Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 16:12, курсовая работа
Целью работы является исследование форм и методов осуществления функций государства.
Реализация поставленных целей предполагает решение следующих задач:
дать понятие функций государства;
– дать понятие осуществлению функций государства;
– рассмотреть правовые формы;
– дать характеристику организационных форм;
– рассмотреть методы осуществления функций государства.
Введение 3
1 Понятие и признаки функций государства 6
2 Правовые и организационные формы осуществления функций
государства 17
3 Методы осуществления функций государства 22
3.1 Понятие осуществления функций государства 22
3.2 Характеристика основных методов осуществления
функций государства 26
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРТСВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Гуманитарный факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»
на тему «Формы и методы осуществления функций государства»
заочной формы обучения
группы Ю-12св
Хангирова И.Р. ________________
Научный руководитель:
ст. преподаватель Гареева З.Р.
Нефтекамск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Понятие и признаки функций государства
2 Правовые и организационные формы осуществления функций
государства
3 Методы осуществления функций государства
3.1 Понятие осуществления функций государства 22
3.2 Характеристика основных
функций государства
Заключение
Список использованных источников и
литературы
ВВЕДЕНИЕ
На любом этапе развития человечества вопрос о том, каким должно быть государство, его функции, а также как и кем должна осуществляться государственная власть оставался в той или иной степени актуальным и насущным. Государство - сложная политическая организация со своим социально-экономическим укладом, традициями и культурой, которая выступает управляющей силой по отношению к обществу. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Познание государства предполагает изучение не только его статики, но и его динамики, того как социальный институт живет, действует, изменяется, развивается, как выполняет своё социальное значение.
Рассматривая вопрос о функциях государства представляется возможным взглянуть на государство с точки зрения разносторонней деятельности, определить характер такой деятельности, правильность выбора государством приоритетов на том или ином этапе его развития, наконец, уровень его организованности и эффективности. Функции государства определяются его целью и назначением. Понятие «функция» происходит от латинского functio (исполнение, осуществление) и означает деятельность, обязанность, работу; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, а также роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому.
Эта тема актуальна для современного общества, так как при переходе к рыночной экономике и кардинальном реформировании социально-экономических отношений нашего общества важную роль играет изучение таких понятий в формирующемся правовом государстве. Особенно актуальна эта проблема для нашего общества в условиях бурного обновления законодательства, в период кризиса жизненных ценностей, которые переживает современное общество.
Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества и целом.
Целью работы является исследование форм и методов осуществления функций государства.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с рассмотрением форм и методов функций государства.
Предметом исследования являются функции государства.
Реализация поставленных целей предполагает решение следующих задач:
дать понятие функций государства;
– дать понятие осуществлению функций
государтсва;
– рассмотреть правовые формы;
– дать характеристику организационных форм;
– рассмотреть методы осуществления функций
государства.
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частно-научные, а также специальные методы познания.
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частно-научного метода выступил конкретно - социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.
Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты функций государства.
Исходные теоретические положения и методологические подходы курсовой работы основаны на обобщении результатов научных исследований в основном отечественных ученых и практиков, таких как: Н.Г. Александров, М.И. Байтин, А.И. Денисов, Л.И. Загайнов, А.П. Косицын, Г.Н. Манов, Н.П. Фарберон , С.С. Алексеев, Н.И. Матузов и других.
Структура работы строилась в соответствии с поставленными целями и задачами и состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
1 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Применительно к государству термин, а вместе с ним и понятие «функция» приобретают несколько иной смысл. Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
В юридической литературе нет единства мнений в отношении понятия «функция государства». Наиболее распространено понимание функции государства как основного (главного) направления его деятельности, в котором выражается сущность и социальное назначение государства. Так, Н.В. Черноголовкин в своей работе «Теория функций социалистического государства» отмечает следующее: «Разумеется, отдельные определения функций государства имеют особенности и различия в частностях. Однако, они совпадают в главном — в понимании функций государства как основных направлений в содержании его деятельности, определяемых задачами государства”1. Из данной формулировки следует, что деятельность государства «расчленяется на определенные стороны, направления, каналы, по которым «растекается» политика государства»2. При этом «правильный подход при анализе функций любого государства заключается в том, что при установлении его функций необходимо выявлять не все направления его деятельности, а только такие из них, без которых данное государство на данном историческом этапе либо на всем протяжении своего развития обойтись не может». Таким образом, подчеркивается, что термин «функция государства» обозначает лишь основные, главные направления деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение.
Есть и иные подходы к пониманию функции государства. При этом аргументация, почему не следует рассматривать функции государства как направления его деятельности, у разных исследователей неодинакова. Так, например, Д.Ю. Цивалидзе отмечает, что, если «функции — это только направления деятельности государства, то можно говорить лишь о сохранении или изменении этих направлений, но не о развитии функций»3, а следовательно, «более правильно рассматривать функции государства как элементы содержания его многогранной деятельности»4, ибо только при таком подходе, на его взгляд, уместно говорить о развитии функций государства. Однако при таком понимании фактически происходит отождествление функций государства с его деятельностью. Например, Л.И. Каск в своем труде «Функции и структура государства» утверждает, что при такой трактовке данного понятия «разница между функциями государства и его деятельностью в лучшем случае оказывается только количественной: функции — это хотя и основные (или главные) направления, но все-таки лишь направления деятельности государства. А если так, то вряд ли есть необходимость вводить в научный оборот новый термин, не имеющий качественно самостоятельного содержания»5. После некоторых рассуждений Л.И. Каск приходит к выводу, что более правильной представляется «позиция тех авторов, которые под функциями государства понимают именно содержание его деятельности»6.
