Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 12:07, курсовая работа
Цель данной работы попытаться осветить основные формы и методы осуществления функции и механизма государства. Структура данной курсовой работы следующая: в первой главе дан общий обзор функций государства, далее дано подробное описание классификации функций государства, что соответствует поставленным целям и задачам. Во второй главе объясняется понятие механизм государства и его признаки, также рассматривается его полная классификация. В процессе работы была использована научная и периодическая литература. Думаю, что знание таких понятий, как функции государства, является сегодня совершенно необходимым условием формирования нашего мировоззрения и юридического профессионализма. Представляется что вопрос о функциях и механизме государства имеет не только теоритическое но и практическое значение.
Введение.
1.Функции государства: понятие, классификация.
Понятие функций государства.
Классификация функций государства.
1.3.Формы и методы реализации функций.
2. Механизм государства.
2.1. Понятие, признаки механизма государства.
2.2. Орган государства как элемент механизма государства: понятие, признаки, классификация.
Заключение.
Практическое задание.
Список литературы.
Особенность данной классификации
состоит в том, что она отражает процесс
реализации государственной власти. Эту
классификацию можно с полным основанием
назвать чисто формальной, привязанной
к совокупности ветвей государственной
власти - законодательной (представительной),
исполнительной, судебной, но тем не менее
весьма часто используемой в научных и
практических целях.
Классификация
функций государства, опирающаяся на разделение
властей, далеко не у всех ученых - юристов
вызывает признание. Дело состоит в том,
что это, как считают многие ученые, собственно,
даже и не функции государства, а функции
осуществления государственной власти
или ветвей власти: правотворчество, управление,
судебная деятельность и так далее.
Происходит, по их глубокому мнению, смешение
функций государства и государственной
власти.
1.3.Формы и методы реализации функций
Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.
Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства — правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.
Правотворческая деятельность — это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?
От правоисполнительской деятел
Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельн
В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.
Неправовые формы охватывают большой
объем организационно-
Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов — прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.
Понятие «механизм государства»
тесно связано с категорией «государственный
аппарат». Последнее принято употреблять
в двух смыслах – широком и более узком.
В широком смысле понятие государственного
аппарата как совокупности всех государственных
органов совпадает с определением механизма
государства, идентично ему. В более узком
смысле под государственным аппаратом
понимают аппарат государственного управления.
Именно в этом значении как совокупности
исполнительно-
Юридическая
категория «государство» обретает зримые
правовые характеристики лишь в связи
с его деятельностью. Для обеспечения
оптимального уровня государственного
руководства обществом в каждой стране
создается реальная организационная структура,
при помощи которой обеспечивается функционирование
государственной власти. Причем это не
просто механическое соединение отдельных
составных частей, а четко организованная,
строго упорядоченная целостная система,
в основе которой лежит общность конечных
целей и задач, стоящих перед различными
государственными структурами и должностными
лицами. В каждой стране существует целый
публично-правовой механизм, представляющий
собой специально созданный и постоянно
действующий на основе единых принципов
иерархический комплекс различных государственных
учреждений, вооруженных сил, материальных
средств государственной власти, осуществляющих
от имени и по поручению государства его
функции по управлению обществом. Содержание
деятельности всех звеньев государственного
механизма составляет управленческая,
организационная работа, призванная обеспечить
надлежащую организованность и эффективное
функционирование всех сфер общественной
жизни.
Механизм государства в различные эпохи
развития цивилизованного общества имел
неодинаковое строение, в его составе
имелись различные по названию, срокам
полномочий и их объему государственные
организации. Это объясняется многими
конкретными факторами: природной средой,
социально-экономическими причинами,
размером государства и его национальным
составом, геополитическим положением,
интенсивностью взаимодействия с другими
государствами. Продвигаясь по пути прогресса,
человеческое общество создавало такие
государственные учреждения, которые
в целом обеспечивали его нормальное существование.
Структурное и функциональное разнообразие
государственного механизма позволяет
выделить его наиболее общие и существенные
признаки, характерные для подавляющего
большинства государств прошлого и современности
и дать его определение: механизм государства
– это система специальных органов государственной
власти и учреждений, посредством которых
осуществляется управление обществом
и защита его основных интересов.
