Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 16:06, курсовая работа
Познание функций государства рассматривается в научной литературе с разных позиций, но стержень и определение понятия функций государства остается главным и определяющим условием в государстве, которое выявляет его социальный смысл, несет в себе отличие от других социальных явлений и главенствует в выражении его сущности.
Актуальность вышеприведенной темы определяется тем, что вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но рассмотреть его с разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, уровень его организованности и эффективности.[1]
Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Понятие и классификация функций государства
§1.1 .Понятие «функции государства»........................................................5
§1.2.Функции Российского государства......................................................7
Глава 2. Основные внутренние функции:
§2.1 .Обеспечение народовластия. Функция охраны прав и свобод граждан ......................................................................................................... 9
§2.2.Экономическая функция. Функция налогообложения и взимания налогов.........................................................................................................11
§2.3.Социальная функция…………………….......................................... 13
§2.4.Экологическая функция..................................................................... 15
Глава 3. Основные внешние функции:
§3.1.Функция интеграции в мировую экономику....................................19
§3.2.Функция сотрудничества и укрепления связей................................20
§3.3.Функция обороны страны. Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка………………………………...……….....19
§3.4.Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем...................................................................22
Глава 4 Структурная организация государства, обеспечивающая выполнение его функций
§4.1. Государственный аппарат как средство обеспечения функций государства……………………………………………………………..…23
§4.2.Формы и методы осуществления функций государства……..…16
Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.
Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет собой систему общественных отношений, которые складываются главным образом в общественных местах и по своему обеспечивают свободу и неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций.
Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации.5 А также другими нормативно-правовыми актами.
§2.2.
Экономическая функция. Функция налогообложения
и взимания налогов.
В ней наиболее полно проявляется современная роль государства в области хозяйствования. В её основе лежит реальная рыночная реформа, призванная модифицировать экономический механизм России. Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция «государства - ночного сторожа») до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.
В
условиях развитых рыночных отношений,
свободы предпринимательской
а)
выработке экономической
б) управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе транспортом, связью и т.д.
в) установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного труда обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите собственника принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции, охране
прав потребителя и пр.
г)
регулированию
Эта
функция тесно связана с
§ 2.3. Социальная функция.
Содержание этой функции многозначно: государство призвано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства и детства, пожилых граждан и инвалидов, устанавливать государственные пенсии и пособия. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.6
Так в Конституции Российской Федерации в частности сказано: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом.»7
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.8
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.9
Кроме этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например: Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991, ФЗ РФ «О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации пенсий» от 27.05.1997 и др.
Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.
В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Общество в целом, и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.
Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.
Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.
Основы
государственной политики в области
образования закреплены в частности,
в Законе РФ «Об образовании» от 10.07.1992
г., в сфере защиты интересов граждан в
охране здоровья - в Законе «О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации»
от 28.06.1991, в области культуры – в Основах
законодательства Российской Федерации
о культуре от 9.10.1992 г., и др.
§ 2.4.
Экологическая функция
Функция
охраны природы и рационального
использования природных
Основное содержание экологической функции составляют государственное управление и координации деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды
Охрана
природы, окружающей среды - насущная необходимость
современного мира. Человек в результате
своей хозяйственной
Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.
Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории».10
Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и водных кодексах.
Глава
3. Основные внешние
функции.
§3.1. Функция интеграции
в мировую экономику.
Рассматривая внешние функции государства, следует отметить, что интеграция России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях. И если ранее позиция нашего государства исходила из того, что соблюдение прав человека - сугубо внутреннее его дело и не подпадает под действие международного права, то на современном этапе Россия сотрудничает с другими странами по вопросам защиты прав человека, а так же в решении глобальных проблем мирового значения. При этом провозглашается, что общепризнанные нормы международного права составляют часть российского права; установлен приоритет международного договора перед внутригосударственным законом.
Осуществление функции интеграции в мировую экономику стало возможным с ослаблением напряженности между государствами и переходом России к рыночным отношениям. Эта функция основывается на признании экономической взаимозависимости государства в современном мире.
Проблема экономической интеграции играет важную роль в сохранении мирового порядка и установлению стабильных отношений между государствами. Поэтому стремление России к интеграции в мировую экономику привело к созданию в нашей стране нового механизма внешнеэкономической деятельности. Однако отсутствие в нашей стране сложившейся рыночной экономики в универсальном понимании (рынок капитала, рынок рабочей силы и рынок товаров) затрудняет интеграцию России в мировую экономику. Потребуется определенное время и большие усилия, главным образом экономического характера, чтобы снять барьеры на пути к интеграции.
Одним
из таких барьеров стал сложившийся
в нашей стране экономический
кризис, связанный со скачкообразным
ростом курса иностранных валют
по отношению к рублю. Данный процесс
вызвал недоверие со стороны западных
партнеров и инвесторов российских компаний,
счета которых были «заморожены». Кроме
этого, сказал свое слово мораторий Центрального
Банка России на выплату внешних обязательств.
Данное обстоятельство существенно подорвало
и без того слабое доверие в российскую
финансовую систему. В настоящее время
правительство пытается исправить сложившуюся
ситуацию, но уже ясно, что кризис нанес
невосполнимый ущерб престижу России
в крупных финансовых кругах мира. И именно
этот факт существенно осложнит выполнение
указанной функции государством.
§ 3.2. Функция сотрудничества
и укрепления связей.
Это новая и основная функция. Она возникла с образованием Содружества Независимых Государств.
Несовместимость экономических систем различных типов общества, а так же ограничения торговли с нашей страной, устанавливаемые в прошлом западным миром по политическим соображениям, не позволяли наладить отношения партнерства. Переход к партнерству во внешнеэкономических отношениях поставил перед Россией новые проблемы государственно-правового характера. Наиболее важные из них: защита права собственности и иностранных инвестиций в России. В области защиты права собственности изданы такие важные законы как Закон «О собственности», патентный закон, Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и др.
С 1 сентября 1991 года вступил в силу Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991г., который имеет целью привлечение и эффективное использование в экономике России и в других сферах общественной жизни иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, а так же управленческого опыта.
В
настоящее время широкое
Следует
заметить, что создание данных совместных
предприятий, охватывает, к сожалению,
не все отрасли сферы производства товаров
и услуг. В основном, даны предприятия
создаются для извлечения максимально
большей прибыли за минимальны срок. Иностранные
инвестиции не охватывают такие отрасли,
как, например, тяжела промышленность
и др.