Функции и задачи государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 08:41, курсовая работа

Краткое описание

С развитием демократического государства значение государственной службы постоянно возрастает, поскольку государственная служба – часть механизма государственного управления, которое осуществляют государственные служащие.
Находясь между государством и гражданским обществом, госу-дарственная служба выполняет жизненно важные для страны политическую, административную и социальную миссии. Государство, представляющее собой легальную и легитимную власть в обществе, реализует свои цели и задачи посредством государственного руководства и государственного управления. Основным же механизмом этого управления выступает государственная служба

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1Теоретические аспекты государственной службы……………………………….4
1.1 Сущность государственной службы……………………………………..4
1.2 Понятие государственной службы………………………………………7
2 Цели и задачи государственной службы………………………………………..13
2.1 Цели государственной службы и их направленность…………………13
2.2 Основные задачи государственной службы…………………………...19
3 Функции государственной службы……………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………….31
Библиографический список………………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

функции и задачи гос службы.docx

— 61.79 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

1Теоретические аспекты государственной службы……………………………….4

1.1 Сущность государственной  службы……………………………………..4

1.2 Понятие государственной  службы………………………………………7

2 Цели и задачи  государственной службы………………………………………..13

2.1 Цели государственной  службы и их направленность…………………13

2.2 Основные задачи государственной  службы…………………………...19

3 Функции государственной  службы……………………………………………..21

Заключение………………………………………………………………………….31

Библиографический список………………………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С развитием демократического государства значение государственной  службы постоянно возрастает, поскольку  государственная служба – часть  механизма государственного управления, которое осуществляют государственные  служащие.

Находясь между  государством и гражданским обществом, государственная служба выполняет жизненно важные для страны политическую, административную и социальную миссии. Государство, представляющее собой легальную и легитимную власть в обществе, реализует свои цели и задачи посредством государственного руководства и государственного управления. Основным же механизмом этого управления выступает государственная служба. Такова общая логика взаимосвязи и взаимодействия политической власти, государственного управления и государственной службы. И от того, какое место занимает государственная служба в системе власти, и какую роль она в ней играет, зависит очень многое в стране и обществе.

Государственная служба продолжает и завершает организацию государственного механизма, делая ее готовой и  пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит комплекс мер, средств, форм и методов для реальной практической деятельности. В становлении  государственности любого вида государственная  служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своей миссии.

Институт государственной  службы является юридическим исходным правовым средством в системе  построения государственности, т.к. он включает в себя правовой материал, который используется в каждодневной практике государственных органов  и органов местного самоуправления, т.е. он создает государственную  администрацию, обеспечивая тем  самым функционирование самого государства.

1 Теоретические  аспекты государственной службы

1.1 Сущность государственной службы

 

Государственная служба появилась  в системе социальных отношений  как необходимое условие для  нормальной жизнедеятельности общества и как средство обеспечения других видов социальной деятельности, прежде всего производства, обеспечения  производства главным образом в  интеллектуальном отношении. Недаром  долгое время под службой вообще понималась сфера умственного труда. Однако в настоящее время такой  тезис отвергается в качестве критерия для отграничения службы от других видов социальной деятельности.

Решающим фактором здесь  является объект воздействия в процессе осуществления деятельности. Служба есть трудовая деятельность для других людей. Объектом воздействия в процессе службы выступает человек, личность, притом воздействие это - непосредственное, а человек - конкретный индивидуум. Служба зародилась и, развивалась вместе с обществом, в рамках общества и  для общества.

Государственная служба находится  в одном ряду с такими явлениями, как государство, государственная власть, государственное  управление, взаимосвязана с ними и только через влияние на них может проявлять себя, реализоваться, анализироваться и оцениваться.

Проблема места и роли государственной службы в системе  власти и управления всегда имела  не только теоретическое, но и большое  политическое значение. От ее решения  во многом зависели характер и направленность государственного строительства. Для  осуществления политики стабильности необходимо эффективное государство. Однако, несмотря на многие позитивные изменения, эта действительно центральная проблема в полной мере не решена. Очевидно, что ее решение лежит в плоскости определения места и роли административной власти в системе государственной власти и управления.

Государственная служба рассматривается  как объект теоретического исследования, с одной стороны, и в плане нормативно-правового понимания, с другой. Теоретически государственная служба может быть представлена в аспектах: социальном, политическом, социологическом, правовом, организационном, нравственном. В правовом смысле исследуется юридическое установление государственно-служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение задач государственной службы.

Государственная служба - сложный  социально-правовой институт. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. С точки зрения традиционной теории под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях.

Чтобы наглядно представить  природу и предназначение государственной  службы в системе государственной  власти необходимо определить ее сущность.

Есть два подхода к  сущностной характеристике государственной  службы - институционально-правовой и политический.

Первый подход - правовой, смысл его состоит в том,  что государственная служба рассматривается как социально-правовой институт. Его основная цель - обеспечивать интересы государства и общества. Его главные функции - административная и сервисная по существу, не имеющие политического характера.

Второй подход – деятельностно - политический. Он заключается в том, что государственная служба является профессиональной деятельностью по обеспечению полномочий государственных органов и поэтому носит политический характер.

