Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 00:36, реферат

Краткое описание

С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности. Рассматриваемая в настоящей курсовой работе тема приобретает все большее значение в новых политических условиях, когда Российской государство начинает создавать свою политическую систему, укреплять властную вертикаль. Цель данной работы определить перечень функций, присущих государству.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………3
1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………………………..4
1.1. Понятие и признаки функций государства………………………………………….….4
1.2. Формы и методы осуществления функций государства………………………..5
2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ………………………………………….………………..7
2.1. Политическая функция……………………………………………………………….…….………8
2.2. Экономическая функция…………………………………………………….……………..……..9
2.3. Социальная функция…………………………………….………………………………..………..10
2.4. Экологическая функция…………………………………………………………………..……….12
2.5. Защита прав и свобод граждан……………………………………………………..………..14
3. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ…………………………………………………….………….15
3.1. Функция обороны………………………………………………………………………….………….16
3.2. Функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями…………………………………………………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….21
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………..……………….23

Вложенные файлы: 1 файл

реф.docx

— 41.01 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………3

1. ФУНКЦИИ  ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………………………..4

1.1. Понятие  и признаки функций государства………………………………………….….4

1.2. Формы и методы осуществления функций государства………………………..5

2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ………………………………………….………………..7

2.1. Политическая  функция……………………………………………………………….…….………8

2.2. Экономическая  функция…………………………………………………….……………..……..9

2.3. Социальная функция…………………………………….………………………………..………..10

2.4. Экологическая  функция…………………………………………………………………..……….12

2.5. Защита прав и свобод граждан……………………………………………………..………..14

3. ОСНОВНЫЕ  ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ…………………………………………………….………….15

3.1. Функция  обороны………………………………………………………………………….………….16

3.2. Функция  взаимодействия с другими государствами  и  международными организациями…………………………………………………………………………………………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….21

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………..……………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы о государстве, рассматриваемые  в «Теории государства и права», его понятии, сущности и роли в  обществе с давних пор относятся  к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется  тем, что названные вопросы прямо  и непосредственно затрагивают  интересы различных слоев общества. Рожденное противоречивым обществом  государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его  деятельность и социальная роль. Как  форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и  управляемость, государство выполняет  потребности общества, служит его  интересам.

Теория  государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны  государства использует понятие  функции государства – характеристики именно того, что и как государство «делает».

В философии  под функциями понимается внешнее  проявление свойств какого – либо объекта в определенной системе  отношений. В юридической литературе нет единства мнений относительно категории  «функции государства». Под последними обычно подразумеваются: основные направления, стороны или виды деятельности государства, его практическая деятельность. Однако функции не могут реализовываться  внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии  на общественные отношения.

Возникнув как продукт общества, государство  становится по отношению к нему управляющей  системой, силой, воздействующей на все  важнейшие процессы, происходящие в  нем.

Функции государства – это направления  деятельности, но не сама деятельность. В функциях государства выражаются его сущность, цели и задачи. Функции государства сложное по своему содержанию явление.

Вопрос  о функциях государства имеет  не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть  на государство не только со стороны  его формы, но и рассмотреть его  под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Рассматриваемая в настоящей курсовой работе тема приобретает все большее значение в новых политических условиях, когда  Российской государство начинает создавать  свою политическую систему, укреплять  властную вертикаль. Цель данной работы определить перечень функций, присущих государству.

 

1. ФУНКЦИИ  ГОСУДАРСТВА

1.1. Понятие и признаки функций  государства

Функциями государства называют основные, социально  значи мые направления его  деятельности, выражающие сущность государства  и  соответствующие главным задачам  определенного исторического этапа  раз ки вития общества, а также  механизм государственного воздействия  на происходящие в нем процессы.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение и структура  государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь  его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся  в его функциях, есть объективная  необходимость выполнения общественно  полезной, социально обусловленной деятельности.

Иногда  понятие функций государства  ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства  лишь «по управлению обществом» или, наоборот, расширяется за счет включения  в их понятие и содержание «механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов». Кроме того, ранее существовала точка зрения на функции государства как на предметно-политическую характеристику содержания его деятельности.

Существенными признаками функций государства  являются:

-     предметная деятельность государства  в важнейших сферах общественной  жизни;

-     направленность этой деятельности  на выполнение тех задач и  целей, которые стоят на конкретном  историческом этапе развития  общества;

-     определенные формы (чаще всего  правовые) реализации государственных  функций, связанные с применением  особых, в том числе властно-принудительных, методов.

Формирование  функций происходит в процессе становления  и развития государства.  Последовательность возникновения тех или иных функций  зависит от важности и очередности  задач, стоящих перед обществом. В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные  цели государства, а, следовательно - и  его различные функции.

