Характеристика основных теорий происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 21:03, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучение мнений сторонников тех или иных теорий происхождения государства и права, усвоение характерных отличий и общностей теорий, взглядов, позиций.
Задачи: достижение понимания исторической и практической мотивации авторов теорий государства и права.

Содержание

Введение
Теории происхождения гоударства и права не связанные с материалистическим пониманием истории
1.1 Теологическая теория
1.2 Патриархальная теория
1.3 Договорная и естественно-правовая теории
2. Историческая школа права
2.1 Психологическая теория
3. Материалистические теории происхождения государства и права
3.1 Органическая теория
3.2 Теория насилия
3.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория
3.4 Историко-материалистическая (немарксистская) теория
3.5 Ирригационная теория
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Современнеы ТГП.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

академия 

государственной службы  и  управления 

 

 

 

Кафедра истории и теории государства и права

 

 

 

 

 

Реферат

ХАРАКТЕРИСТИКА  ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Шошгнашгищшо-щль

                                        

 

Научный руководитель:

грзщолхздбхщшипе

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар

2006

 

                                                Содержание

 

 

 

   Введение

  1. Теории  происхождения  государства и права  не связанные  с  материалистическим  пониманием  истории

1.1  Теологическая   теория

          1.2   Патриархальная  теория

          1.3   Договорная  и  естественно-правовая  теории

     2.   Историческая  школа  права

          2.1   Психологическая  теория

     3.   Материалистические  теории   происхождения  государства и права

           3.1   Органическая  теория

           3.2   Теория   насилия

           3.3    Историко-материалистическая (марксистская) теория

           3.4    Историко-материалистическая (немарксистская) теория

           3.5    Ирригационная   теория

    Заключение

    Библиографический   список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Введение

 

 

Теория  государства и права, как следует из ее предмета, - наука политическая. Политика – это искусство управлять государством  и она по определению не может быть беспристрастной, так как является сферой деятельности, связанной с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, смыслом, которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Поэтому неудивительно, что разными исследователями, казалось бы, одни и те же признаваемые факты оцениваются и истолковываются по-разному. Так в строго теоретическую проблему о происхождении государства и права вносится чисто политический момент. Что создаёт еще одну сложность в изучении теории государства и права, вытекающую из множественности точек зрения различных авторов по вопросам происхождения государства и права.  Ведь точек зрения и мнений может быть сколько угодно,  а истина только одна. Очевидно, в данном случае нужны, не просто ссылки на различные точки зрения, а выделение тех из них, которые в силу своей верности и доказательности полнее всего соответствуют истинному положению вещей.

Поэтому объектом исследования в данной работе станут -  основные    теории  происхождения  государства  и  права.

Предметом исследования – социально-правовые положения и политические  особенности   теорий   происхождения  государства  и  права.    

Цель работы – изучение мнений сторонников тех или иных теорий происхождения государства и права,  усвоение характерных отличий и общностей теорий,  взглядов,  позиций.

Задачи:  достижение понимания исторической и практической   мотивации   авторов теорий  государства и права.

     Актуальность  данной  темы  обусловлена тем,  что   изучение  теорий  происхождения   государства и   права,  их  характерных особенностей  не  завершёно и не  исчерпано.  Так как процесс исчезновения  одних  государств  и  появления  других  продолжается и  в  наши  дни,  равно  как  и  смена  политических  режимов.   Например,  такие  памятные   события    как    объединение  Германии,  развал СССР, Югославии, Чехословакии,   «революция    роз»  в  Грузии,  «оранжевая»  революция  на  Украине  и  в  Киргизии,  пока   не  получили  каких-либо  оценок,  характеристик  с   точки   зрения   происхождения   государства   и   права,  то  есть  дают  новую  почву  для   размышлений.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди теоретиков права никогда  не было раньше и в настоящее время  нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения  права. При рассмотрении данного  вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах.

Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения  права. Однако этого нельзя сказать  обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения права.

Существуют и существовали различные  взгляды, концепции по этому вопросу, обусловленные различными обстоятельствами: конкретным историческим промежутком, историко-правовой обстановкой в государстве - родине конкретного правового учения, а также субъективными факторами: личным мнением юриста-теоретика, основателя учения, его отношением к той или иной социальной группе. Было бы неправильным не изложить в данной работе учения различных правовых школ, учения о природе и происхождении права. Сразу отбросив ненаучные концепции, хотелось бы привести взгляды классических правовых школ: школы естественного права, исторической школы права, учение экономического материализма. И уже опираясь на концепции классических правовых школ, что-то почерпнув из них, а с чем-то не согласившись, мы рассмотрим вопросы о появлении права и о его дальнейшем развитии.

1. Проблема происхождения  права

В любом историческом обществе для  поддержания в нем порядка требуется регулирование с помощью социальных норм, так называемое социальное регулирование. Различают два вида социального регулирования - индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил - образцов, моделей, распространяющихся на всех, на все подобные случаи). Появление нормативного социального регулирования послужило качественным толчком к становлению (возникновению и развитию) права.

В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи - правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени.

Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной  необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности.

В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы: морали, религии, правовых начал.

Они не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя  их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости  обороняться от враждебных племен. В нормах права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права.

В условиях общественной собственности  и коллективного производства, совместного  решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.). Храпанюк В. Н. Теория государства и права М., 1993. - С. 45.