Следует признать, что вышеуказанное отождествление действительно имеет место у некоторых авторов. Так, например, С.А. Комаров отмечает, что под функциями государства «подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности, государства; его практическая деятельность имеющая предметно-политический и социальный характер»7. Однако предлагаемое Л.И. Каском понимание функции государства даже более сближает данную категорию с понятием «деятельность государства», чем это имеет место при определении функции государства как направления его деятельности. Ведь направление деятельности — это еще не сама деятельность, не ее содержание, а лишь направление, в рамках которого осуществляется деятельность государства.
Обращаясь к двум приведенным мнениям, можно сформулировать следующую проблему: под функцией государства следует понимать лишь направление его деятельности или содержание его деятельности в рамках определенного направления (то же, что и элементы содержания всей деятельности государства). Однако здесь возможен и третий вариант. К примеру, А.Б. Венгеров обращает внимание на то, что функцией государства являются «рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении…»8.
Итак, при определении функции государства как основного направления его деятельности рассматриваемое понятие не утрачивает самостоятельного значения, оно сближается с понятием «деятельность государства», но не отождествляется с ним. Тем не менее, правильность такого определения функции государства вызывает сомнения.
Во-первых, при понимании функций государства лишь как направления его деятельности не представляется возможным говорить об их осуществлении. Так как нельзя осуществлять направление деятельности. Можно осуществлять деятельность в рамках направления. Здесь хочется не согласиться с Н.В. Черноголовкиным в том, что в этих формулах «больших различий нет»9. Представляется, что это принципиально разные вещи.
Во-вторых, при таком понимании функций государства нельзя говорить об их реализации или нереализации еще и потому, что речь идет о направлении уже существующей деятельности. При данном подходе напрашивается вывод, с которым вряд ли можно согласиться: если государство не осуществляет деятельность в рамках определенного направления, которая объективно необходима и выражала бы его сущность и социальное назначение, то и нет соответствующей функции государства. Иными словами, нет деятельности - нет направления деятельности.
И, наконец, вызывает сомнения следующий момент. Как уже упоминалось выше, определяя данное понятие, как правило, указывают на то, что функция государства является основным (главным) направлением его деятельности10. Тем самым пытаются подчеркнуть, что не любое направление деятельности государства является его функцией, а лишь кардинальное, узловое. «В противном случае сущность и социальное назначение государства не получат в функциях государства выражения и сама категория «функция государства» потеряет теоретический и практический смысл и окажется чисто умозрительной (спекулятивной)». Если согласиться с данным утверждением, то придется признать, что существуют неосновные, неглавные направления деятельности государства, не являющиеся его функциями. Что это за направления, непонятно. Кроме того, категории «основные», «главные» имеют оценочный характер и делают определение функции государства недостаточно четким. Следствием этого является невозможность более или менее объективного выделения конкретных функций государства. Данный факт не отрицается и сторонниками рассматриваемого определения. Так А.Ф. Черданцев, трактуя функцию государства как главное направление деятельности государства, выражающее его сущность и социальное назначение, затем справедливо отмечает: «Признание того или иного направления деятельности государства в качестве главного или не очень главного зависит от оценок самого исследователя, который занимается проблемой функций государства. Этим объясняется то обстоятельство, что в разных источниках, в том числе и в учебниках, дается разный перечень функций государства»11.
В научной литературе можно также обнаружить попытки рассматривать функцию государства как сторону его социального назначения либо попросту отождествить их. Так, например, И.С. Самощенко предложил рассматривать функцию государства как «его социальное назначение внутри и вне страны»12. В этом случае уже возможно говорить об осуществлении или неосуществлении той или иной функции государства, подчеркивая ее потенциальный характер, но согласиться с таким пониманием рассматриваемой категории, на наш взгляд, также нельзя. Конечно же, социальное назначение государства во многом предопределяет наличие у него тех или иных функций. Однако, функции государства не сводятся к социальному назначению и не являются простой его «проекцией» или стороной. В самом деле, функции государства имеют определенную степень независимости от его социального назначения. Государство может осуществлять и несвойственные для него функции, то есть делать то, для чего оно изначально не предназначено. Данное обстоятельство обусловлено тем, что функции государства зависят от реальных условий его существования, так как государство - это динамическая система, осуществляющая управление обществом в изменяющихся условиях внутренней и внешней среды. При этом под условиями функционирования государства следует понимать совокупность внутренних и внешних факторов. «В качестве таковых выступают явления, события и процессы, происходящие как внутри общества, так и вне его. Причем, воздействие указанных факторов может быть как положительным, способствующим прогрессивным преобразованиям в обществе, так и отрицательным, сдерживающим эти преобразования»13. Именно условия функционирования государства, преломляясь через его сущность и социальное назначение, а также воздействуя на них, вызывают к жизни задачи, стоящие перед ним. Последние же, в свою очередь, порождают необходимость осуществления соответствующих функций государства.
Именно обусловленность функции или функций государства объективно стоящими перед ним задачами, порожденными необходимостью государства реагировать на факторы внутренней и внешней среды, позволяют выделить в рассматриваемом понятии такую черту, как объективность. Задачи, стоящие перед государством, имеют объективный характер, их нерешение или неудовлетворительное решение должно неизбежно привести к неблагоприятным для государства последствиям (в то же время следует заметить, что восприятие, формулирование и решение задач, стоящих перед государством, сильно подвержено субъективному фактору). Другой важной чертой является динамизм. Изменение условий существования государства влечет изменение задач, стоящих перед ним, а это, в свою очередь, приводит к возникновению, изменению или исчезновению тех или иных функций государства.
Информация о работе Формы и методы осуществления функций государства