В полном объеме сущность государственной  службы как социального явления  не может быть однозначно охарактеризована ни с позиций правового, ни с позиций политического подходов. Необходимо комплексное решение вопроса. Только в триединстве - профессиональная деятельность, социально-правовой институт и публично-правовое отношение - можно целостно и системно представить такое сложнейшее социальное явление, как государственная служба.

Исходя из сущности государственной  службы, представляется возможным определить ее характер.

По своей сути и своему происхождению государственная  служба носит ярко выраженный публично-правовой характер. Именно закон и право (административное, трудовое, служебное) определяют правовые и организационные основы и принципы государственной службы, устанавливают  правовой статус государственных служащих, регулируют государственно-служебные  отношения.

По своим социально-экономическим  и политическим результатам и  последствиям государственная служба носит политический характер. По своему предназначению она носит административный, управленческий и сервисный характер. По качеству и эффективности выполняемой  деятельности государственная служба носит профессиональный характер.

Также для определения  сущности государственной службы необходимо перечислить характеристики,  делающие публичную службу государственной:

Во-первых, характеристика службы как «государственной» означает, что ее содержание, принципы и функции являются производными и определяются сущностью государства, его местом и ролью в жизни общества.

Во-вторых, государственная  служба обеспечивает решение, как общегосударственных  политических, так и административных, государственно-управленческих задач, отражая, таким образом, основные функции и черты государства.

В-третьих, государственный  служащий выступает от имени и  по поручению государства в решении  вопросов, относящихся к его компетенции. Эти вопросы не могут не носить властного характера.

В-четвертых, государственная  власть осуществляется посредством  государственной службы. На всех уровнях  государственная власть институциализируется и оформляется в специализированных учреждениях (аппаратах власти), в должностях» в том числе должностях государственной службы. Эти должности по своему содержанию являются совокупностью управленческих функций и властных полномочий.

В-пятых, государственная  служба реализует волю государства, выраженную в решениях соответствующих  ветвей власти, оказывает определяющее воздействие на деятельность и поведение  людей и социальных групп с  помощью правовых, организационных  и идеологических механизмов.

В-шестых, государственная  служба реализует на практике принуждение, монополия на которое принадлежит  исключительно государству.

В-седьмых, государственная  служба является реальным проводником  идеи государственности. Исторический опыт организации и функционирования государственной службы России свидетельствует  о том, что государственная служба - это стержень государства,  его опора, одно из основных звеньев государственного управления

В-восьмых, с содержательной стороны существенно то, что государственная  служба от имени государства использует основные методы государственной власти - планирование, прогнозирование,  организацию, убеждение, контроль. С их помощью государственная служба проводит в жизнь принятые органами государственной власти решения, программы, законы, указы, нормы, правила, запреты, предписания.

 

1.2 Понятие государственной  службы

 

Для описания понятия «государственная служба» необходимо различать теоретические  и нормативные определения такого социального явления. Они не вполне совпадают, но дополняют друг друга, раскрывая ту или иную грань этого  понятия. На рисунке 1 представлено нормативное  определение понятия «государственная служба».

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Понятие государственной  службы Российской Федерации

 

В научной и научно-популярной литературе типичными определениями  термина «государственная служба»  являются, например, следующие:

  • механизм формирования, реализации государственной власти и управления;
  • инструмент и технология государственного управления, реализации функций государства;
  • публичный институт реализации власти;
  • единство правового, социального и организационного институтов, регулирующих осуществление государственной власти;
  • совокупность процессов и процедур государственно-служебных отношений;
  • особый вид профессиональной, управленческой деятельности – административной или аппаратной;
  • публично-правовое отношение между государством как работодателем  и госслужащим как наемным работником.

Более характерными и удачными формулировками государственной службы является две, сформулированные учеными  РАГС при Президенте Российской Федерации:

  • это деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции и законов государства, его политических, экономических, социальных задач; публично-правовое отношение между государством и государственными служащими по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу;
  • это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах.

Итак, понятие государственной  службы многозначно, что создает  определенные сложности как в теории, так и в практике государственно-служебных отношений. К настоящему времени в Российской Федерации не сложилось единого подхода к теоретическому определению данного понятия.

Современное правовое  понимание  государственной службы сложилось  в Российской Федерации в 1990-е  годы в ходе становления и развития государственной службы как нового социально-политического института  – административной власти.

Впервые правовое определение  понятия «государственная служба»  было дано в Федеральном законе № 119-ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной  службы Российской Федерации». Статья 2 гласила: «Под государственной службой… понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов». Законодатель, сделав выбор, акцентировал внимание на профессионально-деятельностной стороне государственной службы.

В действующем законодательстве, например в Федеральном законе № 158-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной  службы Российской Федерации», сохранен прежний концептуальный подход Закона 1995 г. и дается следующее нормативное  определение государственной службы (ст. 1): «Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная  деятельность граждан РФ по обеспечению  исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной  власти… субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов РФ… лиц, замещающих государственные  должности  РФ; лиц, замещающих государственные  должности РФ…».

Сформулированное законом  определение государственной службы указывает, прежде всего, на его сущность.

Информация о работе Функции и задачи государственной службы