Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 10:49, курсовая работа
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Развитие общества и всех его институтов, включая государство, предоставляет собой естественный исторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов системы общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА………………5
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА…………15
2.1 ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА…………………………17
2.2 ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА……………………………..24
3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА……………………………………………….29
3.1 ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА ………29
3.2 МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА………32
Как справедливо отмечает Л.А.Морозова, общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общественных интересов. Чем больший удельный вес обще социальных функций, тем выше роль государства как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных связей. Такая роль государства вынуждает его отказываться в своей практической деятельности от использования исключительно методов насилия, принуждения. Все чаще ему приходится обращаться к авторитету общедемократических, гуманистических институтов и идей, например к идее правового государства, господства права в общественной и политической жизни, соблюдения прав человека, защиты национальных меньшинств, различным формам участия населения в государственной и общественной жизни, к поддержке начал самоуправления, обеспечению свободы печати и гласности, судебной защите прав законных интересов гражданина и др..[20].
Таким образом, современная юридическая наука предлагает трактовку функций государства не только как направлений его внутренней и внешней деятельности, но и механизма государственного воздействия на общественные процессы. Данную трактовку можно считать правильной, так как, выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений, воздействует на состояние общественных процессов.
Насколько многообразно в юридической литературе представлены формулировки функций государства, настолько же многообразно авторы трактуют и их признаки. В целом авторы единодушны в определении признаков. Наиболее полными и отражающими все условия, вытекающие из понятия функций государства, я считаю трактовки Байтина М.И.
1. Функции государства
непосредственно выражают и
2. В функциях государства
воплощается и раскрывается
3. Функции государства
возникают и развиваются
4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества[21].
Функции государства обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому невыполнение государством своих функций, несомненно, вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества.
Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые он преследует. Задача – это то, что требует разрешения, а функция – вид деятельности, направленной на такое разрешение. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а, следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых – к возникновению других.
Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.
Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми органами. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций. Отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства[22.]
Обобщая вышеизложенное, можно дать следующее понятие функции государства: это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его сущностью и социальным назначением.
Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.
2. Классификация и виды функций государства
В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их классификация.
Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для обще социальной деятельности государства. В наше время обще социальные функции государства становятся приоритетными, расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере. Они обеспечивают необходимую степень стабильности отношений и связей внутри общества. Чем больше удельный вес обще социальных функций государства, тем выше его роль в обществе как надежного инструмента преодоления противоречий, как средства согласования различных интересов и достижения общественного компромисса.
Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, - охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьбе с международной преступностью, демографические проблемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соответствующих функций – обеспечения мирового правопорядка, международной экологической и т.д.
Доверие к государству, государственной власти, степень их поддержки населением находятся в прямой зависимости от содержания функций государства, его умения и желания учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национальные и другие социальные интересы[23].
Итак, функции государства классифицируются по следующим критериям.
1. По сферам деятельности:
- внутренние - направлены
на решение внутренних задач
страны, показывают степень активности
воздействия государства на
- внешние – нацелены
на установление и поддержание
определенных отношений с
2. По продолжительности действия:
- постоянные – осуществляются
в течение длительного времени,
на многих этапах
- временные – осуществляются
на определенных этапах
3. По социальной значимости:
- главные (основные) – имеющие приоритетное, стратегическое значение на конкретном этапе развития общества (экономическая, социальная, экологическая);
- производные – носят
вспомогательный, дополняющий характер
по отношению к главным
В юридической литературе характеристика видов функций государства чаще всего производится по критерию сферы деятельности. В своей работе я также придерживаюсь данной классификации.
2.1 Внутренние функции государства
Как уже отмечалось выше, среди внутренних функций государства можно выделить экономическую, социальную, функцию налогообложения, развития образования, культуры, науки; экологическую, охраны правопорядка.
Экономическая функция.
Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы её роста, устанавливает пропорции между отдельными её отраслями. Возникли государственный сектор экономики, в большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны[25].
Применительно к Российской Федерации можно отметить, что за последнее десятилетие уже обозначились некоторые важные элементы рыночных отношений: экономическая свобода, право собственности, работающие рынки товаров и услуг. Вместе с тем возникла необходимость поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживания эффективного государственного регулирования, совместимого с рыночными механизмами. В этом главная особенность экономической функции современного Российского государства по сравнению с хозяйственно-организаторской функцией Советского государства по всеобъемлющему руководству экономикой[26]. Экономическая функция государства находит свое отражение в статьях 8, 34 Конституции РФ.
Кулапов В.Л. и Малько А.В. выделяют основные задачи в сфере экономики, стоящие перед Российским государством: установление основных правил и координация экономических взаимоотношений; контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономического оборота; непосредственное осуществление экономической деятельности; поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте[27].
Обобщая результаты исследований правоведов, экономистов можно выделить основные пути решения поставленных задач:
- структурная перестройка российской экономики;
- поддержка стратегических
и социально значимых
- централизованная
- приватизация, демонополизация и управление государственной собственностью;
- отстаивание интересов
российских компаний на
- создание правовых основ организации (управления) экономики и др.
Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан – вкладчиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д. Словом, экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом.
Социальная функция.
С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное её назначение – устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.
Зачатки этой функции отражены в реформах Отто Бисмарка в 90х гг. XIXв. В это время в Германии принимаются законы о страховании, устанавливается пособие на случай болезни, пособие в связи с несчастным случаем на производстве и.т.п.
Содержание социальной функции
отражено в большинстве статей
Конституции Российской
Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.
Автор статьи Хачиров Р.Б. отмечает, что согласно Конституции РФ социальная функция при ее должной реализации означала бы достижение высокого уровня социальной сферы, удовлетворение или хотя бы создание реальных условий для реализации социальных потребностей граждан. Приоритетные национальные проекты призваны ускорить решение этих и многих других находящихся в социальной сфере задач.