Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:53, курсовая работа
Цель исследования – провести комплексный анализ функций современного государства.
Задачи:
- раскрыть содержание функций государства;
- рассмотреть основные функции государства;
- определить основные формы и методы реализации функций современного государства.
Введение 3
I. Понятие и сущность функций государства 5
1.1. Понятие функций государства 5
1.2. Содержание функций государства 6
I.I. Виды функций государства 11
2.1. Основания классификации функций государства 11
2.2. Внутренние функции государства 13
2.3. Внешние функции государства 23
III. Проблемы реализации охранительной функции государства в условиях глобализации 27
Заключение 35
Список использованных источников 37
Содержание
Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.
Функции государства обусловлены его природой, сущностью, назначением как социального института. Их содержание и осуществление могут иметь определенные исторические особенности, а также специфику культурного плана, однако они имманентно присущи государству.
В процессе исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие — углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи — возникают вновь.
Россия переживает один из важнейших этапов развития своей государственности, правовой каркас которого очерчен в принятой путем референдума 12 декабря 1993 г. Конституции. Рыночная реформа заметно ограничила пределы и видоизменила механизм воздействия государства на экономические отношения, создала условия для развития частной собственности и свободного предпринимательства, привела к разгосударствлению экономики. Демонтаж административно-командной системы устранил монополию государственного руководства экономикой, свойственную хозяйственно-организаторской функции социалистического государства. В обстановке экономической независимости система уравнительного распределения материальных благ перестала соответствовать новым экономическим отношениям. Существенно изменилось содержание хозяйственно-организаторской, культурно-воспитательной и других внутренних функций, ранее выполнявшихся Советским государством. Соответственно возникла необходимость внести уточнения как в систему функций государства.
В периоды экономических, политических, общественных трансформаций особо важную роль приобретают общественные науки, которые, с одной стороны, являются частью культурного и общественного развития, с другой — призваны способствовать решению актуальных проблем политического, социального, экономического развития государства. Поэтому важнейшее значение сегодня имеет изучение роли и функций современного демократического государства, его задач в осуществлении стратегии возрождения мощи России.
Теоретическую основу исследования составили научные разработки в области общей теории государства и права, изложенные трудах таких ученых, как: С.С. Алексеев, С.Н. Бабурин, М.И. Байтин, А.В. Бутаков, А.Б. Венгеров, С.А. Комаров, О.Е. Кутафин, В.В. Лазарев, Р.З. Лившиц, И.И. Лукашук, Г.В. Мальцев, Л.С. Мамут, М.Н. Марченко, B.C. Нерсесянц, Ю.А. Тихомиров, Т.М. Шамба, А.И. Экимов и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней исследованы новые функции государства.
Объект исследования – теоретическое учение о государстве в современной юриспруденции.
Предмет исследования – содержание и классификация функций государства.
Цель исследования – провести комплексный анализ функций современного государства.
Задачи:
- раскрыть содержание функций государства;
- рассмотреть основные функции государства;
- определить основные формы и методы реализации функций современного государства.
Методы исследования: теоретический структурный анализ, синтез, сравнительный анализ, системный метод.
Функции государства — это главные социально значимые направления деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государства оказывается целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи. Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов, их динамику, направленность. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние.
С учетом сказанного функции государства можно определить как особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий (механизм) главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.
Существенными признаками функций государства являются:
1) устойчиво сложившаяся
2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в функционировании государства;
3) направленность деятельности
государства на выполнение
4) особые формы реализации
Сущность государства и его
социальное назначение — ключевые
факторы в определении
Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также от поставленных целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий, в том числе потребностей и интересов населения, экономических возможностей государства и общества, его нравственного, культурного уровня, профессионализма государственного аппарата и др.
В разное время приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому ключевое значение приобретает экономическая функция, на других — в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации политической функции государственной власти.
