Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:01, реферат
Теория государства и права, как наука изучает государство с различных сторон и аспектов. Но познание государства предполагает изучение не только его статики, но и его динамики, того, как этот социальный институт живет, действует, изменяется, развивается, как выполняет свое социальное назначение.
Теория государства и права для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, как и что «делает» государство.
Введение............................................................................................................3
Понятие, содержание и признаки функций государства................................3
Классификация функций государства.............................................................9
Заключение......................................................................................................24
Список использованной литературы..............................................................25
Верным является высказывание о том, что при всей значимости различных норм и институтов, действующих в человеческом сообществе, важнейшее место занимают правовая нормативность и институт государственности. Это объясняется рядом причин, однако нам достаточно выделить главную, любая нормативная система - это неоценимый способ организации целенаправленной деятельности, поведения людей. Политическая, нравственная и иные системы лишены опоры на единые нормативы, так как они различны у разных людей, социальных групп и т.д. Различна направленность институтов этих структур. И данная противоречивость и разнонаправленность норм и институтов сама по себе может быть источником конфликтов, причиной нарушения устойчивого развития2.
Культурная
функция призвана поднять культурный
и образовательный уровень
Информационная
функция всегда существовала как
функция государственных
Если сказать, что информатизация является совершенно новой предметной сферой правового регулирования, то это не будет правильно. Информация, средства связи, научно - технические разработки в этих областях всегда привлекали внимание права.
До самого последнего времени проблеме информационной функции в работах ученых по теории государства и права не уделялось внимания, и в трудах Н.Г. Александрова, М.И. Байтина, А.И. Денисова, Л.И. Загайнова, А.П. Косицына, Г.Н. Манова, Н.П. Фарберова, Н.В. Черноголовкина и др., посвященных этой проблематике, рассматривались основные функции государства без выделения информационной.
Лишь недавно Л.А. Морозова поставила этот вопрос и констатировала, что "на функции государства воздействуют также процессы информатизации общества, создание общепланетарного информационного пространства"1. Она отметила информационную функцию в качестве основной функции государства. Однако подробного развития этот тезис не получил.
А.Б. Венгеров также выделил информационную функцию государства, "которая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации", и расширил ее до информационного обслуживания (библиотечного, справочного, кодификационного), дополняемого "на современном этапе информатизацией на базе ЭВМ (компьютеризацией), что ведет к созданию в стране условий для сбора и обработки всех видов информации"2.
Итак, в процессе
развития общества появились определенные
факторы, которые привели к возрастанию
роли информации, а, следовательно, к
более четкому выделению
К таким факторам можно отнести:
1) формирование
единого мирового
2) возрастание
роли информационно - коммуникационной
инфраструктуры в системе
3) становление
и в последующем доминирование
в экономике новых
4) повышение
уровня образования, научно - технического
и культурного развития за
счет расширения возможностей
систем информационного обмена
на международном,
5) усиление
значимости проблем
Целью современного
российского государства
Одним из таких условий является информатизация общества и государства.
Информатизация
предполагает преобразование всего
комплекса способов и условий
развития информационных процессов, создание
соответствующей технической
Главными целями российского государства в сфере информатизации являются информационное обеспечение деятельности органов государства; информационное обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц; сохранение и структурирование информационного пространства1.
С точки
зрения этих целей основные задачи
государства в сфере
Правовые
акты на разных этапах развития устанавливали
различные направления
Все эти направления входят в содержание информационной функции государства, и на основе проведенного анализа можно утверждать, что она обладает всеми существенными признаками основных функций:
1. Она непосредственно
выражает и предметно
2. В ней
реализуется разносторонняя
3. Данная
функция представляет собой
4. В информационной
функции государства
Таким образом, информационная функция государства - это основное направление его деятельности по развитию информационной сферы России, которое охватывает всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, передачей информации во всех ее видах - экономической, правовой, научной, образовательной, управленческой и т.п.
Одной из форм
осуществления функций
2.2. Внешние функции государства
Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.
К внешним функциям России относятся следующие.
Функция обороны страны имеет первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п. Особенно ярко о необходимости поддержания обороны страны на достаточно высоком уровне еще раз напомнили югославские события 1999 г., когда НАТО в одностороннем порядке без санкции Совета Безопасности ООН наносила ракетно-бомбовые удары по суверенной Югославии.
Функция содействия
по обеспечению международного мира
связана с деятельностью
Функция сотрудничества
с другими государствами
Внешняя деятельность
государств, в том числе и Российской
Федерации, в современных условиях
будет эффективной и
2.3. Формы осуществления функций государства
Формы осуществления функций
Принято различать
правовые и организационные формы
осуществления функций
Правовые
формы деятельности государства
определены Конституцией РФ, федеральным
законодательством и
1) правотворческая
- деятельность по подготовке
и изданию нормативных актов,
способствующих осуществлению
2) правоприменительная
- деятельность по реализации
нормативных актов путем
3) правоохранительная
- деятельность по защите прав
и свобод человека и
К организационным формам относятся:
1) организационно-
2) организационно-хозяйственная
- оперативно-техническая и
3) организационно-идеологическая
- повседневная работа по
Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов прежде всего выделяют такие, как убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение.
Убеждать - значит поощрять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может осуществляться через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государство прежде всего должно максимально использовать методы убеждения как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.
Принуждать - значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.
Информация о работе Функции государства: понятие, признаки, содержание