Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 20:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теории государства и права".
3) этические нормы;
4) нормы традиций и привычек;
5) деловые обыкновения;
6) правила этикета.
Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности:
1) предметом регулирования являются общественные отношения;
2) субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы.
Второй вид норм, действующих в обществе, – технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании.
Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов.
Особенности технических норм:
1) предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические;
2) субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника.
Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными.
Технико-социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям.
11. Правовая система общества;
Познание сущности и социальной природы права определяет нахождение общих черт, закономерностей, признаков, лежащих в основе функционирующих национальных систем права.
Понятие «национальная правовая система» – одно из самых обширных по содержанию и включает в себя всю без исключения совокупность правовых явлений и процессов, которые действуют в какой-либо отдельно взятой стране.
В каждой стране работает свое право – своя национальная (национально-государственная) система позитивного права, которая имеет свою специфику и индивидуальные черты.
Наряду с этим такие различные национальные системы права можно объединить в ряд групп (правовых общностей, типов). При этом каждая из этих групп включает в себя несколько «родственных» (близких по своему генезису и правовым характеристикам) национальных систем права.
Знаменитый французский юрист Р. Давид (эксперт в области сравнительного изучения права) такие группы однородных национальных систем позитивного права назвал «правовыми семьями», «семьями систем права». Эти названия обширно используются и в российской литературе.
Р. Давид в своей классификации различных национальных систем позитивного права (и их объединения в соответствующие «правовые семьи», «семьи систем права») отталкивается от двух критериев, анализируемых и учитываемых в их совокупности.
1. Юридико-технический критерий (структура действующего права, источники права, юридическая терминология, конструкции, концепции, правовые принципы, методы и практика работы юристов и т. д.).
2. Идеологический критерий (политические и экономические, философские принципы, мировоззрение и общественные идеалы, на которые опирается соответствующее национальное право).
Этот подход дает возможность понимать под национальной правовой системой исторически сложившуюся совокупность норм права отдельной страны, а также употребляемые в этой стране механизмы правотворчества, правореализации и государственного принуждения, которые призваны обеспечить подобающее функционирование действующих норм права.
На основе данных критериев была выдвинута следующая классификация «правовых семей современного мира»: 1) семья общего права; 2) романо-эманская правовая семья; 3) религиозные системы (мусульманское право); 4) семья социалистических систем права.
Закон признается правовым настолько, насколько он соответствует, формирует и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не основывает право.
Законы могут оказывать воздействие на интуитивное право человека, на процессы развития его воли. Однако они не всегда преобладают в принимаемых индивидуумом решениях. Каждая личность может принимать во внимание прочие социальные нормы и действовать поперек установлениям официального права.
Требование законности, другими словами, неукоснительного исполнения действующих нормативно-правовых актов касается всех без исключения государственных органов, должностных лиц, иных субъектов конкретных правоотношений. К лицам, не выполняющим предписания законов, будут применены меры государственного принуждения.
Правовая система– это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, с помощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.
Структура правовых систем:
1) правосознание;
2) правовая идеология;
3) правовая культура;
4) право;
5) законодательство (религиозные трактаты!);
6) правоотношения;
7) правопорядок;
8) юридическая практика и т. д.
Признаки, характеризующие элементы
структуры правовой системы:
1) неоднородность;
2) различие по назначению, удельному весу, степени самостоятельности, функциональной направленности;
3) удовлетворение современных регулятивных потребностей общества;
4) отражение состава юридических явлений;
5) выявление наиболее целесообразных связей, которые возникают между юридическими явлениями;
6) отражение динамики взаимодействия юридических явлений в процессе выполнения своего функционального назначения;
7) функциональная взаимосвязь;
8) вхождение в единую взаимосогласованную систему и т. д.
Элементы структуры! правовой системы могут обладать национальными, культурно–бытовыми, религиозными и иными особенностями того государства, на территории и в границах которого сложилась конкретная правовая система.
Классификация правовых систем:
1) национальная правовая система – это конкретная, историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Национальная правовая система призвана обслуживать потребности конкретного государства и его населения.
Содержание национальной правовой системы могут определять либо правовая идеология, либо юридическая практика, либо законодательство, либо религиозные трактаты;
2) правовая семья– это совокупность нескольких родственных национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, его структуры и исторического пути формирования.
Виды правовых семей:
а) англосаксонская (система общего права);
б) романо–германская (система континентального права);
в) традиционная (система обычного права);
г) религиозная (религиозные системы мусульманского права и индусского права);
3) группа правовых систем– группа, находящаяся в рамках той или иной конкретной правовой семьи (романо–германская правовая семья – романское, каноническое и германское право; славянская – российское и западнославянское право и т. д.).
Англосаксонская правовая семья– система общего права, которая объединяет национально–правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.
Структура англосаксонской правовой семьи:
1) общее право;
2) «право справедливости»;
3) статутное право.
Основной источник системы общего права– правовой прецедент.