Каждая функция имеет
Содержание функций изменяется под влиянием различных факторов. Так, большим своеобразием отличаются функции государства в периоды революционных потрясений, других радикальных социальных перемен. Тесная связь функций государства с его сущностью и социальным назначением означает, что в содержании функций любого государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. В обществе, где социальная структура имеет ярко выраженную дифференциацию, антагонизм между правящими и управляемыми, где классы и социальные группы противостоят друг другу, государство выступает в роли политической организации правящего класса или группы, оно обслуживает в первую очередь интересы этих классов и групп и одновременно осуществляет организованное насилие в отношении своих классовых противников.1
Однако трактовка функций
Общесоциальная деятельность обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общих интересов. Чем больший удельный вес общесоциального начала в функциях государства, тем выше его роль как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общего компромисса, стабилизации общественных связей.
Престиж государства, политической власти,
их поддержка народом
На содержание функций государства
оказывают большое влияние
Национальное единство укрепляет государство, поскольку политическая общность дополняется этнокультурными узами (язык, национальное сознание, обычаи и др.). В обществе политическая дифференциация нередко сглаживается (нивелируется) национальными интересами. Об этом свидетельствует мировая практика. В наши дни межнациональные конфликты стали более частым явлением, чем классовые. Идет борьба за территории, суверенитет, возможность свободного этнокультурного развития, размежевание и воссоединение, расстановку национальных кадров и т.п.
Любое государство, особенно многонациональное, во избежание распада государственной общности народов, проживающих на его территории, должно выявлять и согласовывать национальные интересы, учитывать национальный фактор в своей политике, в том числе при принятии государственных решений, своевременно выявлять источники обострения национальной напряженности и использовать государственно-правовые механизмы для разрешения демократическим путем национальных противоречий.
Среди факторов, воздействующих на функции государства, велико влияние научно-технического прогресса, оказывающего двойственное воздействие на деятельность государства. С одной стороны, государство должно способствовать развитию фундаментальной науки, разработке открытий и изобретений, а с другой — законодательно ограничивать негативные последствия от использования научных достижений. Так, совершенствование медицинских технологий, значительные достижения медицинской науки в области трансплантации человеческих тканей и органов, репродуктивной деятельности, генной инженерии выдвигают на первый план многие нравственные и правовые проблемы. В силу этого государство должно защищать людей от незаконных посягательств на их жизнь, физическую неприкосновенность и одновременно устанавливать ответственность медицинских учреждений, их работников за врачебную ошибку, разглашение врачебной тайны, неправильное использование методов лечения, злоупотребление доверием пациентов. 2
Функции государства зависят и от экологического фактора. Каждое государство обязано обеспечить защиту прав человека на жизнь в благоприятной экологической обстановке. При этом экология в условиях научно-технического прогресса приобретает, по существу, планетарное значение, поскольку речь идет о выживании человечества.
На функции государства
пространства. Развитие этих процессов
диктуется потребностями
Демократическое государство призвано обеспечивать возможности для реализации свободы информации и ее равную доступность каждому. Ограничения этой свободы допустимы только соображениями национальной безопасности, неприкосновенности частной жизни, тайны следственных действий, государственной и коммерческой тайны.
На характер и содержание функций государства влияет международная обстановка. В последние годы наблюдается усиление влияния межгосударственных отношений, международных организаций, международных норм и принципов на внутреннюю жизнь государства. Одновременно достигнут высокий уровень интеграционных процессов, что обусловлено большой взаимосвязью и взаимозависимостью различных государств. На мировой арене идет формирование нового соотношения сил: одни государства утрачивают положение сверхдержав, другие выдвигаются в разряд передовых. Все это не может не отражаться на деятельности государства как внутри страны, так и на межгосударственном уровне.
Разнообразные по содержанию функции государства классифицированы. Нередко основаниями для классификации избираются: объекты воздействия и сферы государственной деятельности; территориальный ее масштаб; способы государственного воздействия на общественные отношения; содержание функций; сроки (продолжительность) осуществления; правовые формы, в которые они облекаются, и др.
Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, то есть более или менее однородных, близких друг другу видов государственной деятельности. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней — осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат — внутриполитических или внешнеполитических — они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства — это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т. д.