27. Специализированные прокуратуры.
Систему органов военной прокуратуры составляют:
Главная военная прокуратура, военные
прокуратуры военных округов, флотов,
Ракетных войск стратегического назначения,
Московская городская военная прокуратура
и другие военные прокуратуры, приравненные
к прокуратурам субъектов РФ, военные
прокуратуры соединений, гарнизонов и
другие военные прокуратуры, приравненные
к прокуратурам городов и районов.
В местностях, где в силу
исключительных обстоятельств не действуют
иные органы прокуратуры РФ, а также
за пределами Российской Федерации,
где в соответствии с международными
договорами находятся войска РФ, осуществление
функций прокуратуры может быть
возложено Генеральным прокурором
РФ на органы военной прокуратуры.
Образование, реорганизация
и ликвидация органов военной
прокуратуры, определение их статуса,
компетенции, структуры и штатов
осуществляются Генеральным прокурором
РФ.
Органы военной прокуратуры
возглавляет заместитель Генерального
прокурора РФ – Главный военный
прокурор, который руководит деятельностью
органов военной прокуратуры, обеспечивает
подбор, расстановку и воспитание
кадров, проводит аттестацию военных
прокуроров и следователей, издает
приказы и указания, обязательные
для исполнения всеми военными прокуратурами.
Природоохранные
прокуратуры созданы в целях усиления прокурорского
надзора за исполнением законодательства
об охране окружающей среды.
На правах прокуратуры
субъекта РФ действует только одна
прокуратура – Волжская межрегиональная
природоохранительная прокуратура.
На Волжскую межрегиональную
природоохранительную прокуратуру
возложены следующие полномочия:
- надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, которые функционируют или расположены в бассейне реки Волги, а также за соответствием законам издаваемых ими нормативных правовых актов;
- уголовное преследование по делам об экономических преступлениях, совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности, расположенных в бассейне реки Волги.
Транспортные
прокуратуры действуют на правах прокуратур
районов и осуществляют свои полномочия,
касающиеся исполнения законов о безопасности
движения на воздушном, речном (морском)
и железнодорожном транспорте. Транспортные
прокуратуры осуществляют также надзор
за исполнением законов и соблюдением
прав, свобод и законных интересов граждан
предприятиями различных форм собственности,
которые так или иначе связаны с предоставлением
или обслуживанием транспортных перевозок
грузов и пассажиров.
Транспортные прокуратуры
расследуют преступления, совершенные
на транспортных объектах. Одновременно
транспортные прокуратуры осуществляют
надзор за законностью административной
деятельности органов внутренних дел
на транспорте, оперативно-розыскной
деятельностью, дознанием и предварительным
следствием, которые проводят сотрудники
транспортной милиции.
Прокуратуры по надзору
за соблюдением законов при исполнении
назначенных судом наказания
или иных мер принудительного
характера действуют на правах районных
прокуратур с подчинением прокурорам
соответствующих субъектов РФ.
Прокуратуры закрытых
административно-территориальных образований. В настоящее время в соответствии с приказом
Генерального прокурора РФ от 09.09.2002 № 59
«О разграничении компетенции прокуроров
территориальных, приравненных к ним военных
и других специализированных прокуратур»
действуют две специализированные прокуратуры
закрытых административно- территориальных
образований с непосредственным подчинением
Генеральной прокуратуре РФ (г. Межгорье
и комплекс «Байконур»).
Другие прокуратуры, осуществляющие
надзор за соблюдением и исполнением
законов РФ в закрытых административно-территориальных
образованиях, на особо режимных объектах
и в специальных воинских формированиях,
обслуживающих их режим и непосредственное
функционирование, подчиняются территориальным
прокуратурам субъектов РФ.
28. Следственный комитет при
прокуратуре Российской Федерации.
Следственный комитет
РФ (СКП России) — бывший орган прокуратуры
РФ (ранее именовался как Следственный
комитет при Прокуратуре РФ), обеспечивавший
в пределах своих полномочий исполнение
законодательства Российской Федерации
об уголовном судопроизводстве.
