
Глава 2. Виды нормативно-правовых актов.
Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно - правовые акты.
Нормативно-правовой акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).6
Стоит отметить, что нормативно – правовой акт, это основной источник Российского права, а также наиболее важный и распространенный источник права.
Рассмотрим отличительные признаки нормативно – правового акта:
Нормативно - правовой акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд свойств выгодно отличающих его от иных источников права:
В Российском государстве, единственным источником права является нормативно-правовой акт.
В правовой системе государства
приоритетное значение имеет закон
- нормативный акт, принятый в особом
порядке высшим представительным органом
законодательной власти либо непосредственным
волеизъявлением населения
Наивысшей юридической силой среди всего массива законов обладает Конституция, а также законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию (ФКЗ).
Законы в свою очередь делятся на: кодификационные и текущие.
В федеративном государстве
законы могут издаваться как
федеральными органами
Различают также подзаконные нормативные акты, делящиеся на: общие подзаконные акты, ведомственные нормативные акты, местные нормативные акты, локальные (внутриорганизационные) нормативные акты.
Система нормативно - правовых
актов в каждом государстве определяется
Конституцией, а также изданными
на ее основе специальными законами, положениями.
Законодательством также
Так согласно действующей Конституции РФ, право принимать законы и постановления принадлежит высшим законодательным органам. Президент РФ вправе издавать Указы и Распоряжения. Правительство РФ в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, Министерства, ведомства и комитеты издают приказы, постановления и инструкции. Местные органы власти принимают нормативные решения и постановления.
Рассмотрим перечисленные виды нормативно-правовых актов подробнее.
1.Конституция Российской Федерации является основой, фундаментом всего законодательства РФ.
Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется следующим:
1) Конституция принята
на референдуме в результате
свободного волеизъявления
2) Конституция устанавливает
основные начала, принципы, нормы
общественного и
3) Конституция содержит
перечень основных прав
4) Конституция принимается,
изменяется в результате
2. Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.
Особая группа федеральных законов – конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия – требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы.
Правовое регулирование в Российской Федерации только законами не исчерпывается. Соответствующие отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, т.е. подзаконными актами, к ним относятся:
1.Нормативно-правовые акты Президента РФ.
Президент – глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории Российской федерации.
В качестве предмета
регулирования указов
2. Нормативно-правовые акты Правительства.
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления и издает распоряжения.
Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений.
Особенностью актов
3.Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств).
Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов.
Акты этой группы очень
многочисленны и многообразны. К
ним относятся приказы и
Нормативные акты министерств
и иных федеральных органов
Регистрация в Минюсте РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения министерства или ведомства: проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством РФ обязанности.
4.Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Органы власти и управления субъектов Федерации, решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.