Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 18:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие современных взглядов на функции и принципы права.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть понятие функции и принципов права;
- проанализировать отдельные классификации функций права;
-рассмотреть существующие классификации принципов права.
Введение…………………………………………………………………………2
1.Понятие принципов права и функций права, теоретические подходы…….4
2.Принципы права: виды, существующие классификации…………………10
3.Функции права: виды, существующие классификации……………………18
Заключение…………………………………………………………………….. 22
Список использованной литературы…………………………………………..23
Кроме названной градации
принципы права подразделяются на группы
в зависимости от того, распространяются
ли они на всю систему права, на несколько
отраслей или же на одну отрасль права.
В соответствии с данным критерием принципы
права, распространяющиеся на всю систему
права и определяющие ее характер, содержание,
наиболее важные ее особенности и черты,
именуются общими принципами.
Среди них обычно называют принципы социальной
справедливости, гуманизма, равноправия,
законности в процессе создания и реализации
норм права, единства юридических прав
и обязанностей, демократизма.
Для капиталистических
стран весьма важными общими принципами
права являются принцип закрепления свободы
предпринимательства и принцип установления
и охраны частной собственности. Последнему
придается особое значение, ибо с собственностью
связывается фактическое положение личности
в обществе, ее социальный статус и вся
ее частная и гражданская жизнь. 7
Наряду с общими принципами
в юридической литературе выделяются
межотраслевые и отраслевые принципы
права.
Межотраслевые правовые
принципы охватывают собой две или более
отраслей права, преимущественно смежных,
весьма близко соприкасающихся между
собой отраслей (конституционное и административное,
уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное
и др.). На межотраслевые принципы полностью
налагаются и общие правовые принципы.
В каждой отдельной отрасли права или
же в группе отраслей они приобретают
свою специфику.
Отраслевые принципы
права распространяются лишь на конкретные
отрасли права – конституционное, гражданское,
уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно
на их основе создаются и реализуются
нормы, составляющие только данную отрасль
права.
Например, для земельного
права России свойственны такие правовые
принципы, как принцип множественности
и правового равенства форм собственности
на землю, принцип нахождения земли в гражданском
обороте, принцип государственного управления
землей, принцип самостоятельного хозяйствования
на земле и равенство всех субъектов землепользования,
принцип целевого характера использования
земли, платности ее использования и др.
Для арбитражного процессуального
права России свойственны такие принципы,
как принцип выборности судей, их независимости
и подчинения их только закону, принцип
сочетания коллегиального и единоличного
рассмотрения дел, принцип гласности в
разрешении дел, процессуального равноправия
сторон, принципы состязательности, устности
и непосредственности при рассмотрении
споров и др.
Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых,
строится на основе своих собственных,
присущих лишь ей правовых принципов.
Вместе они образуют фундамент, на котором
создаются и функционируют не только отрасли,
но и все право.
В правоприменительной
практике иногда возникают ситуации, когда
принципы права могут выступать в роли
источников права. Тогда дело может быть
разрешено на основе принципов права –
общих начал права, отражающих его подчинение
«велениям справедливости в том виде,
как последняя понимается в определенную
эпоху и определенный момент» (Давид Р.
Основные правовые системы современности.
М., 1988. С. 145, 329)
Признание и рассмотрение принципов права
в теме «Источники права» не характерно
для отечественной теоретической науки,
однако в отдельных учебных изданиях это
упущение поправляется .8
Принципы права могут находить
выражение в законодательстве (см., например,
закрепление на конституционном уровне
основных прав, свобод и обязанностей
граждан, основ общественного и государственного
строя; см. также ч. 2 ст. 6 ГК РФ, ст. 5 Семейного
кодекса РФ; в ГК РФ содержится указание
на общие начала и смысл гражданского
законодательства, на требования добросовестности,
разумности и справедливости, в Семейном
кодексе РФ – на общие начала и принципы
семейного или гражданского права, на
принципы гуманности). Однако в этом случае
не вполне правомерно указывать на нормативный
акт как на источник права, не признавая
данное качество за принципами права.
Последние не поглощаются нормативными
актами. Впрочем, в литературе отмечается
различное понимание принципов права,
равно как и невозможность дать их четкий
перечень. В последнее время некоторые
авторы говорят о том, что принципы права
начинают приобретать универсальное значение
и рассматриваться как своего рода «высшее
право», особенно в области обеспечения
прав человека.
Проблема значения принципов права в качестве
источников права нуждается в дополнительных
исследованиях
Исходя из смысла
термина «принцип»,
Принципы должны быть «работающими».
