Формы правления и их особенности в различных типах государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будут затронуты следующие темы:
- Типология государств.Подходы и классификация.
- Формы государственного правления.Понятие,виды.
- Связь между типом государства и формой правления.
Хронологические рамки изучаемой темы очень широки – начало рассматриваемого периода - около 5 тыс. лет назад, когда произошло формирование рабовладельческих государств - до нашего времени, когда современные государства сочетают в себе черты различных исторических типов.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
1. Типология государств....................................................................................5
1.1. Подходы к типологии государства………………………………………..9
1.2. Классификация……………………………………………………………..13
2. Формы государственного правления...........................................................15
2.1. Монархия.....................................................................................................18
2.2. Республика...................................................................................................22
3. Связь между типом государства и формой правления...............................26
Заключение.........................................................................................................30
Список литературы............................................................................................31

Вложенные файлы: 1 файл

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ГОСУДАРСТВ.docx

— 57.16 Кб (Скачать файл)

Формационный подход имеет  следующие достоинства:

  1. продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;
  2. возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

Недостатки:

  1. односторонность;
  2. не учитываются духовные факторы.

Положительные черты цивилизационного подхода:

  1. выделение духовных, культурных факторов;
  2. более четкая типология государств.

Недостатки:

  1. низкая оценка социально-экономического фактора;
  2. преобладание типологии общества над типологией государства.

Каждое государство становится полем борьбы двух видов воздействия  на него: формационного и цивилизационного. Какой из них победит, сказать  заранее нельзя. Именно с этим связана  многовариантность развития в государственной  и других сферах общественной жизни. Поэтому правильное понимание соотношения  государства с социально-экономическим  строем предполагает использование  обоих подходов. Однако, исторический опыт государственности показывает, что жесткая привязка природы  того или иного государства к  социально-экономической формации не дает ответа на многие вопросы.

 

Классификация.

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам,критериям. Типы  государств можно разделить по следующим критериям:

По отношению  к религиозным организациям

В светском государстве религиозные организации не входят в систему государственной власти.

Не светским считается государство, где та или иная религия имеет статус государственной. Статус государственной религии предполагает делегирование некоторых функций государства религиозным организациям, которые охватывают различные сферы общественных отношений.

В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями

В зависимости  от уровня экономического развития

развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых то есть развита сырьевая промышленность и т. д.);

индустриальные (основу экономики  этих государств составляет промышленность);

постиндустриальные (это  современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая  революция; основные богатства этих государств создаются в сфере  услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости  от политического режима

демократические государства;

авторитарные государства;

тоталитарные государства.

Следует добавить, что это  не единственная общепризнанная классификация, некоторые авторы выделяют «Авторитаризм» как один из видов «Тоталитаризма», чаще именуемый «Автократия». Поэтому выделяется только 2 типа государств: демократические и антидемократические.

В зависимости  от формы правления государства

Монархия, то есть власть одного лица;

Республика:

Олигархия, то есть власть немногих лиц;

Полиархия, то есть власть большинства; другое название — либеральная демократия.

Джамахирия.

В зависимости  от господствующей идеологии государства

идеологизированные;

деидеологизированные.

Деидеологизированные (светские) государства — здесь официальная идеология отсутствует. В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию. 
В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.

 

 

 

 

 

Формы государственного правления

Рассмотрим первую составную  часть структуры формы государства  –  форму

правления. Теория государства, фиксирую в его  истории  реально  возникающие формы   правления,   выработала   несколько   их   классификаций.   Наиболее распространенная из них – это деление форм правления по числу правящих  лиц.

Если власть принадлежит  одному – монархия, если многим –  аристократия,  если всем  –  демократия  или  республика.  Существование   такой   классификации отмечено еще Геродотом в его повествовании о споре между  Отаном,  Мегабизом и Дарием о том, какую форму правления следует  установить  в  Персии,  после убийства Лже-Смердиса. Критика  этой  классификации  восходит  к  Платону  и Аристотелю.

