Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 22:55, контрольная работа
1. Понятие и классификация функций государства
Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и социальное назначение.
Функции государства имеют следующие основные черты:
1) носят комплексный, собирательный характер, складываются из совокупности однородных аспектов, деятельности государства. Различные, близко стоящие направления воздействия власти на общественную жизнь группируются в относительно широкие сферы государственного регулирования.
Шершеневич еще в начале нашего столетия отмечал, что формою права, преобладающею в настоящее время у всех цивилизованных народов, является закон, который совершенно отодвинул на задний план все иные формы. Возможность для организованного общества создавать правила поведения, обязательные для всех, выражается именно в законодательной деятельности.
Мы выделяем следующие виды законов:
1) Конституция (закон законов)
- основополагающий
2) федеральные конституционные
законы - принимаются по вопросам,
предусмотренным и органически
связанным с Конституцией РФ (например,
федеральные конституционные
3) федеральные законы - это
акты текущего
4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
Также классификация законов может проводиться по другим основаниям:
- по сроку действия (постоянные законы и временные);
- по характеру (текущие и чрезвычайные);
- по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
- по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.
Ознакомившись с видами и возможными классификациями законов мы начинаем рассматривать подзаконные нормативные правовые акты.
Подзаконные нормативно правовые акты - это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. И подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов. В десятки раз превышая количество законов, именно подзаконные акты подвергают общественную жизнь детальному правовому регулированию.
Существуют такие виды подзаконных актов:
1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;
2) постановления Правительства
РФ - акты исполнительного органа
государства, наделенного широкой
компетенцией по управлению
3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
4) решения и постановления
местных органов
5) решения, распоряжения, постановления
местных органов
6) нормативные акты
7) локальные нормативные
акты - это нормативные предписания,
принятые на уровне
В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:
-нормативные акты
-временные нормативные акты.
Таким образом мы можем говорить о следующем: в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль. Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.
Заключение
Форма права призвана:
во-первых, служить для выражения для нормативно закрепленной воли граждан, и, в итоге, должна быть обусловлена тем экономическим базисом, который существует в настоящее время;
во-вторых, чтобы политическая власть народа была закреплена и обеспечена этой формой права.
в-третьих, утвердить значение наиболее демократических форм, которые являются приоритетными.
в-четвертых, служить выражением процедуры первоначальной подготовки и последующего прохождения актов нормативного характера в законодательном органе.
История человеческого общества выработало следующие источники права: нормативно правовой акт, судебный прецедент, правовой обычай, правовая доктрина, нормативный договор. Их состав и система, существующих в той или иной стране определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т.д.) Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют судебные прецеденты. Нередко при решениях судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.
Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. При рассмотрении вопроса о нормативно правовых актах как источниках права мы пришли к выводам, что по сравнению с правовым обычаем и судебным (административным) прецедентом нормативно правовой акт как источник права обладает большими преимуществами: исходит от строго определенных - правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимается в четко обозначенном порядке; имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро изменен в зависимости от социальных потребностей.
При изучении вопроса о систематизации нормативно правовых актов в нашей работе мы определили, что активизация правотворческой деятельности и связанная с нею устойчивая тенденция увеличения массива нормативных правовых актов обусловливают необходимость совершенствования их систематизации. Посредством систематизации выявляются и устраняются противоречия в законодательстве, производится его упорядочение. В данном аспекте эти два вида деятельности могут рассматриваться как изначальное (подготовка проектов новых актов) и последующее (приведение правовых нормативных актов в соответствие с новыми законодательными актами) правотворчество. Задача систематизации как правотворческой деятельности - упорядочение законодательства, выявление негативных тенденций в его развитии, подготовка предложений об их устранении.
Итак, в каждой стране, в зависимости от истории ее развития, особенностей этой истории, национальных традиций, общей и правовой культуры и т.д., принята та или иная совокупность источников права, установлена их иерархия. Формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. И юридическая наука призвана своевременно, готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета 1993. 25 декабря.
2. Теория государства и права: Учебник /Под. ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова, М.,1997 - 248 с.
3. Теория государства и права Учебник /Под. ред.О.В. Мартышина М., 2009 – 164 с.
4 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько - М.: Юристъ, 1999. - 672 с.
5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведениях / Под редакцией профессора В.Г.Стрекозова - М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. - 384. c.
6. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 640 с.
7. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. -.528 с.
8. Колюшкина Л.Ю., Лавриенко Н.И., Смоленский М.Б. Теория государства и права: 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. Изд-е 3-е, перераб. и доп. - Москва: И КЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2004. - 304 с.
9. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998 -.158 с.
10. Протасов В.Н. Теория государства и права. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. - М.: Новый Юрист, 2002. - 240 с.
11. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Книжный мир, 2007. 792 с.
Электронные ресурсы
12. Infopravo - Законодательство России [Электронный ресурс]: Постановление Пленума ВС РФ от 27 апреля 1993 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону».
13. Lawmix - актуальная правовая информация [Электронный ресурс]: Бошно С.В. - Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике. Журнал российского права, № 2, февраль 2004 год.
14. Бошно С.В. - Понятийные и технико-юридические проблемы подзаконных актов. Журнал российского права, № 12, декабрь 2004 год.
15. Юридическая библиотека ЮРИСТЛИБ [Электронный ресурс]: Иванюк О.А. - Источник права: проблема определения. Журнал российского права, № 9, сентябрь 2007 г.