Функции права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – заключается в исследовании основных функций права.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- изучаются основные функции права;
- раскрываются понятия основных функций права, их сущность и принципы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие и сущность функций права …………………………4
1.1 Понятие функций права и их проблемы в современной литературе…..4
1.2 Сущность права и его социальное назначение……………………..11
Глава 2. Функции российского права ………………………………….17
2.1 Классификации функций права ……………………………………..17
2.2 Основные функции права: регулятивная и охранительная ………..24
2.3 Неосновные функции права …………………………………………27
Заключение ……………………………………………………………….32
Список литературы ………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 68.66 Кб (Скачать файл)

 Определяя функции  права как направления воздействия  права на общественные отношения  или поведение людей, многие  исследователи предпочитают к  функциям права относить только  основные направления воздействия  права, полагая, что не всякое  направление воздействия права  на общественные отношения можно считать функцией права. Думается, однако, что такое ограничение едва ли оправданно. Если под функциями права понимать только основные направления его воздействия, то чем являются неосновные направления? Или таковых у права не существует? Тогда на каком основании функции права довольно часто подразделяют на: основные и неосновные? Более правильно к функциям права следует относить как основные, так и неосновные направления его воздействия на общественные отношения и под функциями позитивного права понимать определенные направления его воздействия на общественные отношения или поведение людей.

В-третьих, совершенно оправданным  следует признать увязывание функций  права с его социальным назначением  и ролью в общественной жизни. В одном из смысловых значений слово "функция" – это назначение, роль чего-нибудь. Однако в юриспруденции  функции права, как правило, не отождествляют  с назначением и ролью права. Большинство исследователей рассматривают  функции права как направления  его воздействия на общественные отношения, выражающие назначение права, его роль в обществе. То есть функции  права – это не само назначение или роль права, а определенные выразители, показатели назначения и роли права.

Отмечая этот момент, хотелось бы обратить внимание на то, что иногда социальное назначение права и его  роль отождествляют. Вместе с тем  этого не следует делать. Назначение права говорит о том, для чего создается и существует право, в  чем его предназначение. В назначении выражается главная роль, которую  играет в общественной жизни право. Эта главная роль состоит в  том, что право есть регулятор  общественных отношений. Оно создается  для этой цели, в этом его предназначение. В то же время право, будучи регулятором  общественных отношений, способно выполнять  и выполняет некоторые другие ролевые функции. Оно способно быть источником информации – информации о правовом регулировании тех  или иных общественных отношений, –  способно оценивать поведение людей  в данной системе отношений, способно быть средством воспитательного воздействия и т.д. Иначе говоря, у права помимо регулирующего воздействия, безусловно, являющегося доминирующим, существуют и так называемые "побочные эффекты". Поэтому сводить функции позитивного права только к его регулирующему воздействию представляется не совсем верным.

Исходя из сказанного, под  функциями позитивного права  следует понимать определенные направления  его воздействия на общественные отношения или поведение людей, выражающие его сущность, назначение и роль в общественной жизни.

 

1.2 Сущность права и его социальное назначение

 

Сущность – главное, основное понятие в рассматриваемом объекте, а потому ее выяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о  сущности какого-либо явления можно  прийти только лишь в случае, когда  оно получило достаточное развитие и в основном сформировалось. Применительно  к праву это положение имеет  первостепенное значение. Поэтому следует  выделить требования к определению  сущности права:

1. Должно относиться ко  всем эпохам и странам, где  существовало право.

2. Не должно включать  идеологических оценок (как правило,  всегда субъективных).

3. Должно учитывать категории  всего комплекса социальных наук (социологии, культурологии, психологии и др.), не замыкаясь лишь на правоведении.

В учебной литературе по теории государства и права отношение  к проблеме сущности права неоднозначно, а в некоторых отдельных изданиях эта проблема совсем опущена.