      Первый  из них различал формы правления  в зависимости от преобладания  в

государстве трех добродетелей: мужества, мудрости и умеренности. Второй –  в

зависимости  от  соотношения  правильных  или  искаженных  видов правления,

объявляя правильными  те, в которых личный интерес правителей, кто бы они  ни были, подчинен общему интересу государства, и, наоборот, искаженными  –  те,в которых у правителей преобладает личный интерес.

      Существовали  и  другие  классификации,  но  зафиксированное  Геродотом

деление дошло до наших  дней, правда, среднее звено  геродотовской  триады  –

аристократия –было утрачено в ходе развития  государственности. Фишеровский словарь назвал такую классификацию классической.

      Понятие   формы  правления  в  теории  государства  и  права   позволяет

уяснить: как создаются  высшие органы государства и каково их  строение;  как

строятся взаимоотношения  между высшими и другими государственными  органами;

как строятся  взаимоотношения  между  верховной  государственной  властью  и населением страны; в  какой  мере  организация  высших  органов  государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

      Приведем  два варианта определения этой  формы государства:

1.  Форма  правления   –  это  организация  государственной   власти   и   ее

   устройство,  которые   отражают  особенности  развития   страны,   уровень

   демократии и культуры  населения в ней.

2. Форма  правления   –  это  комплексный  конституционно-правовой  институт,

   организация власти, характеризуемая ее формальным  источником; структура и  правовое  положение высших органов власти (глава  государства,  парламент,

   Правительство), а  также установленный порядок  взаимоотношений между ними.

      Как   видно  из  приведенных  определений,  основным  в  понятии  формы

правления является организация  верховной власти  государства  и  порядок  ее

образования. Главным, определяющим признаком является правовой статус  главы государства  (выборный  и  сменяемый  в  республике,  наследственный   –   в монархическом государстве). В обществах, не связанных экономическими узами  обмена  и  вынужденных объединяться   посредством  централизованной    государственной    власти,естественной  формой  правления  представляется  монархия.  Там,  где  форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности  на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает  вид деспотии. Для обществ основанных на обменных  отношениях  между  свободными,политически равными субъектами – собственниками, характерна  республиканская форма правления. Для современных государств характерны  2  формы  правления: республика и монархия.

      Форма   правления   обуславливается   также   конкретной   расстановкой

социально-политических сил  и результатом борьбы между  ними  (проявляется  в разных  странах  в  революционные  периоды);   историческими   особенностями отдельных стран (существование в  современной  Великобритании  парламентской монархии); особенностями  культуры  народа,  аккумулирующей  исторический  и политический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях  отдельного  государства (трудности на пути становления демократии в России  объясняются спецификой ее  общей  и  политической  культуры);  влиянием   в   стране   политических процессов, в том числе военных (смена форм власти в  ряде  государств  после Второй Мировой Войны).

 

Монархия

При монархической (греческое  слово  monarchia  –  единовластие)  форме

правления  главой  государства  является  единоличный  правитель  –  монарх;

власть монарха, как правило, является пожизненной  и  передается  в  порядке

престолонаследия.   Особая   разновидность   монархии   –   выборная    (или

избирательная) сочетающая в  себе  элементы  монархии  и  республики.  Такая

монархия существует в  Малайзии,  где  главой  государства  является  монарх,

избираемый на  5  лет  особым  совещанием  из  представителей  монархических штатов, входящих в федерацию.  Вплоть  до  начала  XIX  века  монархия  была правилом для всех государств, а республика (несмотря на то,  что  это  такая же  древняя  форма)  –  скорее  исключением.  С  начала  прошлого  века  это соотношение неуклонно изменяется, сегодня монархия уже  рассматривается  как пережиток прошлого, иногда даже просто как  дань  традиции  (ряд  государств Европы, Япония, страны Содружества).

      Безусловно,  монархическая  форма  правления   плохо   согласуется   с

господствующими  в  современной  мире  идеями   народного   суверенитета   и

равноправия людей. Центральной  фигурой  для  монархической  формы правления является монарх – единоличный глава государства,осуществляющий  власть  по собственному праву, а не в порядке делегации. Во всех монархических  странах монарх является по закону особой неприкосновенной и никакой  ответственности не подлежит. В разных странах монарх носит различные названия:  король  –  в Великобритании, Испании,  Дании,  Швеции,  Бельгии;  султан  –  в  Малайзии, Брунее, Омане; эмир – в Кувейте, ОАЭ; великий герцог – в Люксембурге;  князь – в Лихтенштейне.

