Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:06, реферат
Просветители первыми ввели в широкий научный оборот и понятие цивилизации. По их мнению, цивилизация представляла собой, с одной стороны, определенный этап в развитии человеческого общества, следующий за дикостью и варварством, с другой,— всю совокупность достижений человеческого разума и их воплощений в общественной жизни различных народов.
Значения слова “цивилизация”………….(9)
История возникновения цивилизации….(4)
Понятие Цивилизации…………………….(8)
Заключение…………………………………(11)
Список литературы………………………..(12)
В содержательно-методологическом плане можно выделить несколько подходов в интерпретации понятия «цивилизация»:
В рамках культурологического подхода М. Вебер, а за
ним
А. Тойнби рассматривали цивилизацию
как особый социокультурный феномен,
ограниченный определенными
пространственно-временными рамками,
основу которого составляет религия.
А. Тойнби указывал также и на четко выраженные
параметры технологического развития.
Некоторые исследователи под цивилизацией
понимают не только совокупность отношений
между людьми одной конфессии, но и между
индивидом и государством.
В русле социологического подхода особый интерес представляет концепция цивилизаций Д. Уилкинса, который отвергает понимание цивилизации как социума, характеризующегося однородной культурой. Он считает, что культурная однородность не является признаком цивилизации — она может быть вполне и разнородной.
С позиций этнопсихологического подхода Л. Гумилев связывал понятие цивилизации с особенностями этнической истории. Иногда цивилизационный критерий усматривают в специфике культуры и психологии того или иного народа. При таком понимании цивилизации она по существу отождествляется с национальным характером.
Представители географического детерминизма считают, что решающее воздействие на характер цивилизации оказывают географическая среда существования того или иного народа, которая влияет прежде всего на формы кооперации людей, постепенно изменяющих природу.
Однако в целом, особенно в отечественной литературе, преобладает культурологический подход к определению понятия «цивилизация». В большинстве словарей термин «цивилизация» интерпретируется как синоним понятия культура. В широком смысле под цивилизацией подразумевают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, в узком смысле - только материальную культуру.
Понятие цивилизации тесно сопряжено с понятием культуры, причем не только в негативном смысле, но и в позитивном плане, т.е. противопоставляется культуре, как материальное, техническое — духовному, как стандартное и бесчеловечное — уникальному и гуманному. О. Шпенглер рассматривал цивилизацию, как упадок культуры: «Цивилизация есть неизбежная судьба культуры... логическое следствие, завершение и исход культуры». Но такое противопоставление не является адекватным отражением противоречий современного мира.
Противопоставление
Многообразие культур в рамках цивилизации не исключает наличия у них общих моментов, общих проблем, общих принципов, например, принципов гуманизма, во-первых, и взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур — во-вторых. То, что эти процессы протекают не без противоречий, не отменяет их значения для прогресса цивилизации. Ведь и различные общественные формации — каждая по своему — вносят свой вклад в развитие цивилизации.
Многие исследователи сходятся в том, что цивилизация представляет собой внешний по отношению к человеку мир, воздействующий па него и противостоящий ему, в то время как культура является внутренним достоянием человека, раскрывая меру его развития и являясь символом его духовного богатства.
Подведем итоги. Во-первых, цивилизация есть собственно социальная организация общества.
Во-вторых, цивилизация
с самого начала характеризуется
прогрессирующим общественным разделением
труда и развитием
В-третьих, целью цивилизации
является воспроизводство и приумножение
общественного богатства. Собственно
говоря, сама цивилизация родилась
на базе появившегося (в результате
неолитической технической
Суммируя выделенные
черты, можно согласиться с
Список литературы
1. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. - М.: Юрид. лит., 1994.
2. Аннерс Э. История европейского общества: Пер. со швед. - М.: Посткриптум, 1994.
3. Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществлению. - М.: Наука, 1989.
4. Керимов Д.А. Основы философии права. - М.: Манускрипт, 1992.
5. Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения: Пер. с фр. - М.: Росполитиздат, 1955.
6. Очерки сравнительного права: Сборник / Сост. В.А. Туманов. - М.: Прогресс, 1981.
7. Теория государства и права. Теория государства. / Под ред. А. Б. Венгерова - М.: Юрист, 1995.
8. Тилле А. Право абсурда. Рабовладельческое право и государство. - М.: МП КОНТ, 1992.
9 .Тихомиров Ю.А. Военная демократия. М.: Известия, 1992.
10. Дм. Томсон. Исследование по истории древнегреческого общества. 1958.
11. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 21.
12. Лебедь Наталия Владимировна. Исторические предпосылки возникновения цивилизации и государства