Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 12:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История государства и права зарубежных стран ".
Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце принципата общепризнанным становится правило: "Все, что решил принцепс, имеет силу закона".
Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний, насилие над их участниками.
В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия:
• сословие нобилей, которое сформировалось в III - II вв. до н. э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили занимали доминирующее положение как в обществе, так и в государстве. Экономической основой нобилитета были огромные земельные владения, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулиантами. При императоре Августе (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдвинувшихся на государственной службе;
• сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры. Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуществляли управление городами империи.
В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундий, а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - арендаторов-издольщиков. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться.
На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии - земельные участки, за которые хозяину следовало платить определенную долю продукта. Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения общего урожая.
Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной. Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жалованье, при выходе в отставку - значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался, из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни - центуриона.
19. В 3 веке возникли предпосылки установления в Риме открытой монархии. Из ближайшего окружения императора формировался чиновничий аппарат, в следствии чего отпала необходимость в республиканских магистратурах. Сенат охотно преобразовался в совещательный орган при императоре и сенатконсульты вытесняются актами императора конституции. Началом Т домината считается год вступления на престол Диоклетиана.
Диоклетиан окончательно закрепил за собой титул dominus – господин. Император стал открыто вести себя как монарх. Были введены сложные дворцовые церемонии.. Диоклетиан провел военную, административную, финансовую реформу, которые укрепили императорскую власть.
Существенные изменения произошли в общественном строе – Рим перестал вести успешные завоевательные войны, а вел лишь оборонительные. Это привело к резкой нехватке рабской силы. Это привело к переводу большого числа рабов в категорию колонов. Колоны – рабы, посаженные на землю. Одновременно с этим к земле прикрепились и свободные земледельцы. Император издавал акты, ограничивающую свободу перехода арендатора с 1 местности в другую. Кризис торговли и ремесла привел к возникновению элементов натурального хозяйства и, следовательно, к экономической раздражительности.
В период домината произошло окончательное разрушение гражданства и возникновение согл. Строя, т.е. за отдельными категориями населения был закреплен отдельный наследственно-правовой статус. Ближайшее окружение императора составило высшее сословие – императорское. Местная знать получила статус декурионов. Возникли замкнутые сословия ремесленников, купцов, военных и т.д.
((((((((9Большое значение имело объявления христианства общегосударственной религии при императоре Константине – середина 4 века. Император в 330 г. перевел столицу из Рима в Константинополь. Кризис западной части Римской империи привел к фактическому и формальному разделению империи на 2 самостоятельных государства – Западная Римская империя и Восточная Римская империя.
Глубокий экономический и политический кризис привел осложнению Западной Римской империи и к ее падению в 476 г.
Историки до сих пор спорят о причинах кризиса и падения Западной Римской империи. Одни объясняли это вторжением варварского племени, другие историки объясняли это тем, что Рим перестал быль торгово-промышленным и политическим центром всего Средиземноморья, и торговые пути сместились на Восток. Сторонники цивилизованного подхода (Данилевский, Тойный, Шпенглер) – каждая цивилизация закономерно неизбежно проходит этапы не только зарождения и расцвета, но и упадка и гибели.))))))))))0
20.Общая характеристика источников римского права.
По виду и значению источники права определялись по официальному рангу органа, его издавшего: народ (комиции), сенат, магистраты. А в период принципата и домината главным источником являлись воля, единовластие императора выраженные в его предписаниях, конституциях. В период расцвета республики была формула - “Благо народа есть высший закон”. В древности считали, что закон - это бог, т.к. Бог карает людей за преступления.
Долгое время обычай признавали источником римского права. Обычай имел в глазах римлян обязательную силу. Самый древний писаный источник римского права - “Законы 12 таблиц”. Затем идут законы, принятые комициями (Lex) - они носили имена авторов. Источником права считались постановления сената и преторские эдикты. Римское право создавалось столетиями, но оно также и изменялось, приспосабливаясь к новым условиям и конкретным ситуациям. Комиции, сенат, магистраты и императоры периодически дополняли и изменяли правовые нормы “Закон как и природа - стремится к совершенству” - говорили юристы.
В период принципата и домината основным источником права стали акты императорской власти. Их было 4 вида - эдикты (акты общего характера), мандаты (инструкции чиновникам), декреты (решения судов) и рескрипты (ответы на юридические вопросы граждан).
В период республики магистраты, преторы, эдилы, квесторы, вступая в должность издавали эдикты (программы своей деятельности). С уходом автора эдикта в отставку юридическая сила эдикта терялась. Преторы своими эдиктами дополняли цивильное (гражданское) право. Сначала между преторским и цивильным правом была конкуренция, но потом различия между ними стерлись.
21. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА
ДРЕВНЕГО РИМА
Безусловное следование республиканским законам
было для римлян не только обязанностью подданно-
го, но и делом чести. Ту же связанность Римского
республиканского государства собственными закона-
ми и правом в целом отразил выдающийся римский
юрист Цицерон, который рассматривал государство
не только как выражение общих интересов всех его
членов, но и как соединение многих людей, «связан-
ных между собой согласием в вопросах права». Та-
ким образом, идея правового государства берет свое
начало и в республиканском Риме.