Структура:
- Главное следственное управление Cледственного
комитета при прокуратуре РФ
- Следственные управления Следственного
комитета по субъектам Федерации и приравненных
к ним специализированных следственных
управлений, в том числе военных следственных
управлений Следственного комитета, а
также следственных отделов по районам,
городам и приравненных к ним специализированных
следственных отделов, в том числе военных
следственных отделов Следственного комитета.
Основные задачи:
- разработка мер по формированию государственной
политики в сфере исполнения законодательства
Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
- совершенствование нормативно-правового
регулирования в установленной сфере
деятельности;
- обеспечение законности при производстве
предварительного следствия и защиты
прав и свобод человека и гражданина;
- оперативное и качественное расследование
преступлений в соответствии с подследственностью,
установленной Уголовно-процессуальным
кодексом Российской Федерации;
- организация и осуществление в пределах
своих полномочий выявления причин и условий,
способствующих совершению преступлений,
принятие мер по их устранению;
- обеспечение в пределах своих полномочий
международно-правового сотрудничества
в сфере уголовного судопроизводства;
- возмещение ущерба, причиненного преступлениями.
Полномочия:
- запрашивать и получать в установленном
порядке от федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления муниципальных
образований, а также от организаций независимо
от их организационно-правовой формы документы,
справочные и иные материалы, необходимые
для принятия решений по вопросам, отнесенным
к установленной сфере деятельности;
- привлекать в установленном порядке
для выработки решений по вопросам, отнесенным
к установленной сфере деятельности, научные
и другие организации, ученых и специалистов,
в том числе на договорной основе;
- осуществлять функции государственного
заказчика и организовывать капитальное
строительство, реконструкцию и капитальный
ремонт объектов системы Следственного
комитета;
- формировать и вести федеральные учеты,
базы данных криминалистической, статистической
и иной информации, а также пользоваться
в установленном порядке федеральными
учетами, базами данных в этой области
федеральных органов исполнительной власти;
- взаимодействовать с органами государственной
власти иностранных государств и международными
организациями в установленной сфере
деятельности;
- учреждать в соответствии с законодательством
Российской Федерации печатные и электронные
средства массовой информации для опубликования
нормативных правовых актов, официальных
объявлений, размещения других материалов
по вопросам, отнесенным к установленной
сфере деятельности;
- учреждать в соответствии с законодательством
Российской Федерации нагрудные знаки
и почетные грамоты Следственного комитета;
- образовывать координационные, консультативные,
экспертные и совещательные органы (советы,
комиссии), в том числе межведомственные,
в установленной сфере деятельности.
29. Координации деятельности органов
прокуратуры в борьбе с преступностью.
Координация деятельности правоохранительных
органов по борьбе с преступностью
позволяет устранить разнобой и
пapaллeлизм в их работе, создать единый
фронт борьбы с любыми правонарушениями,
найти правильное сочетание методов воспитания
и убеждения со средствами принуждения
и наказания.
В соответствии со ст. 8 Федерального
закона «О прокуратуре Российской Федерации»
«Генеральный прокурор Российской Федерации
и подчиненные ему прокуроры
координируют деятельность по борьбе
с преступностью органов внутренних
дел, органов федеральной службы
безопасности, органов налоговой
полиции, органов таможенной службы
и других правоохранительных органов.
В целях обеспечения координации
деятельности правоохранительных органов
прокурор созывает координационные
совещания, организует рабочие группы,
истребует статистическую и другую
необходимую информацию, осуществляет
иные полномочия в соответствии с
положением о координации деятельности
по борьбе с преступностью, утвержденным
Президентом Российской Федерации».
В п. 2 ст. 8 Федерального закона
«О прокуратуре Российской Федерации»
определяются отдельные полномочия прокуроров
при осуществлении координации: созывать
координационные совещания; организовывать
рабочие группы; истребовать статистическую
и иную необходимую информацию. Этот перечень
неисчерпывающий. Закон устанавливает,
что прокурор осуществляет и иные полномочия
в соответствии с Положением о координации
деятельности правоохранительных органов
по борьбе с преступностью, утвержденный
Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г.
№ 567.
