Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:19, реферат
В юридической науке под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и методах.
1. Понятие функций государства.
2. Классификация основных функций государства.
3. Содержание внутренних и внешних функций государства.
3.1. Внутренние функции:
1. Экономическая функция
2. Социальная функция.
3. Функция развития культуры, науки и образования.
4. Экологическая функция
5. Функция налогообложения и взимания налогов.
6. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.
3.2. Внешние функции
1. Функция обороны страны.
2. Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка.
3. Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ.
4. Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем.
4. Заключение
5. Список литературы
Московская
государственная юридическая
им. О. Е.
Кутафина
Реферат
На тему:
«Функции государства»
Москва 2010г.
Содержание:
2. Классификация основных функций государства.
3. Содержание внутренних и внешних функций государства.
3.1. Внутренние функции:
1. Экономическая функция
2. Социальная функция.
3. Функция развития культуры, науки и образования.
4. Экологическая функция
5. Функция налогообложения и взимания налогов.
6. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.
3.2. Внешние функции
1. Функция обороны страны.
2. Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка.
3. Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ.
4. Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем.
4. Заключение
5. Список
литературы
1. Понятие функций государства.
В юридической
науке под функциями
Следует, однако, отметить, что современной юридической наукой предложена трактовка функций государства не только как направлений его деятельности, но и механизма государственного воздействия на общественные процессы. И это представляется правильным, так как, выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов. Осуществление конкретных функций может, как стабилизировать условия развития общества, оказывать созидательное воздействие, так и усиливать кризисное его состояние (Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе//Государство и право.1993, №6, с.98).
С учетом вышеизложенного, предпочтительнее, на мой взгляд, является следующая трактовка функций государства:
Функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства.
1. Функции государства
непосредственно выражают и
2. В функциях
государства воплощается и
3. Функции государства
возникают и развиваются
4. В функциях
государств различных
В определении направленности деятельности государства решающими факторами являются: сущность государства и его социальное назначение, в постановке его целей и задач на соответствующем этапе развития общества.
Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления, укрепления и развития государства. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в его историческом развитии, целей, которые оно преследует. Эти задачи и цели не могут быть произвольными. Они зависят от реальных условий, важнейшие из которых: экономические возможности общества, потребности и интересы населения, отдельных социальных слоев и групп, возможности партнерства между ними, нравственный и культурный уровень общества, профессионализм государственных структур и др. состояние (Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе//Государство и право.1993, №6, с.98).
Итак, функции государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении и обеспечивающие ее средства и способы.
В процессе исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие — углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи — возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государства.
До недавнего
времени было общепризнанно, что
все функции государства
В классовом обществе, где классы и другие социальные группы противостоят друг другу, прежде всего по экономическому признаку, где коренные интересы классов непримиримы, государство становится политической организацией власти экономически господствующего класса, обслуживает его интересы. Отсюда главная функция такого государства — подавление сопротивления эксплуатируемых классов или социальных групп, имеющая четко выраженную классовую направленность. Но и другие его функции также приобретают определенную классовую окраску. Сказанное относится к рабовладельческому, феодальному и капиталистическому (XIX и первой четверти XX в.) обществу.
Во второй половине XX столетия в самих классах произошли значительные изменения, появился средний класс — стабилизирующий фактор общества. Это отразилось на функциональной деятельности государства: функции, рожденные классовыми противоречиями, отошли на второй план, формы и методы их осуществления изменились (Теория государства и права. Учебник для вызов.2-е изд.изм. и доп./под редакцией В.М.Корельского и проф.В.Д.Перевалова.М Норма-Инфра,2000г.с.151).
Многоплановое изменение функций происходит при переходе обществ к капиталистическим и социалистическим типам государственной организации. Изменяются характеристики, в том числе устройство государства, и в зависимости от этого изменяются и их функции. Например, в экономической области происходят переходы от невмешательства государства в экономическую жизнь (функция «ночного сторожа» - первоначально у буржуазного государства) до тотального регулирования производства, распределения у социалистического государства, а в социальной жизни - от защиты прав и свобод человека до полного фактического попрания этих прав и свобод под лозунгами диктатуры, подавления классовых противников, ликвидации эксплуатации (опять же у социалистического тоталитарного государства).
Вместе с тем
надо обратить внимание и на следующее.
Теоретическое описание, обобщение
выполняемых функций различными
государствами позволяют
По мнению Л.А. Морозовой, к этим признакам относятся: прочно сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни - экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой; непосредственная связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социальным назначением, которое и реализуется в деятельности государства; направление деятельности государства на решение крупных социально-экономических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества; деятельность государства в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числе властно-принудительных методов.
Совокупность
этих признаков позволяет
Функциональная характеристика позволяет изучать не только государство конкретного типа, формы у того или иного народа в тот или иной конкретно-исторический период, но и государственность этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций, можно видеть и то, как развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе (Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.1999, с.143-144).
Вывод по первому вопросу: рассмотрение зависимости между содержательными и формальными характеристиками государства и его функциями понадобилось для того, чтобы показать, что исторический опыт действительно дает теории государства основание утверждать, что с эволюцией государства меняется и деятельная сторона государства, эта деятельность наполняется новым содержанием, возникают новые структуры государства, иные средства и способы, обеспечивающие функции государства. Изучение эволюции функций государства позволяет избежать типичных, для разных этапов развития государств, ошибок.
Понятие функции
уже используется в научной литературе
не столько для показа ее зависимости,
особенно от классовой сущности государства,
сколько просто для характеристики, описания
деятельности государства. Кроме того,
это понятие стало использоваться и для
учета связи функций государства со многими
культурными, идеологическими, духовными
и иными факторами воздействия.
2. Классификация основных функций государства.
Изучение эволюции функций государства, практическое использование научных знаний в этой области предполагает, прежде всего, упорядочение всего государственно-правового материала, который накопила теория государства в этой области.
Для этого, как отмечалось выше, в познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлении и процессов попросту невозможно.
В юридической
науке существует множественность
классификаций функций