В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу» - обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др. БСЭ. Т.8. -М., 1972. - С. 46.

Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни, - истоки формирования права.

1.1 Происхождение права

Одинаково ошибочно как утверждение, что право всегда было, так и  утверждение, что право сразу  появилось в виде дара богов или  в виде изобретения, выдумки людей. Право создалось незаметными переходами, путем дифференциации из однородной массы правил общежития. Долгое время не замечали, как постепенно наростало новое явление, пока оно не достигло такой степени самостоятельности, что обратило на себя внимание и возбудило о себе вопрос.

Где есть общество, там имеются  и правила. На самых ранних ступенях эти правила представляют однородную, недифференцированную массу.

Все нормы неразрывно связаны между  собой, все одинаково глубоко  проникли в сознание каждого как  правила должного. Нет никакого разлада между нормами, как они есть, и нормами, как они должны быть - должно быть, как есть, и есть, как должно быть. Соблюдение этих норм охраняется давлением общественной среды, не допускающей никаких уклонений от точного их выполнения.

В тех случаях, когда нарушение  правил происходило, оно встречало  реакцию со стороны того, чьи интересы такой поступок нарушал. Он сам пытался  защитить свои интересы, и чувство  мести было побудителем к отстаиванию  их, а силу придавало сознание своей правоты, которая брала верх над неуверенностью противника. Принцип самоуправства, самопомощи встречается всюду на начальных ступенях. Тот, кому причиняли вред, личный или имущественный, сам должен был позаботиться об охране своих интересов. Долгое время в истории процесса сохраняются следы первоначального самоуправства.

Наступает момент, когда из общей  массы правил общежития начинает выделяться группа, получившая с течением времени настолько резкие отличные признаки, что уже не могло быть сомнения в зарождении нового явления.

Обнаружение совершенно нового явления  в общественной жизни настолько  поразило воображение, что праву  стали приписывать божественное происхождение. Почти у всех народов  сохранилось предание, как боги дали людям право. Это представление выразил в Греции Демосфен, назвавший право изобретением и даром богов. Людям было трудно примириться с мыслью, чтобы такое могучее средство поддерживания общественных связей, как право, могло быть делом рук простых смертных. «Всеобщая история государства и права» З.М. Черниловский, «Юрист», Москва 1995год. - С. 23.

Трудно отрицать, что усмотрев возможность  воздействовать на население путем  установленных норм, властвующие  создавали нормы права, чтобы  обеспечить себя организованным действием  своей силы. Но нельзя отрицать, что организованный порядок соответствовал интересам слабейших, потому что освобождал их от страха постоянного произвола со стороны властвующих. Право обеспечивает сильных планомерное использование своей фактической силы, но право обеспечивает слабейших от случайных и неожиданных актов произвола. Лазарев В. В. Общая теория права и государства - М.: Юрист, 1994. - С. 78.

История права всех народов показывает нам везде почти один и тот  же порядок, в каком происходил переход  к правовой нормировке. Прежде всего правовой охране подвергается личная неприкосновенность носителей установившейся власти. Право угрожает самыми суровыми наказаниями за всякое покушение на жизнь и здоровье лиц, стоящих у власти или ближе к власти. Уголовное право за политические преступления выступает как первый ряд норм права, исходящих от политической власти. Вообще уголовное право составляет главное содержание юридических памятников, причем, чем сборник древнее, тем больше его уголовное содержание. За уголовным правом следуют нормы, определяющие, что должно вносить население в пользу власти - это дань, уроки, налоги. Далее следуют нормы процессуальные. Определение порядка судопроизводства составляет важное содержание древних юридических памятников. Это легко понять, если принять во внимание, что низшие классы заинтересованы главным образом в том, чтобы судили не по произволу, а по установленным правилам. Это первая уступка, делаемая господствующим классом всей массе населения. И только на последнем плане выступают уже нормы гражданского права. Сначала власть стремится укрепить свое положение и отношения между подданными ее не интересуют: это их дело, а не государственное. Только много позднее власть приходит к сознанию, что истинная опора ее в самом обществе, а следовательно, чем прочнее правовой порядок, тем тверже основа, на которой держится государственная власть. «История государства и права зарубежных стран» под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенниковой, в 2-х частях, ч. I, «НОРМА», Москва, 1996год. - С. 56.

1. Теории происхождения государства и права, не связанные с материалистическим пониманием истории

          1. Теологическая теория

 

Рассматриваемая теория не является научной, поскольку  заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога. Её нельзя ни доказать, ни опровергнуть без решения вопроса о существовании бога.

Первоначальные  религиозно-мифические представления  о божественном происхождении государства и права характеризуются крайне широким многообразием. Это вполне объясняется особыми историческими условиями существования религий и ранних государственных образований, как Древнего Востока, так и Древнего Запада, Месопотамии  или Африки. Только впоследствии эти воззрения были переработаны на почве различных течений христианства в относительно цельную теологическую доктрину, выделились доктрины иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и других.

В теологической теории - учении богослова Фомы Аквинского (1225- 1274), которая в более позднее время, именовалось как «томизм», процесс возникновения  государства и права рассматривался аналогично сотворению Богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога. В свою очередь государство обязано защищать религию. Освящение (монарх - помазанник божий) государственной власти божественным ореолом придавало такой власти и авторитет, и безусловную обязательность неограниченной власти монарха.

Информация о работе Характеристика основных теорий происхождения государства и права