      Одним из  основных элементов монархической  системы  правления  является престолонаследие. Другим важным  институтом  монархической  формы  правления является регентство (от лат. regere  –  управлять)  временное  коллегиальное(регентским советом) или  единоличное  (регентом)  осуществление  полномочий главы государства, в случаях вакантности престола, малолетства, болезни  или отсутствия монарха.

      Монархия  как форма весьма неоднородна,  гибка  и  изменчива,  благодаря

чему ей и удалось выжить в современных  условиях.  Кратко  рассмотрим  схему развития монархической формы правления от ее зарождения  до  наших  дней.  В ранних  азиатских  государствах  монархия   выступала   как   неограниченная деспотия (иногда как теократия). С развитием феодализма  монархия  выступала первоначально  как   раннефеодальная   монархия,   принимая   иногда   форму феодальных  империй;  затем  –  как  монархия  феодальной   раздробленности, характеризующаяся слабой центральной  властью;  за  ней  следовала  монархия сословно-представительная,   превратившаяся   в   монархию   абсолютную.   В результате буржуазно  демократических  революций  абсолютная  монархия  была ликвидирована   и   заменена   монархией   конституционной   (ограниченной).

Конституционная  монархия  прошла  две  фазы  развития:  от   дуалистической

монархии к парламентской.

      Парламентская  монархия является заключительной  стадией развития  этого

института. Раннефеодальной  монархии сегодня  не  существует.  В  современном мире  существуют   два   исторических   типа   монархий   –   абсолютная   и конституционная.  Конституционная  монархия   существует   в   двух   видах: дуалистической и парламентарной. Абсолютная монархия существует ныне в  двух формах – светской и теократической (Ватикан).

      Абсолютная  монархия  представляет  собой   разновидность  монархической

формы    правления,    характеризующуюся    юридическим    и     фактическим

сосредоточением  всей  полноты  государственной   власти   (законодательной,

исполнительной, судебной), а также духовной  (религиозной)  власти  в  руках

монарха. В настоящее  время  сохраняются  8  абсолютных  монархий: Бахрейн,

Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская  Аравия.  В некоторых

из этих  стран  в  последнее  время  делаются  первые  шаги  по  переходу  к

конституционной монархии, однако, пока эти реформы не  изменили  абсолютного характера  монархий.  Город-государство  Ватикан   является   теократической монархией. Законодательная, исполнительная  и  судебная  власть  в  Ватикане принадлежит Папе, пожизненно избираемого коллегий кардиналов.

      Конституционная  (ограниченная) монархия является  особой разновидностью монархической  формы  правления,  при  которой  власть  монарха   ограничена конституцией,  имеется  выборный  законодательный  орган   –   парламент   и независимые суды. Впервые такая монархия возникла в  Великобритании  в  XVII веке в результате буржуазной  революции.  Характерными  институтами  данного вида монархии являются контрассигнатура и цивильный  лист.  Контрассигнатура (контрассигнация) представляет собой скрепление акта монарха подписью  главы правительства  или  министра.  Формально  это  объясняется  тем,  что  глава государства не ответственен за свои действия. Цивильный лист – сумма  денег, ежегодно   выдаваемая   на   содержание   монарха.   Размер    этой    суммы устанавливается законом в начале каждого царствования,  в  дальнейшем  может быть увеличен, но не уменьшен.

      Дуалистическая  монархия  является  переходной  формой  от  абсолютной

монархии  к  парламентарной.  При  дуалистической  монархии  власть  монарха ограничена конституцией, но  монарх  и  формально  (в  силу  конституционных норм)  и  фактически  (в  силу  неразвитости   демократических   институтов) сохраняет большие властные полномочия. В силу этого он  находится  в  центре политической  системы  данного  государства.  Правительство  несет   двойную ответственность перед монархом и парламентом, но  реально  подчиняется  воле монарха. В настоящее  время  такая  форма  монархии  существует  в  Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.

Информация о работе Формы правления и их особенности в различных типах государств