Для этого в тексте любого закона их содержание
подлежит наиболее полному раскрытию.
Важно также, чтобы с принципами были согласованы,
жестко связаны все предписания, содержащиеся
в законодательном акте.
Учитывая значение правовых
принципов, можно сказать, что качество
законов и эффективность правового регулирования
во многом зависят от того, как в них сформулированы
и раскрыты такие принципы. Можно выразиться
и более конкретно: какие принципы, такие
и законы.
Законотворческая деятельность в РФ приобретает
все более интенсивный характер.
Поэтому целесообразно проанализировать
принятые законы с точки зрения закрепления
в них принципов и сделать
определенные выводы.
В демократическом правовом государстве
правовые принципы формируются учеными
на основе достижений правовой мысли за
всю историю цивилизации, отечественных
достижений, а также с учетом специфических
объективных закономерностей развития
общества. Основополагающие идеи, формируемые
учеными и предлагаемые в качестве правовых
принципов, первоначально отражаются
в законопроектах, после чего законодательный
орган окончательно решает, признать их
таковыми или нет.
Основополагающие идеи,
выраженные в законах, становятся правовыми
нормами, приобретают государственно-властный
характер. Никакие научные идеи, не получившие
закрепления в законе, не могут считаться
правовыми принципами. Они не могут регулировать
правовые действия и правовые отношения
В теории права отмечают регулятивную
функцию правовых принципов. Она проявляется
в том, что в случае пробелов в законе,
несогласованности правовых норм или
затруднений в их применении правоприменитель
должен руководствоваться правовыми принципами.
Важно отметить, что последние не только
определяют уровень правового регулирования
тех или иных общественных отношений,
но и указывают на дальнейшее развитие
законодательства.
Последнее обстоятельство
может наглядно продемонстрировать развитием
в уголовно-процессуальном законодательстве
РФ принципа обеспечения обвиняемому
права на защиту.
Существенное значение имеет вопрос о
том, кем должна устанавливаться система
принципов, действующих в определенной
сфере правового регулирования: сообществом
ученых на основе анализа того или иного
закона или законодателем путем четкого
перечисления в законе конкретных принципов.
В первом случае этот вопрос будет являться
элементом предмета науки соответствующей
отрасли права, во втором – элементом
предмета правового регулирования.
Отношение к законодательному
выражению правовых принципов должно
быть унифицированным. Речь идет прежде
всего об использовании в законотворчестве
единой юридической (законодательной)
техники, которая касается внешней формы
юридических актов.
Вполне объяснимо стремление законодателя
выразить основу того или иного закона
путем формулирования в нем четкой системы
принципов. При этом нужно быть уверенным
в том, что именно такой подход является
наиболее эффективным и полезным как для
правоприменителя, так и для выражения
внешней формы законодательных актов.
Однако анализ законов к такой уверенности
не приводит. 9
Существенным является то, что на этапе разработки и принятия законов и особенно тех, которые принимаются впервые и не имеют предшественников, достаточно полно и определенно обосновать систему принципов практически невозможно. В данном случае процесс ее научного обоснования, глубокого осмысления по существу только начинается. В последующем могут быть сделаны существенные дополнения и уточнения, относящиеся к принципам, что может повлечь даже внесение изменений или дополнений в соответствующие законы.
3.Функции права:
виды, существующие классификация.
Существует огромное количество классификаций
функций права. Рассмотрим только основные
из них. Многообразие путей влияния права
на различные отношения между людьми обусловливает
наличие у него множества функций. Однако
среди такого многообразия функций необходимо
выделить отдельные виды правовых функций.
Итак, в рамках теории государства и права
приводится следующая классификация[7]:
• регулятивная и охранительная функции
права;
• производные от основных функции права:
общие и частные;
• функции отраслей права, правовых институтов
и отдельных правовых норм.
Основанием приведенной выше классификации
функций права является двуединый критерий,
который предполагает выявление степени
воздействия права на общественные отношения,
характера и цели такого воздействия.
Также можно выделить условно другие две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:
1)внешние, в соответствии
с которыми выделяют так
2)внутренние, которые вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. В этом случаю выделяют регулятивную и охранительную функции, которые различаются по характеру воздействия на общественные отношения. 100
Регулятивная и охранительная функции- это имманентные праву функции, которые определяют необходимость его существования как социального института общества.
Особенности регулятивной функции заключаются прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.
По цели воздействия на
общественные отношения регулятивная
функция права подразделяется на
три общих основных, собственно юридических
функции права10:
1. Регулятивно-статическая
функция права — данная функция состоит
в закреплении в соответствующих правовых
нормах и институтах того, что составляет
экономический, политический, социально-культурный
фундамент общества и государства, а также
последующего развития данных явлений.