Развитию римского права способствовали многие
обстоятельства. Не случайно, что именно в римском
обществе, где законы рассматривались издавна как
священные, была выработана наиболее совершенная
в условиях Древнего мира правовая система, имею-
щая рационалистический характер. Римское право
впервые в истории выступило в качестве системно-
го, тщательно разработанного правового образова-
ния. Классическое римское право - это вершина
в истории права античности и Древнего мира в це-
лом. Оно представляет собой одно из величайших до-
стижений античной культуры, влияние которого на
последующее развитие европейского права и циви-
лизации трудно переоценить.
Римское право нужно рассматривать в историче-
ском контексте, как и правовые нормы рабовладель-
ческого права. На первый взгляд оно может казать-
ся таким, поскольку сформировалось и достигло
своего арогея в обществе, в основе которого лежа-
ло наиболее развитое во всем античном мире клас-
ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ
Первая римская кодификация права восходит
к середине V столетия до н. э. Она получила назва-
ние «Законов XII таблиц». В течение многих веков
они считались в Риме основным источником права -
публичного и частного. Свое название Законы получи-
ли в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных
досках, выставлявшихся на городской площади.
Законы XII таблиц были записью обычного права.
Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь
в отрывках, которые сохранились в сочинениях
древних авторов, в особенности юристов - Цице-
рона, Ульпиана, Гай и др.
Было четко проведено разделение вещей на две
категории. К первой принадлежали главным обра-
зом земля, рабы, рабочий скот. Ко второй - все
остальные вещи. Отчуждение земли, рабов, рабо-
чего скота должно было совершаться в строго уста-
новленной форме. Она называлась манципация.
Определялась так называемая античная собствен-
ность. Это «совместная частная собственность актив-
ных граждан государства, вынужденных перед лицом
рабов сохранять эту естественно возникшую форму
ассоциации». В статьях римского права имела место
и государственная собственность, вследствие чего
право отдельного индивида на нее ограничивалось
простым владением. Долговое рабство, узаконенное
Таблицами, отмечалось крайней суровостью.
Семейные отношения по Законам XII таблиц
характеризуются прежде всего неограниченной
властью главы фамилии. Жена и другие домочадцы
были во власти мужа. Существовало две формы бра-
ка: в форме манципации и брак, устанавливаемый
^!/ фактом сожительства.
Имущественная правоспособность наступала
для римского гражданина нередко много позже поли-
тической - не ранее смерти отца. Существовала одна
возможность для освобождения сына при жизни отца -
через троекратную продажу в рабство. После третьей
продажи сын становился свободным. По отношению
к своей семье он делался когнатом, лишенным, как
и замужняя дочь, права наследования.
Законы XII таблиц разрешают наследование по
завещанию, но ограничивают его рядом условий.
Уголовно-правовые постановления Законов XII
таблиц также отличаются суровостью. В Законах XII таб-
лиц не упоминали об умышленных убийствах, возмож-
но, это объясняется тем, что меры наказания, следуе-
мые за них, не вызывали сомнений (смертная казнь).
Во избежание произвола за каждым римским гражда-
нином признавалось право апелляции к Народному
собранию, решение которого было окончательным.
В Законах XII таблиц предусматривалась особая
процедура вызова ответчика истцом к магист-
рату. Ответчик вызывался самим истцом. Если от-
ветчик не являлся, то он попадал во власть истца,
который мог «наложить на него руки», т. е. поступить
с ним, как с неоплатным должником». Рассматривае-
мое дело состояло из нескольких стадий. На пер-
вой стадии истец в официальной форме заявлял свои
претензии к ответчику. На второй стадии допускались
к участию в процессе представители сторон и защит-
ники (адвокаты). Судьи знакомились с доказатель-
ствами, выслушивали речи сторон и их защитников.
Решение судей было окончательным и обжалованию
не подлежало. В уголовных делах магистрат, кото-
рый вел дело, использовал инквизиционную проце-
дуру. В спорах между иностранцами нормы Законов
XII таблиц были неприменимы.
На ранних этапах истории Римского государства, ког-
да в обществе сохранялись многие элементы патриар-
хального быта, а товарно-денежные отношения не по-
лучили еще развития, римское право отличалось
традиционализмом, формализмом и сложными обря-
дами, тормозившими экономический оборот. Постепен-
ный процесс превращения Рима из города-республики
в гигантскую по тем временам рабовладельческую им-
перию способствовал быстрым темпам роста товарно-
го производства, а в конечном счете - созданию само-
го дифференцированного за всю историю Древнего
мира рыночного хозяйства, настоятельно требовавше-
го адекватной правовой регламентации.
Развитие частной собственности и построенного на
ней товарного оборота меняло устаревшие правовые
формы. Вместо них создавалось новое и совершен-
ное в технико-юридическом отношении законода-
тельство, способное урегулировать рыночные отно-
шения, регламентировать потребности развитого
гражданского общества. Именно в таком виде рим-
ское
право стало универсальной
системой, применяемой в разных исторических
условиях вне зависимости от типа общественного
развития, если в экономической его основе лежит
частная собственность и рыночное хозяйство.
Первая римская кодификация права восходит
к середине V столетия до н. э. Она получила назва-
ние «Законов XII таблиц». В 426 г. специальными
законами Феодосия II и Валентина III о цитирова-
нии была признана юридическая сила за сочинениями
пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпнана, Ма-
дестина и Гая. Всеобъемлющая систематизация рим-
ского права была проведена в 528-534 гг., т. е. уже
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран "