Шпаргалка по "Теории Государства и Права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 10:49, шпаргалка

Краткое описание

Норма права - это исходящее от государства и охраняемое общеобязательное, формально определенное правило поведения (непосредственно или в сочетании с другими нормами права) предоставляет участникам общественного отношения данного вида субъективные юридические права и налагает на них субъективные юридические обязанности. Юридическая норма - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно властного предписания и регулирующее общественные отношения

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по ТГП ГАК.doc

— 770.00 Кб (Скачать файл)

2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки:

1) недооцениваются социально-экономические  факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

2) выделяя большое количество  идеально-духовных факторов в  качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или  невольно), дали типологию не столько  государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия

    1. Источники права. Понятие и виды.

По виду регулируемых общественных отношений (по отраслям права):

а) источники конституционного права;

б) источники уголовного права;

в) источники гражданского права;

г) источники трудового права;

д) и др.

По субъектам правотворчества

Правотворчество (законотворчество) — деятельность, связанная с установлением, изменением и отменой норм права, о также признанием правовыми уже сложившихся правил поведения.

Субъектами правотворческой деятельности могут выступать:

а) государство — в лице своих органов;

б) негосударственные организации — если им предоставлено такое правомочие;

в) народ — при принятии конституций и законов на референдуме.

Нужно подчеркнуть, что государство не творит закон, а всего лишь формулирует его, основываясь на объективных законах функционирования общества.

По субъектам правотворчества выделяются следующие виды источников права:

1. Правовые обычаи

Правовые обычаи — обычаи, санкционированные (утвержденные) государством. Государство признает уже сложившиеся в обществе правила поведения и в дальнейшем обеспечивает их исполнение своей принудительной силой. Происходит это двумя способами:

а) в ходе судебной практики;

б) путем включения в закон.

2. Судебные и административные прецеденты

Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, обязательным при решении аналогичных дел. При этом вопрос о применении аналогии решается также судом.

В некоторых странах этот источник права является основным. Суд в этом случае становится правотворческим органом. При этом существуют две квалификации подобной деятельности суда: а) подтверждающая наличие правотворческой функции суда; б) утверждающая, что суд не занимается правотворчеством, а лишь формулирует нормы естественного права.

В советское время наличие такого источника права отрицалось, однако некоторые ученые полагали, что независимо от официальной позиции этот источник существует объективно — в практической деятельности судов.

В современной России правотворчество судов существует в ограниченной форме.

Административный прецедент — решение органа исполнительной власти по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, которое применяется при решении аналогичных дел.

3. Нормативные правовые акты

Нормативный правовой акт — это документ, который устанавливает, изменяет либо отменяет правовые нормы, и обладает следующими признаками:

а) рассчитан на многократное применение;

б) рассчитан на неопределенный круг лиц;

в) принят специальным уполномоченным органом (или на референдуме);

г) принят в специально установленном порядке.

Нормативный правовой акт как официальный документ обладает следующими обязательными реквизитами:

а) наименование вида акта (закон, указ и др.);

б) наименование органа, принявшего акт;

в) дата принятия документа и его регистрационный индекс;

г) заглавие акта;

д) текст акта, изложенного в виде последовательности статей, иногда разделенных на главы и разделы;

е) подпись управомоченного лица.

4. Нормативные договоры

Как и нормативный правовой акт, содержит нормы права общего характера, рассчитанные на многократное применение. В отличие от нормативного правового акта является результатом волеизъявления двух и более сторон.

Нормативный договор может быть как источником внутригосударственного права, так и источником международного права.

5. Другие источники права

а) правовые принципы — основные начала, исходные положения права — применяются в случаях, когда нет конкретной нормы, регулирующей данное или сходное общественное отношение.

Существуют не во всех правовых отраслях.

б) правосознание населения — одно из проявлений сознания, которое отражает правовую действительность сквозь призму должного, т. е. того, какой она должна быть.

По широте охвата различают следующие виды правосознания:

общественное — взгляды, теории, убеждения, которые распространены в данном обществе;

групповое — взгляды, теории, убеждения, которые отражают положение данной группы в обществе;

индивидуальное — содержит групповое правосознание, скорректированное личным жизненным опытом.

в) юридическая доктрина — система научных юридических знаний и основанных на них убеждений.

Юридическая доктрина была значимым источником права в Древнем Риме. В V в. до н. э. в специальном законе о цитировании утверждалось, что на труды пяти выдающихся римских ученых-юристов можно ссылаться как на закон.

    1. Классификация функций государства.

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.

Исходя из названных выше задач, можно выделить следующие функции государства на современном этапе:

Внутренние: 1) установление и охрана правового порядка, общественной безопасности, прав собственности, иных прав и свобод граждан; 2) экономическая; 3) культурная; 4) социальная; 5) экологическая.