2. Регулятивно-динамическая фу
3. Регулятивно-охранительная ф
Следует отметить, что регулятивно-статическая
и регулятивно-динамическая функции составляют
позитивное регулирование права. Регулятивно-охранительная
функция права составляет негативное
регулирование права.
Помимо общей основной собственно юридической
регулятивной функции права, выделяют
также общую неосновную несобственно
юридическую функцию права — воспитательную.
Воспитательная функция права выражает
общесоциальную, идеологическую часть
воздействия права на общественные отношения.
Данная правовая функция направлена на
правовое воспитание граждан, на формирование
у них правосознания и правовой культуры
у общества. Кроме того, воспитательная
функция права в самом общем виде способствует
формированию правового государства на
территории Российской Федерации.11
Целесообразно также выделить второй
критерий разделения функций права —
сфера регулируемых общественных отношений.
Согласно данному критерию, как было указано
выше, в отдельную группу выделяют следующие
производные от основных правовые функции:
1. Общие —
экономическая, политическая, социально-культурная
функции.
2. Частные —
экологическая, налоговая и др.
3. Функции отраслей
права:
• конституционное право — функция закрепления
прав и свобод человека и гражданина;
• уголовное право — функция определения
деяний, которые признаются преступными,
и установление наказаний за их совершение
и др.
4. Функции правовых
институтов — производные от основных
и отраслевых функций права:
• гражданское право — функция приобретения
права собственности;
• семейное право — функция института
усыновления (удочерения)и др.
5. Функции правовых
норм — производные от основных, отраслевых
и функций правовых институтов:
• конституционное право — учредительная
функция;
• трудовое право — поощрительно-ориентационная
функция;
• особенная часть уголовного права —
запретительная функция.
Заключение
Приведенный в настоящей
работе анализ правовых принципов и
функций права позволяет сделать следующие
выводы:
Сущность права помогают раскрыть принципы
права и функции
права: принципы права- те основополагающие
идеи, начала, на которых базируется та
или иная правовая система, функции права-
это основные направления юридического
воздействия на общественные отношения,
определяемые сущностью и социальным
назначением права в жизни общества.
Принципы лежат в основе всей законотворческой деятельности человека и являются продуктом многовекового развития цивилизации. Эти принципы отражают неписанные законы, по которым живет как отдельный человек, так и общество в целом. Принципы, как базовые элементы, постоянны во времени и служат отправной точкой для построения той или иной законодательной структуры государства.
Функции права отражают динамизм права, обусловлены его сущностью и социальным назначением в обществе. Кроме того, функции непосредственно определяются важнейшими задачами, стоящими перед правом,т.к. представляют собой осуществление данных задач. Функциями права являются направления его наиболее важного, активного и постоянного действия.
Таким образом, обобщая всё вышесказанное можно говорить о том, что несомненно функции и принципы права отражают существенные характеристики права и необходимы для уяснения сущности данной категории- права, которая является основополагающей в данной науке-теории государства и права.
Список использованных литературы.
1.Алексеев С.С. Государство
и право. Нач. курс / 3-е изд., перераб. и доп.
– М.: Юрид. лит., 1996.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права:
Учеб. для юрид. вузов/ А.Б. Венгеров. –
3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.
3. Головистикова А.Н. Теория государства
и права: Вопросы и ответы/ А.Н. Головистикова,
Ю.А. Дмитриев. – М.: Юриспруденция, 2001.
4. Григонис Э. П. Теория государства и права:
Курс лекций/ Э.П. Григонис – СПб. и др.:
Питер: Питер бук, 2002.
5. Гурова Т.В. Теория государства и права:
Метод. пособие/ Каф. юрид. дисцилин – Тольятти:
Междунар. акад. бизнеса и банк. дела, 1998.
6. Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве
Российской Федерации // Государство и
право. 1996. № 11. С. 92-98.
7. Комаров С.А. Теория государства и права:
Учеб. – метод. пособие: крат. учеб. для
вузов:/ С.А. Комаров, А.В. Малько, – М.: Норма:
ИНФРА-М, 2001.
8. Малько А.В. Теория государства и права
в вопросах и ответах: Учеб. - метод. пособие.
– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ,
2001.
10. Общая теория государства и права: Акад.
курс: В 2 т./ Отв. ред. М.Н. Марченко; Моск.
гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: Зерцало,
2000. Т 1. – М.: Юстицин-форм, 2002.