Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:22, курсовая работа
Цель моей работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства, и условий сложившихся к 2002 году. Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач: - раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности, позиций различных ученых в определении функций государства;
- раскрытие сущности функций государства с учетом тенденций изменения самого государства в последние десятилетия;
- выделение формальных признаков функций государства;
Введение. 3
Раздел I. Понятие функции государства. 5
Глава 1. Понятие и содержание функции государства. 5
Глава 2. Признаки функций государства. 12
Глава 3. Развитие функций государства. 12
Раздел II. Классификация функций государства. 15
Глава 1. Критерии классификации. 15
Глава 2. Внутренние и внешние функции государства. 19
А) Подходы к классификации внутренних и внешних функций. 19
Б) Внутренние функции государства. 22
В) Внешние функции государства 25
Глава 3. Эволюция и особенности функций Российского государства. 27
Заключение. 33
Список использованной литературы. 35
Однако, не у всех ученых-юристов такая классификация вызывает признание. Многие считают, что это собственно не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти. То есть, происходит смешение функций государства и государственной власти.
Классификация функций
государства приводится также на
основании территориального масштаба,
в пределах которого они реализуются.
В федеративном государстве –
это функция федерации в целом
и субъектов федерации. В унитарном
государстве – это функции, осуществляемые
на территории единого, лишь в административно-
(союза) государств и функций, которые
реализуются на территории каждого из
участников этого союза государств.[33]
Западные теоретики
– приверженцы концепции «
Глава 2. Внутренние и внешние функции государства.
А) Подходы к классификации
Наиболее распространена
классификация функций
Анализируя различную юридическую литературу мне пришлось столкнуться с проблемой многовариантности выделения подфункций среди внутренних и внешних функций. Фактически работало правило: сколько людей – столько и мнений. Зачастую отличие классификации, предложенной одним ученым от предложенной другим заключалось в том, что та или иная подфункция является составляющей другой подфункции, либо наоборот – подфункция разделена на более мелкие. Тем не менее общий смысл разделения функций на внешние и внутренние сохраняется у всех авторов.
Так, В.В.Лазарев
к внутренним функциям относит:
- установление и охрана правового порядка;
- охрана прав собственности, иных прав
и свобод граждан;
- экономическая;
- культурная;
- социальная;
- экологическая.
Внешние функции:
- поддержание мира и мирного сосуществования;
- обеспечение делового партнерства и
сотрудничества;
- защита государственного суверенитета
от внешних посягательств;[35]
Н.Т.Шестаев к внутренним
функциям относит:
- охранительная;
- экономическая;
- социальных услуг;
- обеспечения и защиты граждан;
- культурно-воспитательная;
- природоохранная;
Внешние функции:
- защита государства от вооруженных нападений
других государств;
- поддержание международных политических
отношений (дипломатическая деятельность);
- экономических и культурных связей;
- борьбы с международными преступлениями;
участие в международной охране окружающей
среды.[36]
Что характерно, все авторы классификаций в целом отмечают, что объектом воздействия функций государства являются крупные сферы жизни общества – экономика, социальная сфера, духовная жизнь общества, сложившийся общественный порядок. Таким образом, в самой общей классификации функции могут быть экономическими, идеологическими, охранительными, политическими как во внешней, так и во внутренней деятельности государства.
Далее в курсовой работе за основу взята классификация внутренних и внешних функций государства, предложенная А.Ф.Черданцевым.[37]
В завершении рассмотрения подходов к классификации внутренних и внешних функций государства хочу отметить, что в юридической литературе есть мнение об утрате своего значения, в известной степени, такого членения функций.
Так, Б.П. Курашвили
категорически отвергает
Трудно не согласиться с данными доводами, так как всякая внутренняя функция государства имеет и внешний аспект, а всякая внешняя функция – внутренний аспект. Они органически взаимосвязаны, переплетены, проникают друг в друга. Иными словами, деление государственных функций на внутренние и внешние носит условный характер. Однако каждая из функций государства по своему содержанию в целом служит разрешению либо внутриполитических, либо внешнеполитических задач. Исходя из этого, разделение функций государства на внутренние и внешние представляется нам приемлемым как с точки зрения науки, так и практики.[38]
А.Б.Венгеров отмечает, что более важным становится выделение глобальных функций, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах и других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.