Важное значение в усилении
координирующей роли прокуратуры принадлежит
Приказу Генерального прокурора Российской
Федерации № 34 от 26.06.97 г. «Об организации
работы органов прокуратуры по борьбе
с преступностью». В Приказе Генеральный
прокурор РФ указывает:
- пресечение
и предупреждение организованной преступности
считать основным направлением деятельности
органов прокуратуры в борьбе с преступностью.
Прокурорам субъектов Российской Федерации
для осуществления надзора за исполнением
законов региональными управлениями по
организованной преступности МВД РФ по
месту их дислокации выделить специальных
прокуроров из числа наиболее квалифицированных
сотрудников;
- особое
внимание обращать на безусловное выполнение
законов, направленных на предупреждение
преступности среди несовершеннолетних,
и прежде всего ее организованных форм,
обеспечивать соблюдение всех процессуальных
особенностей расследования уголовных
дел в отношении подростков, активно использовать
свои полномочия для правовой защиты детства,
предупреждения безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
- принимая
участие в совместной с другими правоохранительными
органами деятельности по борьбе с преступностью,
сосредоточить усилия на обеспечении
раскрываемости и пресечении умышленных
убийств, бандитизма, терроризма, экономических
преступлений и коррупции, незаконного
оборота оружия и наркотиков. Бескомпромиссно
осуществлять уголовное преследование
должностных лиц, оказывающих содействие
криминальным структурам в преступной
деятельности;
- особое
внимание обращать на предупреждение
пьянства, наркомании, бродяжничества,
рецидивной преступности, нарушений порядка
приобретения и использования оружия,
безнадзорности несовершеннолетних и
своевременную передачу в правоохранительные
органы материалов о преступлениях. Вносить
предложения по укреплению правопорядка
в представительные (законодательные),
исполнительные органы и органы местного
самоуправления;
- при
осуществлении надзора за исполнением
законов и законностью правовых актов,
проведении проверок соблюдения финансового,
банковского, валютного, налогового, таможенного
и трудового законодательства обращать
внимание на выявление и предупреждение
уголовно наказуемых правонарушений.
Установив признаки состава преступления
в противоправном деянии, возбуждать уголовное
дело и организовывать его расследование;
- всей
своей работой способствовать формированию
правового сознания и правовой культуры
населения. Поддерживать возрождение
и создание не противоречащих законодательству
общественных объединений по охране правопорядка
и новые формы профилактики антиобщественного,
преступного поведения;
- решительно
противодействовать попыткам укрытия
преступлений от регистрации. Принимать
все меры к обеспечению своевременного
и качественного расследования и раскрытия
преступлений, к повышению эффективности
в работе следователей;
- обеспечивать
высокий уровень поддержания государственного
обвинения в судах, опротестование каждого
незаконного и необоснованного судебного
постановления, определения и приговора;
- при
проведении проверок соблюдения законности
и режима содержания в местах лишения
свободы принципиально реагировать на
выявленные нарушения. Особое внимание
обращать на соблюдение требований, относящихся
к режиму содержания организаторов и членов
преступных групп;
- всемерно
расширять и укреплять сотрудничество
с правоохранительными органами других
государств, наладить взаимодействие
с ними в раскрытии и расследовании транснациональных
преступлений, обеспечивать строгое и
неукоснительное исполнение международных
договоров и соглашений, регулярно анализировать
и обобщать практику исполнения международных
поручений о правовой помощи, принимать
необходимые меры к ее совершенствованию;
- прокурорам
субъектов Российской Федерации, приравненных
к ним военным и другим специализированным
прокурорам, прокурорам городов и районов,
другим территориальным, военным и иным
специализированным прокурорам улучшить
постановку информационно-аналитической
и методической работы, системно использовать
в этих целях статистические и иные данные,
материалы прокурорских проверок, уголовных,
гражданских и арбитражных дел, контролирующих
органов, а также материалы дел об административных
правонарушениях, результаты проверок
заявлений и жалоб граждан, научных исследований,
сообщений средств массовой информации
и другие сведения, характеризующие криминогенную
обстановку. Результаты анализа использовать
при подготовке предложений по усилению
борьбы с преступностью;
- в
целях совершенствования практики взаимодействия
всех отраслей надзора, обеспечения углубленного
и комплексного изучения проблем борьбы
с преступностью использовать постоянные
рабочие группы по основным направлениям
деятельности, а при необходимости в пределах
штатной численности создавать специальные
структурные подразделения;
- анализ
состояния преступности, условий и причин,
ей способствующих, проводить не реже
двух раз в год. По результатам анализа
принимать организационно-распорядительные
решения, вносить предложения по усилению
борьбы с преступностью;
- регулярно,
не реже одного раза в квартал, проводить
координационные совещания руководителей
органов внутренних дел, органов федеральной
службы безопасности, органов федеральной
службы налоговой полиции и органов таможенной
службы, с приглашением при необходимости
на них руководителей исполнительной
и представительной (законодательной)
власти, судов и других заинтересованных
ведомств. Разрабатывать и осуществлять
совместные меры по борьбе с преступностью.