Категория механизм государства (или государственный
механизм) необходима для отражения самого
«вещества», из которого состоит «тело»
государства. Подчеркивая цельность механизма
государства, нельзя забывать и характерную
для него расчлененность на органы, блоки,
подсистемы и даже на самостоятельные
«ветви» власти, имеющую свою иерархию.
Различные государственные учреждения
занимают неодинаковое место в государственном
механизме, находятся в сложных взаимоотношениях,
связаны началами субординации и координации.
В нем, прежде всего, выделяются государственные
органы как учреждения, наделенные властными
полномочиями. Неслучайно их систему в
юридической литературе именуют отдельным
термином – «государственный аппарат».
В учебной и научной литературе нередко
содержится анализ соотношения понятий
«аппарат государства» и «механизм государства».
Довольно распространена следующая точка
зрения: механизм государства состоит
из аппарата, куда входят органы государственной
власти (законодательные, исполнительные,
судебные, контрольно-надзорные) или государственные
органы, а также государственных организаций
(учебных, научных, лечебных и др.) и так
называемых материальных придатков (армия,
органы охраны правопорядка, тюрьмы и
др.). Действительно, среди учреждений,
относящихся к числу «государственных»,
можно заметить неспецифическую часть
– учреждения, которые под руководством
органов государственной власти выполняют
хозяйственные, научные, социально-культурные
и иные важные для общества задачи, но
которые не имеют властных полномочий.
Их администрация осуществляет управленческие
функции исключительно в установленных
для нее параметрах деятельности в рамках
данного учреждения. Особо велик неспецифический
блок учреждений в обществах, где государство
выполняет непосредственно хозяйственную
и социально-культурную деятельность,
обладает большим объемом государственных
(казенных) имуществ. Поэтому в механизме
таких государств могут присутствовать
и государственные предприятия, предназначенные
также для обеспечения процесса осуществления
государством своих функций в сфере производства,
выполнения различных работ, оказания
услуг. В связи с этим данная точка зрения
представляется более плодотворной в
плане более детального и углубленного
анализа различных звеньев механизма
государства, а не только органов государственной
власти.
Существует также научная позиция, в соответствии
с которой под аппаратом государства понимаются
все государственные органы в статике,
а под механизмом государства – те же
органы, но в динамике. Характеризуя аппарат
государства, следует говорить, прежде
всего, о назначении, порядке образования,
компетенции того или иного государственного
органа, а изучая механизм государства
– непосредственно о деятельности государственных
органов, об их взаимодействии между собой.
В юридической науке существует и мнение,
согласно которому под государственным
аппаратом понимается система органов,
непосредственно осуществляющих управленческую
деятельность, а в понятие «механизм государства»
включается и «аппарат принуждения» (вооруженные
силы, полиция и др.). Подобное разделение
можно осуществить лишь в научных и учебных
целях: в каждодневной государственной
деятельности невозможно искусственное
расчленение государственных органов
на аппарат принуждения и аппарат управления.
Поэтому большинство авторов считают
понятия «аппарат государства» и «механизм
государства» примерно равнозначными,
не вдаваясь в терминологические споры.
2.2.Орган государства как
понятие, признаки, классификация
Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.
Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.
Как видно из определения, государственный орган имеет определенные признаки:
1. Все органы государства
2. Орган государства является
самостоятельным элементом
3. Органы государства тесно
Органы государства классифицируются по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. По указанным признакам государственные органы можно подразделить на три основные группы: представительные органы; исполнительные органы; судебные (правоохранительные) органы, в том числе органы конституционного надзора.
В зависимости от критерия органы государственной власти могут быть классифицированы на несколько групп. Классификация нужна не сама по себе и не только для теории вопроса, она помогает уяснению специфики каждого органа государственной власти, пониманию причин их несхожести между собой. Классификация раскрывает диалектическую связь единства и многообразия органов, отправляющих государственную власть.
. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Отдельно стоят на этой «лестнице» органы местного самоуправления.