Выделяют четыре основных подхода:

1. С марксистско-ленинской  точки зрения, вопрос о сущности  права трактовался однозначно  и не вызывал разночтений. "Сущность  права выражается в его классовости.  Право – классовый регулятор  общественных отношений, обладающий  мощной классовой силой. По  своей сущности оно представляет  возведенную в закон волю господствующего  класса, содержание которой определяется  материальными условиями жизни". Именно так К. Маркс и Ф.  Энгельс раскрыли сущность права  в обществе с антагостическими классами.

2. Другая точка зрения  на этот вопрос нашла отражение  у В.С. Нерсесянца2. По его мнению, сущность права – нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Сущностные свойства права – это равенство, свобода и справедливость.

3. Современные ученые–правоведы  В.М. Корельский и В.Д. Перевалов считают, что сущность – это "нормативная форма упорядочения и стабилизации общественных отношений, охраняемая государственным принуждением"3, следовательно, сущностные черты права: стабильность, нормативность, авторитетность, динамичность и охрана государственным принуждением.

4. Наиболее удачный подход к понятию сущности нашел В.В. Лазарев4. Он определял сущность права, как "обусловленная материальными и социальными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и вступающая вследствие этого, общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей"5.

Этот подход выделяет два  аспекта: инструментальный и собственно-ценностный. Первый аспект подразумевает, что право  – это средство урегулирования общественных отношений, средство управления обществом. Второй же аспект считает правом инструмент согласования воли и интересов различных  слоев населения и социальных групп. Тем самым в обществе создается  замиренная среда, снижается конфликтность, реализуются интересы социальных групп6.

Можно выделить следующие  всеобщие сущностные черты права:

А) реализация принципов  свобод;

Б) равенство права, которое  призвано обеспечить формальное равенство  возможностей субъектов права;

В) справедливость, то есть право  – "эквивалент, мера воздаяния за содеянное.

Таким образом, только рассмотрев и проанализировав подходы к  сущности права, можно понять сущность всего права в целом. В свою очередь из анализа сущности можно  выделить принципы права. Понимание права как воли господствующего класса характерно и для марксизма. Действительно, отдельные правовые средства закрепляли и закрепляют имущественные или иные интересы различных классов, групп общества, корпораций, предприятий, фирм, банков и т.д.

 

 

Однако классовый компонент  права является выражением общесоциального начала права, т.е. базового, определяющего, поскольку и происхождение, и основное назначение права как важнейшего регулятивного социального института (наряду с религией, этикой), его встроенность в существование человеческой цивилизации позволяет говорить о том, что в праве концентрируется индивидуальная воля всех членов общества. Поэтому можно говорить об общей воле социума как основе сущности права. Действительно, реальную силу праву придает именно соответствие согласованным интересам, общей воле индивидов (субъектов права). Если же требования норм права не выражают общей воли, то никакими механизмами, в т.ч. и принуждением государства невозможно обеспечить их полное исполнение7. Таким образом, можно сказать, что сущность права – это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизни общества, характером социальных групп и индивидов общая воля, как результат согласования их интересов, признаваемая государством и выступающая общесоциальным регулятором поведения, мерой свободы и ответственности субъектов права.

Отсюда можно вывести  понятие социальной сущности права  как способности служить целью  и средством для удовлетворения социально справедливых потребностей и интересов как индивидов, так и общества в целом. Оно характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять потребности субъекта социума, полезные и необходимые для его существования и развития8.

 

 

 

Назначение права в  социальном смысле состоит в том, что оно обеспечивает потребность общества в упорядочении действия его субъектов и в подчинении их поведения единым нормам, основанным на принципах формального равенства прав, свободы и справедливости9.

