Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:28, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть характерные черты и особенности такого вида юридической деятельности как систематизация законодательства.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. выявить существенные признаки и задачи данного вида юридической деятельности;
2. рассмотреть формы систематизации законодательства и дать их сравнительную характеристику;
3. выделить основные этапы работы по систематизации и показать их значение для развития всей системы законодательства.
Введение...................................................................................................................3
1. Понятие и характерные черты систематизации законодательства................4
2. Формы систематизации законодательства.......................................................7
2.1. Учет и консолидация как формы систематизации законодательства........7
2.2. Инкорпорация как форма систематизации законодательства....................12
2.3. Кодификация как форма систематизации законодательства.....................15
3. Основные этапы систематизации законодательства......................................18
Заключение............................................................................................................23
высшего профессионального образования
Факультет подготовки специалистов для судебной системы (юридический факультет)
по дисциплине «Теория государства и права»
Формы систематизации законодательства
Выполнил:
заочной формы обучения
Новиков А.А.
Научный руководитель:
К.ю.н
Ученая степень, ученое звание, должность
Дробышевский В.С.
Дата представления работы
…………... 20…...г. ……...…………20..…г.
Подпись……………….
Иркутск 2012
Содержание
Введение......................
1. Понятие и характерные
черты систематизации
2. Формы систематизации
законодательства..............
2.1. Учет и консолидация
как формы систематизации
2.2. Инкорпорация как форма
систематизации
2.3. Кодификация как форма
систематизации
3. Основные этапы систематизации
законодательства..............
Заключение....................
Введение
Систематизация
Потребность в систематизации
очень актуальна для
Цель данной работы – рассмотреть характерные черты и особенности такого вида юридической деятельности как систематизация законодательства.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. выявить существенные признаки и задачи данного вида юридической деятельности;
2. рассмотреть формы
3. выделить основные этапы
работы по систематизации и
показать их значение для
1. Понятие и характерные
черты систематизации
Рассмотрим различные определения понятия "систематизация законодательства", которые даются в юридической литературе, и выделим характерные черты и основные задачи данного вида юридической деятельности.
Систематизация законодательства:
Таким образом, можно выделить следующие существенные признаки систематизации законодательства:
Итак, цель систематизации – создание системы законодательства. Системность законодательства заложена в самой природе нормативно-правовых актов, источников права, правовых норм.6,7 Рассмотрим, какими свойствами должна обладать данная система
В общетеоретическом и философском плане "система" - "определённая совокупность элементов, находящихся в определённой взаимосвязи, которая придаёт данной совокупности целостный характер"8; некоторое упорядоченное, организованное множество элементов, образующих определённую целостность, свойства которой не сводятся к свойствам составляющих его элементов; как "комплекс взаимодействующих элементов"; как "отграниченное множество взаимодействующих элементов".9 Таким образом, общее, что объединяет определения системы – это "взаимосвязанное множество элементов".
"Система законодательства
– совокупность нормативно-
Системный подход13 позволяет выделить основные задачи, направления и требования к проведению систематизации законодательства:
В зависимости от того, на что направлена деятельность по упорядочению законодательства: на совершенствование содержания новых нормативных актов или совершенствование форм изложения норм без изменения содержания выделяют следующие виды (формы) систематизаций: внутренняя и внешняя.14,15
Обычно в понятие
Также выделяют общие и отраслевые формы систематизации.18 В первом случае проводят упорядочение нормативных актов однородных по значению или юридической силе. Во втором случае – нормативных актов по отдельным отраслям хозяйства или права.
1 Мухаев Р.Т. Теория государства и права. – М.: "Издательство ПРИОР", 2002. – с. 330.
2 Теория права и государства. / Под ред. Сальникова В.П., Ромашов В.А. – Спб.: "Университет", 2002. – с. 55.
3 Систематизация законодательства в Российской Федерации. / Под ред. Пиголкина А.С. – Спб.: "Юридический центр Пресс", 2003. – с. 241, 255.
4 Мицкевич А.В. Систематизация законов Российской империи М.М. Сперанским. – Журнал российского права. – 2001. - №5. – с. 154-160.
5 Сидорчук М.В. О систематизации законодательства в России (1826-1832 гг.). – Известия ВУЗов: Правоведение. – 1990. - №6. – с. 26-32.
6 Общая теория права и государства. / Под ред. Лазарева В.В. – М.: Юристъ, 2002. – с. 197.
7 Марченко М.Н. Источники права. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – с. 98.
8 См. там же с. 99.
9 Краткий философский словарь. / Под ред. Алексеева А.П. – М., 2000. – с. 279.
10 Теория государства и права. / Под ред. Перевалова В.Д. – М.: Норма, 2005. – с. 177.
11 Теория государства и права: Курс лекций. / Под ред. Матузова Н.И., Малко А.В. – М.: Юристъ, 2000. – с. 419.
12 См.: Марченко М.Н., Матузов Н.И., Малко А.В., Керимов Д.А. и др.
13 Синельников Б.М., Горчиков В.А., Свечников В.П. Системный подход в научном познании. – М.: Пресс, 1999. – с. 67.
14 Мухаев Р.Т. Теория государства и права. – М.: "Издательство ПРИОР", 2002. – с. 330.
15 Теория государства и права. / Под ред. Рассолова М.М. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – с. 395.
16 Систематизация законодательства в Российской Федерации. / Под ред. Пиголкина А.С. – Спб.: "Юридический центр Пресс", 2003. – с. 20-21.
17 Общая теория права. / Под ред. Пиголкина А.С. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. – с. 219.
18 Керимов Д.А. Законодательная техника. – М.: Норма-Инфра, 1998. – с. 91.