Федеральные органы, или органы государственной власти Российской Федерации, включают Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, а также органы исполнительной власти (федеральные министерства и ведомства) и суды Российской Федерации. В систему органов государственной власти субъектов РФ входят органы, создаваемые их конституциями (уставами) и законами. Не всегда органы субъектов РФ образуют единую иерархическую структуру с органами государственной власти Российской Федерации. Такая единая система предусмотрена Конституцией РФ для судебной и исполнительной власти в определенных пределах и совершенно исключена для органов законодательной власти. Некоторые органы государственной власти (например, прокуратура) не могут быть разбиты на федеральный и органы субъектов РФ в смысле полной самостоятельности последних, поскольку эти органы строятся на основе строгой централизации.
Внутри федеральных органов государственной власти можно выделить группу высших органов – Президент РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, поскольку в подчинении у этих органов или просто в структуре взаимоотношений (у судов) есть и «низшие» органы. Но существуют однопорядковые федеральные органы государственной власти, которые «высшими» называть нельзя, т. к. они не образуют структуры, в которой бы существовали их «низшие» звенья (например Конституционный Суд РФ). Вообще же деление на высшие и местные органы государственной власти и управления – это уже анахронизм, оно было свойственно прежним советским конституциям. В ныне действующей Конституции РФ отсутствует деление на высшие и местные по причине последовательного построения органов государственной власти на началах демократического федерализма и местного самоуправления.
Согласно Конституции РФ система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, а в пределах своего ведения и полномочий они обладают всей полнотой государственной власти. Эти органы государственной власти также включают глав администраций (президентов, глав государств, губернаторов), возглавляющих систему органов исполнительной власти, законодательные (представительные) органы и определенные органы судебной власти. Но на территории субъектов Федерации существует ряд территориальных органов федеральной государственной власти, подчиненных федеральной власти. Существуют также органы с некоторыми различиями в названиях. Но в основном система органов государственной власти субъектов Федерации, несмотря на ее известную хаотичность, по своей структуре и функциям равняется на федеральную модель.
Органы местного самоуправления образуются самостоятельно и весьма разнообразны. Природа этих органов, теоретически отражающая отличие государственной власти от самоуправления, на практике мало чем отличается от назначения, функций и порядка формирования органов государственной власти. Здесь, однако, в большей мере проявляется выборность, более широко осуществляется связь с населением.
В Российской Федерации, т. е. на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы государственной власти делятся на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти. Следовательно, каждый из органов этих трех ветвей власти может называться органом государственной власти. Такое деление органов государственной власти сформулировано самой Конституцией РФ в связи с закреплением в ней принципа разделения властей.
Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные органы субъектов РФ. Законодательные органы одновременно являются представительными органами, т. е. представляющими и выражающими интересы народа. Эти органы, имеющие в субъектах РФ самые различные названия, избираются гражданами РФ и обладают исключительным правом на принятие законов – Федеральное Собрание для всей территории страны, а органы законодательной власти субъектов РФ для своих территорий. Совет Федерации формируется на основе представительства главы администрации и главы представительного органа каждого субъекта РФ, но и эти должностные лица избираются (или должны избираться) гражданами субъектов РФ. Органы законодательной власти всегда состоят из большого числа депутатов, которые образуют комитеты и комиссии, сами по себе не являющиеся органом законодательной (представительной) власти. Также не являются органами власти аппараты при органах государственной власти, выполняющие экспертную и подготовительную работу. Органы законодательной власти наделяются определенными полномочиями по контролю, участию в назначении должностных лиц, но основная их функция состоит в принятии законов.
Органы исполнительной власти наиболее
разветвлены и многообразны. Именно они
организуют исполнение законов и указов
главы государства, издают большое количество
организационно-
В республиках президентского типа, к которым относится и Российская Федерация, эти органы в своей основной деятельности не подотчетны и не подконтрольны органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с ней. В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, главами администрации (президентами, губернаторами) субъектов РФ. Органы исполнительной власти обладают компетенцией, закрепленной в законе или указе Президента РФ.
Информация о работе Функции и механизм государства (на примере РФ)