Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:34, курсовая работа
Актуальность темы. В последние десятилетие институт Президента РФ приобрел большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование – важное условие обеспечения конституционализма в государстве.
3) В
соответствии с Конституцией
РФ и федеральными законами
Президент РФ определяет
Практически организовать на теоретической и экспертной базе разработку проблем внутренней и внешней политики, собрать для этого необходимую информацию и т.д. в большей мере под силу Президенту. В целом процесс определения основных направлений политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собрания, но последнее всегда сохраняет возможность откорректировать президентский курс по тому или иному вопросу путем принятия соответствующего федерального закона.
Конституционные функции Президента РФ конкретизируются и дополняются Законом "О безопасности" от 5 марта 1992 года.[5] Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство. Так, Президент РФ осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности, возглавляет Совет Безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности. Следовательно, именно
Президент
РФ напрямую руководит перечисленными
в законе силами безопасности: Вооруженными
силами, Федеральной службой
4) Президент
РФ представляет РФ внутри
страны и в международных
Особое место Президента как главы государства подчеркивается его функцией гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции).
Каждый из органов (институтов) государственной власти в рамках своей компетенции обязан выполнять функции, которые направлены на реализацию Конституции, на защиту прав и свобод личности. Однако каждый из них лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, только при этих условиях все иные органы государственной власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.
Для Президента обеспечение выполнения Конституции как направление деятельности имеет приоритетное значение. Главное назначение Президента как гаранта Конституции — принимать все необходимые меры по обеспечению защиты конституционных прав граждан, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Деятельность Президента нацелена на создание необходимых условий для упрочения конституционного строя, незамедлительного устранения нарушений Конституции.
Активное
использование Президентом
Л. А. Окуньков в своей монографии совершенно справедливо замечает, что в Конституции (ни буквально, ни по смыслу) не говорится о верховном контроле Президента. Более того, как показывает отечественная и зарубежная практика, на федеральном уровне факты вторжения в компетенцию государственных органов более типичны для Президента, чем для Правительства и парламента. [18]
Будучи главой государства, Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Именно в этом качестве Президент обеспечивает устойчивость и преемственность механизма государственной власти, координацию и взаимодействие всех органов государственной власти. Президент «призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти».[12]
Как глава государства Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, имеющее значение не только для исполнительной власти, но и для органов, представляющих другие ветви власти.
Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более, когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения.
Президент не только вправе, но просто обязан принять меры вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза территориальной целостности, безопасности государства и правам человека в мирное время.
Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях, — естественно, не вторгаясь в прерогативы парламента».[12]
«Среди многочисленных указов и распоряжений Президента, принятых в последние годы, — пишет Л.А. Окуньков, — крайне мало решений, которые содержат предписания в адрес конкретных органов власти, нарушивших Конституцию России, и в которых содержится принципиальная оценка допущенных нарушений. Будучи гарантом Конституции Российской Федерации, Президент должен принимать все необходимые меры по ее соблюдению и обеспечению верховенства (высшей юридической силы) на территории России. Однако в течение более двух лет со времени вступления в силу Конституции действенных мер по приведению в соответствие с ней конституций и уставов субъектов Федерации не принималось.[16]
Заключение
договоров о разграничении
Лишь
5 октября 1995 г. был издан Указ по
вопросу обеспечения
Нельзя не обратить внимания на запоздалость предписаний этого Указа о неукоснительном соблюдении положений Конституции при подготовке и принятии основополагающих правовых актов субъектов Федерации. Как известно, большинство конституций и уставов в регионах уже приняты. Особенно актуален и безотлагателен пересмотр тех из них, где имеются положения, не согласующиеся с основами конституционного строя Российской Федерации, ее государственной целостностью, единством системы государственной власти, равноправием граждан и
другими конституционными принципами».[17]
Еще одно замечание по этому поводу. И после 1996 г. вплоть до ухода в отставку Б.Н. Ельцина положение в стране, к сожалению, в лучшую сторону не изменялось. По-прежнему многие конституционные нормы нарушались, в том числе и самим Президентом, по-прежнему не принимались меры к тем, кто игнорировал Основной закон России — Конституцию РФ. И только после избрания Президентом РФ В.В. Путина положение начало меняться. Страна почувствовала, что у Конституции действительно есть гарант.
Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила положение, согласно которому Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Это позволяет нам сделать вывод, что он обязан гарантировать права и свободы каждому и защищать их всеми доступными ему средствами. Можно согласиться с утверждением Л.Д. Воеводина, что в демократическом и правовом государстве гарантом в истинном смысле слова является "суверен" - народ, а не какое-либо должностное лицо, как бы высоко оно ни было поставлено на лестнице государственной иерархии.[13] Именно народ возлагает на Президента государства обязанности по защите прав и свобод, предоставляя ему широкие полномочия в данной области.
Президент
Российской Федерации, выступая гарантом
прав и свобод человека и гражданина,
обладает широкими полномочиями в области
охраны и защиты прав личности. Думается,
что такие полномочия вполне оправданы,
т.к. Президент страны призван руководить
верхними эшелонами власти. В этой
области, на наш взгляд, он обоснованно
имеет приоритетные возможности. Так,
согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, он "...обеспечивает
согласованное функционирование и взаимодействие
органов государственной власти" по
защите прав и свобод.
Содержание правозащитной функции российского
Президента отчетливо выражено в присяге,
произносимой им при вступлении в должность:
"...Клянусь уважать и охранять права
и свободы человека и гражданина, соблюдать
и защищать Конституцию Российской Федерации".
Иными словами, Президент обязуется постоянно
следить за положением дел в стране с правами
и свободами и своевременно реагировать
на их нарушения. Для этой цели он наделен
разнообразными полномочиями, позволяющими
ему выполнять свою правозащитную функцию.
Глава
российского государства
Сегодня
в России есть необходимость, чтобы
Президент Российской Федерации, осуществляя
свою функцию по охране прав и свобод
личности, активно выступал с законодательной
инициативой по наиболее важным направлениям
правозащитной деятельности российского
государства.
Практика свидетельствует о том, что Президент
РФ своевременно использует предоставленное
ему право - выступать инициатором законопроектов.[17]
Например,
в 2004 году Президентом был внесен
ряд важнейших актов, направленных
на реформирование структуры государственной
власти и укрепление государственной
защиты прав граждан. Кроме того, осуществляя
правотворческую деятельность, он издает
указы, направленные как на защиту прав
и свобод всего населения, так
и отдельных социальных групп, включая
пенсионеров, военнослужащих, студентов
и других категорий, особо нуждающихся
в защите со стороны государства.
Частью указов Президента РФ оформляются
решения нормативного характера, т.е.
содержащие общие правила поведения,
рассчитанные на постоянное или многократное
применение и относящиеся к
В
целом на защиту прав и свобод всех
граждан направлено большинство
указов Президента РФ. Однако следует
признать, что указов Президента России,
направленных на охрану и защиту прав
и свобод человека и гражданина,
не так много. Это позволяет нам
сделать вывод, что российский Президент
не в полной мере реализует свои
полномочия как гаранта прав и
свобод человека и гражданина. Несмотря
на конституционное ограничение
полномочий главы государства на
вмешательство в сферу
Информация о работе Функции Президента РФ как главы государства