Внутренние функции
государства - это основные направления деятельности
государства по выполнению стоящих перед
ним внутренних задач, т.е. по управлению
внутренней жизнью общества. Внутренние
и внешние функции тесно связаны между
собой, взаимно дополняют друг друга.
- Охрана форм собственности - функция, присущая всем государствам, т.к. они охраняют и защищают свой экономический фундамент. В обществах, где экономическая основа государства сосредотачивается в руках того или иного класса (в эксплуататорских обществах), государственная деятельность направлена на охрану его собственности, за посягательства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды. В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.
- Охрана правопорядка (права и свободы) - важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны Прав и свобод граждан и правопорядка.
- Охрана природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к природе, а, следовательно, и к человеку, его здоровью. В связи с этим, сегодня одним из важнейших направлений государственной деятельности становится разрешение вопросов, связанных с экологией.
- Экономическая. Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней основывающиеся. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую массу капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны. Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей.
- Социальная - она тесно связана с экономической, многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру. Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.
- Развитие научно-технического прогресса. В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.
Внешние функции государства
- это основные направления деятельности
государства по выполнению стоящих
перед ним внешних задач.
Внешними функциями государства
традиционно являлись защита страны
от нападения извне; ведение захватнических
войн; обеспечение дипломатических
отношений. В наше время в связи
с формированием мирового рынка
активизировалась межгосударственная
взаимовыгодная торговля, развивается
коллективная безопасность, создаются
международные миротворческие вооруженные
силы. Все это и обусловило появление
соответствующих внешних функций:
- Взаимовыгодное сотрудничество с другими странами - это деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств.
- Сотрудничество в области охраны окружающей среды объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете. Эта деятельность имеет всеохватывающий характер и направлена на создание таких экономических условий, которые необходимы для существования и развития человеческой жизни.
- Вопросы мира и войны. Современный уровень развития мирового общества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне местного самоуправления.
- По продолжительности.
Все функции государства подразделяют так же на
- Постоянные, т.е. функции, направленные на разрешение задач, в той или иной степени, всегда стоящих перед государством - экономические, социальные, охрана правопорядка и др.;
- Временные. В определённые периоды существования государства на первый план могут выдвигаться функции, имеющие максимальное значение. Такие функции прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, оборона нашей страны в период Великой Отечественной Войны (1941-1945), послевоенное восстановление.
Формы реализации
функций государства
Формой осуществления функций
государства называют деятельность
органов государства, посредством которой
реализуются его функции.
Различают правовые и организационные
формы осуществления функций
государства.
В правовых формах отражаются
связь государства и права, обязанность
государства действовать при выполнении
своих функций на основе права и в рамках
закона. Кроме того, они показывают, как
государственные органы и должностные
лица работают, какие юридические действия
они совершают.
Обычно выделяют три правовые
формы осуществления функций
государства - правотворческую, управленческую
или правоприменительную и правоохранительную.
Правотворческая
деятельность (компетенция законодательной
власти) заключается в подготовке и издании
нормативно-правовых актов, без которых
реализация других функций государства
практически невозможна. Например, как
осуществлять социальную функцию без
кодифицированного социального законодательства,
социального права?
От правоприменительной (управленческой) деятельности (компетенция
исполнительной власти) зависит тот факт,
будут ли законы и другие нормативные
акты реализованы или они останутся лишь
благими пожеланиями законодателя. Основное
бремя по исполнению правовых норм лежит
на исполнительно-распорядительных органах
управления - министерствах, ведомствах,
комитетах и пр., возглавляемых правительством
страны. Это повседневная работа по разрешению
разнообразных вопросов управленческого
характера в различных областях общественной
жизни.
Правоохранительная
деятельность (компетенция судебной власти),
представляет собой властную оперативную
и правоприменительную деятельность по
охране правопорядка, прав и свобод граждан
и т.д. Включает в себя принятие мер по
предупреждению правонарушений, разрешение
юридических дел, привлечение к юридической
ответственности и др.
Организационные - охватывают большой объем организационно-подготовительной
работы в процессе осуществления функций
государства, и не связана с юридически
значимыми действиями, влекущими за собой
правовые последствия. К ним относят создание
органов государственной власти, их материально-техническое
и информационное обеспечение. Включает
в себя также, например, подготовительную
работа по сбору, оформлению и изучению
различной информации, касающейся проблем
в общественной жизни страны, ознакомление
с письмами и заявлениями граждан, обработку
социологических данных и т. п.
Методы реализации
функций государства
Под методами осуществления функций государства
понимают совокупность способов и приемов,
с помощью которых органы государства
реализуют его функции. Среди подобных
методов выделяют:
- Метод нормативно-правового регулирования. Используя этот метод, государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений в законодательных актах.
- Метод убеждения. Этот метод используется для убеждения граждан в справедливости требований государства, выраженных в законах, и добровольного их выполнения. Для достижения этой цели Государство должно вести открытый диалог с Обществом, разъясняя какие задачи и проблемы стоят перед ним, и какими путями предполагается их решить; разъясняя необходимость принятия тех или иных Законов, и обеспечивая возможность участия граждан в обсуждении и реальном влиянии на их принятие. Широкое применение этого метода должно способствовать развитию политического и общественного самосознания граждан, активной гражданской позиции, осознания ответственности как Государства перед Обществом, так и Общества перед Государством. Только в этом случае можно вести речь о формировании Правового Государства и Гражданского Общества.
- Метод принуждения. Заключается в привлечении к юридической ответственности при нарушении норм права. Здесь необходимо отметить, что юридическая ответственность, как метод принуждения, наступает только в рамках, предусмотренных законом. Это значит, что государство, принуждая исполнять законодательно закрепленные нормы, само должно руководствоваться Законом - именно этот принцип лежит в основе идеи правового государства.
- Метод надзора и контроля за соблюдением правовых норм, установленных стандартов и пр. принятых в данном государстве. Осуществляют такой контроль специальные государственные структуры, такие как прокуратура, налоговая инспекция, Счетная палата, а также охотнадзор, гостехинспекция и пр. И снова следует отметить, что деят