30. Уполномоченный по правам
человека в Российской Федерации.
Уполномоченный по правам
человека в Российской Федерации
— должностное лицо, призванное осуществлять
контроль за соблюдением прав и свобод
человека в деятельности государственных
органов и должностных лиц. Данный институт
впервые в российской практике введён
Конституцией Российской Федерации 1993
г. (пунктом "е" ч.1 ст. 103), которая устанавливает,
что Уполномоченный по правам человека
назначается Государственной Думой и
действует в соответствии с федеральным
конституционным законом. Уполномоченный
при осуществлении своих полномочий независим
и неподотчётен каким-либо государственным
органам и должностным лицам.
Институт такого типа, существующий
в разных государствах мира, обобщённо
называется институтом омбудсмана, хотя
официальные названия должности в разных
странах различные.
Цели деятельности («Об Уполномоченном
по правам человека в Российской Федерации»
от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ):
- Уполномоченный по правам человека способствует
восстановлению нарушенных прав
- Совершенствует законодательство РФ
о правах человека и гражданина и приведению
его в соответствие с общепризнанными
принципами и нормами международного
права,
- Развивает международное сотрудничество
в области прав человека,
- Занимается правовым просвещением по
вопросам прав и свобод человека, форм
и методов их защиты.
Требования к кандидатуре: На
должность Уполномоченного назначается
лицо, являющееся Гражданином РФ, не моложе
35 лет, имеющее познания в области прав
и свобод человека и гражданина, опыт их
защиты. Уполномоченный назначается на
должность сроком на пять лет, считая с
момента принесения присяги. (на данный
момент должность занимает Владимир Петрович
Лукин)
Порядок рассмотрения жалоб: Уполномоченный
рассматривает жалобы граждан Российской
Федерации и находящихся на территории
Российской Федерации иностранных граждан
и лиц без гражданства на решения или действия
(бездействие) государственных органов,
органов местного самоуправления, должностных
лиц, государственных служащих, если ранее
заявитель обжаловал эти решения или действия
(бездействие) в судебном либо административном
порядке, но не согласен с решениями, принятыми
по его жалобе.
По результатам рассмотрения
жалобы Уполномоченный по правам человека
вправе:
- обратиться в суд с заявлением в защиту
прав и свобод, нарушенных решениями или
действиями (бездействием) государственного
органа, органа местного самоуправления
или должностного лица. а также лично либо
через своего представителя участвовать
в процессе в установленных законом формах;
- обратиться в компетентные государственные
органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного
или административного производства либо
уголовного дела в отношении должностного
лица, в решениях или действиях (бездействии)
которого усматриваются нарушения прав
и свобод человека и гражданина;
- обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством
о проверке вступившего в законную силу
решения, приговора суда, определения
или постановления суда либо постановления
судьи;
- изложить свои доводы должностному лицу,
которое вправе вносить протесты, а также
присутствовать при судебном рассмотрении
дела в порядке надзора;
- обращаться в Конституционный Суд Российской
Федерации с жалобой на нарушение конституционных
прав и свобод граждан законом, применённым
или подлежащим применению в конкретном
деле.