Внешние: 1) поддержание мира и мирного сосуществования;

2) обеспечение делового  партнерства и сотрудничества; 3) защита государственного суверенитета  от внешнего посягательства.

К наиболее значимым признакам функций государства относятся:

1) устойчиво сложившаяся  предметная деятельность государства  в важнейших сферах общественной жизни;

2) непосредственная связь  между сущностной характеристикой  государства и его социальным  назначением, которая (связь) реализуется  в деятельности государства;

3) направленность деятельности  государства на выполнение крупных  задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) определенные формы  реализации функций государства (чаще всего правовые), связанные  с применением особых, в том  числе властно-принудительных,

    1. Кодификация как вид систематизации нормативно-правовых актов.

Кодификация предполагает внутреннюю переработку законов, их изменение, дополнение и т.д. Кодификация – это официально установленная переработка правового материала.

Кодификация охватывает как внешнюю, так и внутреннюю обработку актов. В ходе кодификационных работ осуществляется не только классификация нормативных актов, но и внесение в их содержание существенных изменений и дополнений, отменяются устаревшие принципы и нормы, создаются новые. Она может осуществляться только правотворческими органами государства и является разновидностью правотворчества.

Высшим уровнем систематизации является кодификация - она носит только официальный характер. В отличие от инкорпорации, кодификация осуществляется достаточно редко, она проводится тогда, когда возникает потребность в существенном обновлении или изменении в правовом регулировании больших сфер общественных отношений.

Суть кодификации заключается в разработке и официальном принятии сводного, единого акта, регулирующего большую обособленную сферу общественных отношений, с принятием этого акта отменяется вся масса нормативных актов, которые ранее действовали в этой сфере.

Начался новый этап кодификации российского права. Приняты две части Гражданского кодекса, Уголовный кодекс, готовятся к принятию такие кодексы как Уголовно-процессуальный, Налоговый и т.д. (предыдущий этап инкорпорация)

( см. ДОПОЛНИТЕЛЬНО) Инкорпорация основывается только на внешней систематизации или простой классификации нормативных актов по определенным тематическим признакам: предметному и (или) хронологическому. Консолидация представляет собой промежуточное звено, нечто среднее между кодификацией и инкорпорацией. В процессе консолидации несколько нормативных актов объединяются в один. При этом нормы права, включенные в прежние акты, излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия

    1. Материальные и процессуальные (процедурные) нормы права.

Норма права - признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

    1. Меры государственного принуждения. Понятие и виды.

Принуждение в праве выступает как правовое принуждение и в этом качестве обладает рядом специфических черт.

Во-первых, это гос. принуждение, под которым понимается внешнее воздействие на поведение, основанное на организованной силе государства и направленное на безусловное утверждение гос. воли.

Во-вторых, это разновидность гос. принуждения, ибо гос. принуждение м.б. не только правовым, но и выражаться в прямых, фактических актах принуждения, т.е. своего рода актах гос. насилия.

В-третьих, правовое принуждение отличает особая цель – оно всегда есть принуждение к осуществлению юрид. норм, предписаний права.

В-четв., правовое принуждение – это такое принуждение к осуществлению норм права, которое производится на законных, т.е. на правовых основаниях. Ведь и к выполнению юрид. предписаний можно принуждать незаконно. Напр., возлагать юрид. ответственность без достаточных на то оснований.

В-пятых, правовому принуждению свойственны определённые процедурные формы, в которых оно должно осуществляться, т.е. сам процесс осуществления правового принуждения д.б. регламентирован правом. Эти процедурные формы для разных случаев м.б. различными по степени своей сложности и развитости, но они должны быть. Так, в системе права существуют целые правовые отрасли, которые имеют лишь одно назначение – установить порядок, процедуру реализации правовых санкций. Это отрасли процесс. права – гражд. процесс. право, уголовно-процесс. право и др.

В государственный механизм входят законодательные органы, исполнительные органы, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы и т.п.).

Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов.

Юридическая ответственность - это предусмотренная санкцией правовой нормы мера государственного принуждения, в которой выражается государственное осуждение виновного в правонарушении субъекта и которая состоит в претерпевании им лишений и ограничений личного, имущественного или организационного характера

В любом случае юридическая ответственность - это способ реагирования государства на правонарушение, осуществление предусмотренных законом санкций. Привлечение к ответственности - одна из форм реализации права, а именно применение, поскольку здесь достигается та цель, на которую рассчитывал законодатель. Предписания права воплощаются в жизнь, реализуются, получают логическое завершение. Началом и основанием юридической ответственности является совершение правонарушения, преступления

    1. Место теории государства и права в системе общественных наук.

Теория права и государства существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории Государства и Права"