Каждая  из функций государства имеет  определенное содержа ние, которое  показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие  вопросы они решают. Содержание функций  не остается неизменным - оно меняется вместе с изменениями, проис¬ходящими в обществе. На содержание функций  современных госу дарств оказывают  влияние национальные факторы, научно-технический  прогресс, процессы информатизации и  др.

1.2. Формы и методы осуществления функций государства

Государство осуществляет свои функции в определенных формах. Формы осуществления функций  государства - это однородная деятельность органов государства, посредст вом  которой реализуются его функции.

Формы осуществления  функций государства делятся  на право вые и организационные.

К правовым формам относятся:

-     правотворческая форма (разработка  и принятие юридиче ских норм, издание нормативно-правовых актов);

-     правоисполнительская форма (принятие  мер по исполнению норм права,  издание индивидуальных актов  применения права (приговор суда  и др.));

-     правоохранительная форма (контроль  и надзор за соблюде нием  и исполнением норм, а также  применение принудительных мер  к их нарушителям).

Организационными  формами осуществления функций  госу дарства являются следующие:

-   организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов докумен тов, организацией выборов и т. д.);

-     организационно-хозяйственная (оперативно-техническая  хо зяйственная работа, связанная  с бухучетом, статистикой, снабже  нием и т. д.);

-     организационно-идеологическая (повседневная  идеологиче ская работа, связанная  с разъяснением вновь изданных  норматив ных актов и формированием общественного мнения).

Государство может осуществлять свои функции  и в так назы ваемых внеправовых  формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему. В частности, добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, не издавая и не реализуя правовые нормы. Современным демократическим  государствам это, однако, несвойственно.

Другим  основанием для классификации функций  государства является характер государственного воздействия на обществен ные  отношения. В соответствии с ним  все функции могут быть разделены  на охранительные и регулятивные.

Охранительные функции - это деятельность государства, на правленная на обеспечение охраны всех существующих общест венных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы).

Регулятивные  функции - это деятельность государства, на правленная на развитие существующих общественных отноше ний (экономическая, функция взаимодействия с другими  госу дарствами).

 

2. ОСНОВНЫЕ  ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ

Внутренние  функции - это основные направления  деятельности государства внутри страны. К внутренним функциям государства  относятся:

1.   функция охраны законности и  правопорядка, прав и свобод граждан  государства;

2.   функция легализованного осуществления  принуждения в от ношении различных  социальных групп и индивидуумов;

3.   политическая функция (обеспечение  народовластия и госу дарственного  суверенитета);

4.   экономическая функция (выработка  экономической полити ки, формирование  и контроль за расходованием  государственного бюджета, установление  системы налогообложения, ценовой  поли тики, управление государственными  предприятиями и т. д.);

5.   социальная функция (создание  системы социальной защиты населения,  систем здравоохранения, образования,  пенсионного обеспечения и т.  д.);

6.   экологическая функция (деятельность, направленная на ох рану, восстановление  и улучшение природных условий  жизни людей);

7.   идеологическая функция (пропаганда  определенных идей и ценностей  с помощью государственных средств  массовой инфор мации, воспитание  в духе официальной идеологии  подрастающе го поколения и  т. д.).[18]

Такой набор  функций государства - свидетельство  полного огосударствления общества, характерное для тоталитарных режимов. С изменением социальной структуры  общества на современном этапе насилие  в отношении многих социальных групп перестает быть актуальным. Государство уменьшает свое присутствие в эко номике. Не может быть признана главной и идеологическая функ ция: общество должно развиваться в условиях идеологического и политического плюрализма. На первый план выходит охрана инте ресов, прав и свобод человека. В деятельности государства важны также учет и координация интересов различных групп населения, защита прав меньшинств, охрана окружающей среды.

Рассмотрим  каждую из функций государства подробнее.

2.1. Политическая функция

Все функции  государства носят политический характер, однако в политической области  действует целая система политических институтов, учреждений государственных  органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени  народа осуществлять государственную  власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом  своей власти непосредственно, через  референдум.

Обладая верховенством в системе государственной  организации, представительные органы сосредотачивают в своих руках  государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной  власти, защиты конституционного строя. Содержание данной функции составляют:

-     реализация волеизъявления народа  в форме законодательства (правотворчества);

-     обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения  конкретных территорий и управление  ими;

-     официальное представительство  общества, т.е. будучи носителем  политической власти, государство  представляет собой юридическую  личность, субъект права. Вместе  с тем осуществление функции  обеспечения народовластия предполагает  наличие правовых отношений между  государством и обществом, зависимость государства от общества, ответственность перед ним;

-     защита конституционного строя,  которая реализуется как специальными  органами (Конституционным судом), так  и непосредственно народом, путем  осуществления права на сопротивление  любой попытке насильственного  изменения или устранения существующего конституционного строя.       

2.2. Экономическая функция

Информация о работе Функции государства