Особую проблемы представляет
решение вопроса о централизации и децентрализации
функций государства. В условиях тоталитарного
и, как правило, унитарного государства
происходит чрезмерная централизация
функций. А в условиях федеративного государства
(в частности в России –
А.Р.) возникают проблемы децентрализации
функций. Необходимо разграничить сферы
деятельности и полномочия между федеральными
органами и органами власти субъектов
федерации.[39]
Б) Внутренние функции государства.
К внутренним функциям государства относятся:
1) Функция охраны правопорядка
Охрана господствующего способа производства, а также господствующей и иных форм собственности. Охрана прав и свобод граждан государство осуществляет путем издания законов, устанавливающих в обществе определенный порядок (правопорядок), перечень нарушений правопорядка, определяет меры ответственности за правонарушения, определяет порядок расследования, рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, устанавливает систему правоохранительных органов, призванных вести борьбу с правонарушениями, определяет их компетенцию.
2) Экономическая функция.
Эта функция государства
сильно изменилась в ходе исторического
существования государства от полного
невмешательства в экономику (концепция
“государства - ночного сторожа”) до полного
контроля всей хозяйственной деятельности
и регулирования всех вопросов экономической
жизни
(тоталитарные государства социалистического
типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
Государство использует
самые различные рычаги воздействия
на экономику: налоговую и таможенную
политику, займы и субсидии частным
производителям, контроль за производством,
контроль за ценами, качеством продукции,
прежде всего продуктов питания,
лекарств и.т.п.; регулирование в
сфере внешнеэкономической
В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно, например для современного этапа развития России. Как показывает опыт, экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.
3) Социальная функция.
Эта функция сопряжена с экономической, в значительной мере зависит от экономической линии государства. В целом она есть проявление патернализма государства к личности, к той части общества, которая в силу ряда причин нуждается в поддержке со стороны государства.
Зачатки этой функции в реформах Отто Бисмарка в 90х гг. XIXв.. В это время в Германии принимаются законы о страховании, устанавливается пособие на случай болезни, пособие в связи с несчастным случаем на производстве и.т.п.. Ныне многие государства объявляют себя не только правовыми, но и социальными, что закреплено в их конституциях.
Таковым государством
является и Россия. В статье 7 пункте
1
Конституции Российской Федерации в частности
сказано: “Российская Федерация
– социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека”.[40]
В реализации социальной
функции большое место
Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.
4) Экологическая функция
Функция появилась
в XXв.. Государство вынуждено уделять
серьезное внимание охране природы и рациональному
использованию природных ресурсов.
Основным содержанием экологической функции
является управление и координация деятельности
природопользователей и переработчиков
природных ресурсов в целях сохранения
и охраны природной среды.
В основе осуществления
функции лежат следующие
> 1). Природные
богатства подлежат охране со
стороны государства
> 2). Использование
природных богатств должно
> 3). Неукоснительное
соблюдение
Таков «классический» набор внутренних функций государства. Многие ученые, анализируя Российское государство, применительно к нему выделяют особые функции, которые будут рассмотрены далее.
В) Внешние функции государства
Рассмотрим внешние функции:
1) Функция обороны
Связана с охраной
границ государства. Это, пожалуй, исторически
первая внешняя функция государства. Вооруженные
силы – необходимый институт государства,
- создаются прежде всего для обороны от
поползновений соседних государств. Эта
функция выражает интересы всего общества,
зачастую становится делом не только государства,
но и всего народа как необходимое условие
его существования. Согласно Конституции
Российской Федерации
“Защита Отечества является долгом и
обязанностью гражданина Российской
Федерации. Гражданин Российской Федерации
несет военную службу в соответствии с
федеральным законом.”.
Практическое исполнение
функции обороны так же возложено
на особые государственные вооруженные
организации. Они предназначены
для обеспечения суверенитета, защиты
территории, границы и населения
от внешних посягательств и
Особые вооруженные организации наделяются
компетенцией в соответствие с конституцией.
Характер задач выполняемых вооруженными
государственными организациями обуславливает
особенности их формирования, деятельности,
управления и обеспечения. К особым вооруженным
государственным организациям относятся:
> Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.
> Служба безопасности.
Она предназначена для защиты
государственной безопасности
> Полиция (милиция)
является основой и гарантом
общественного порядка.
2) С функцией обороны тесно связана функция захвата чужих территорий и сфер влияния.
Действительно, всю историю человечества можно образно назвать историей войн. Богатства одних народов привлекают взоры других. На протяжении истории сильные государства вели захватническую политику, а слабые – оборонительную.