Социальное назначение права  складывается из потребностей общественного  развития. В соответствии с ними создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование и охрану. Причем то или иное назначение права выступает  тем отчетливее, чем острее ощущается  необходимость в закреплении  регулирования или охраны общественных отношений. Социальная роль государства  характеризуется в юридической  науке термином функция права. Функция  права охватывает одновременно как  назначение права, так и вытекающие из него направления воздействия  права на общественные отношения. Такое  воздействие возможно либо в форме  упорядочения общественных отношений  при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений  и предписаний), т.е. правового регулирования, либо при помощи идеологического, психологического воздействия на сознание и действия людей, т.е. собственно правового воздействия10.

Функционирование права  в реальной жизни основывается на общеобязательных для всех его субъектов  исходных нормативно-юридических положениях, которые определяют содержание правового  регулирования, и выступают мерой  их поведения, т.е. принципах права. Влияние права на общественные отношения  в форме правового регулирования  или воздействия базируется на принципах  права, которые играют роль переходного звена от общественных отношений к системе правового регулирования11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Функции  российского права

 

2.1 Классификации  функций права

 

Системный подход к исследованию процессов и явлений образует одну из отличительных особенностей современной науки, современного стиля  нового научного мышления.

Анализ функций права  как единой целостной системы  позволяет не просто сгруппировать, упорядочить знания при изучении отдельных функций. Такой анализ дает приращение знаний, позволяет  глубже, полнее понять содержание каждой из функций.

Известно, что возможности  познания остаются малоэффективными, если оно ограничивается уровнем  единичности, если за отдельными элементами оно не стремится выявить их систему12. Дело еще и в том, что в реальной жизни функции права не существуют изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому ни одна из них не может быть исследована достаточно глубоко и полно без выяснения ее взаимодействия с другими функциями, то есть без изучения ее в системе.

Система функций права  представляет собой сложное, многоуровневое образование. Изначально следует различать  функцию права как целого и  функции этого целого.

Система функций права  самым непосредственным образом  связана с системой права. В соответствии с элементами, из которых состоит  последняя, можно выделить пять групп  функций права, образующих их систему:

-общеправовые (свойственные  всем отраслям права);

-межотраслевые (свойственные  двум и более, но не всем  отраслям права);

-отраслевые (свойственные  одной отрасли права);

-правовых институтов (свойственные  конкретному институту права);

-нормы права (свойственные  конкретному виду норм права).

Вопрос о соотношении  функций права различных уровней  имеет важное значение, так как структурным элементам системы права присущи функции, которые имеют известную специфику, определяемую предметом и методом правового регулирования данных элементов и их назначением в системе права. Та или иная общеправовая функция может в большей или меньшей степени конкретизироваться функциями более низкого уровня. Это зависит, во-первых, от характера общеправовой функции и, во-вторых, от назначения отрасли, института, нормы права и соответственно их функций. Например, функции уголовного права конкретизируют общеправовую охранительную функцию в значительно большей. степени, чем соответствующие функции семейного или земельного права

Кроме того, следует иметь  в виду, что общеправовые функции  права не охватывают и не могут  охватить всего многообразия конкретных форм и путей воздействия права  на общественные отношения. Они "детализируются" в действии других групп функций  права. Так, компенсационное воздействие  как элемент охранительной функции  права осуществляется посредством  компенсационной функции гражданского или трудового права. Карательное  воздействие наиболее заметно при  осуществлении соответствующей  функции уголовного права и т. д.

Теперь рассмотрим вопрос о классификации функций позитивного  права. На первый взгляд может показаться, что в данном вопросе уже достигнуто согласие. Об этом согласии свидетельствует  хотя бы тот факт, что в современных  работах по юриспруденции практически  общепринятым стало деление функций  на общесоциальные и собственно правовые (по другой терминологии – специально-юридические). При этом к общесоциальным относят экономическую, политическую, воспитательную и другие функции, которые аналогизируются с соответствующими функциями государства, а к собственно правовым – регулятивную статическую, регулятивную динамическую и охранительную функции, которые, как принято считать, выражают специфику права как регулятора общественных отношений.

Информация о работе Функции права