Вспомогательные и дополнительные источники права– статутное право и юридические обычаи.
Основатель права в англосаксонской правовой семье– суд.
Романо–германская правовая семья– система континентального права, которая объединяет правовые системы Германии, Италии, Франции, Испании, Австрии, Швейцарии и др.
Основной источник системы континентального права– писаное право, которое выражается в юридических нормах, сформулированных в законодательных актах государства. Появляются конституции, которые обладают высшей юридической силой и возглавляют правовые системы.
Большое значение приобретают кодифицированные нормативные акты и подзаконные нормативные акты.
Вспомогательные и дополнительные источники права– правовой обычай и юридический прецедент.
Традиционная правовая семья– система обычного права, которая объединяет национально–правовые системы некоторых стран Дальнего Востока (Японии, Китая) и Африки.
Основной источник системы обычного права– обычай, содержащий семейно–быто–вые, религиозные, моральные и юридические требования, которые признаются государством и отличаются спецификой конкретного региона.
Религиозная правовая семья– система права, которая объединяет религиозные системы мусульманского права (в Иране, Ираке и т. д.) и индусского права (в Индии, Малайзии и т. д.).
Системы мусульманского права и индусского права относительно самостоятельны и непосредственно связаны с религиозными вероучениями (ислам и индуизм).
Основные источники мусульманского права:
1) Коран– священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета;
2) Сунна– мусульманское священное предание о высказываниях и жизни пророка;
3) Иджма– соглашение мусульманского сообщества о толковании норм ислама;
4) Кияс– современный комментарий к исламу, который восполняет пробелы в религиозных нормах.
Основные источники индусского права:
1) Дхармашастры– религиозные правила поведения и древние законы;
2) Веды– священные тексты брахманизма;
3) Законы Ману– собрание правил, которые регламентируют поведение в частной и общественной жизни.
Творец права в религиозной правовой семье– Божественная сила и обычай, которые требуют неукоснительного соблюдения провозглашенных правил поведения.
12. Теория права и государства и ее место в системе юридических наук;
Теория государства и права является базовой юридической наукой и по праву занимает ведущую роль в системе правоведения. Рассматривая соотношение теории государства и права с другими юридическими науками, следует, прежде всего, отметить, что наиболее тесно теория связана с историей государства и права, а также с историей политических и правовых учений. Объединяет эти науки, прежде всего, то обстоятельство, что все они предполагают комплексное всестороннее изучение государственно-правовых систем, рассматриваемых в динамике исторического развития. Говоря об отличительных чертах необходимо выделить целый ряд обстоятельств. Во-первых, теория государства и права характеризует государственно-правовые системы как обобщенно-абстрактные конструкции, при этом для теоретика не имеет существенного значения, существует ли данная система в реальности, либо же в качестве предмета изучения берется теоретическая модель. В свою очередь история государства и права рассматривает возникновение и развитие на различных исторических этапах реальных государственных институтов и правовых механизмов. Что же касается истории политических и правовых учений, то эта наука исследует теоретические взгляды, концепции, доктрины, посвященные идеальным моделям государства и права. Во-вторых, теория государства и права, являясь методологической наукой, «вооружает» исследователя познавательным инструментарием, позволяет уяснить сущность и содержание основных приемов и способов юридического мышления, раскрывает значение наиболее важных принципов юридической техники. Таким образом, говоря о месте и роли теории государства и права в системе юридических наук, нужно сказать о том, что: - теория государства и права является базовой (понятийно-категориальной) основой для всех юридических наук, так как содержит информацию об основных юридических понятиях, категориях, институтах. Полученные при изучении теории знания впоследствии конкретизируются в отраслевых и прикладных юридических науках (например абстрактное понятие нормы права приобретает реальное содержание в рамках уголовного, конституционного, гражданского права, где речь идет о соответствующих этим отраслям юридических нормах); - теория государства и права является методологической юридической наукой. |
Государство и право– объект изучения многих юридических и гуманитарных наук, в том числе и теории государства и права. Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук, так как основным для нее является исследование государства и права.
Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.
Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение,так как в отличие от историко–правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно–правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы. В отличие от отраслевых юридических наук и независимо от времени и пространства теория государства и права обобщает отраслевые юридические знания, определяет их взаимосвязь, устанавливает юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются.
Теория государства и права – обобщающая наука, поскольку для отраслевых юридических наук (гражданского, уголовного, трудового, административного права и т. д.) она имеет руководящее и координирующее значение.
Теория государства и права также тесно взаимосвязана с такими гуманитарными науками, как:
1) история,которая изучает государство и право в хронологической последовательности, учитывая при этом конкретные государственно–правовые явления и исторические процессы. Взаимосвязь теории государства и права с историей проявляется в использовании конкретных явлений, процессов и данных истории как науки в целом;
2) философия,которая является методологической основой теории государства и права, так как возникновение, развитие и сущность права познаются на основе законов общественного развития. Философия определяет место и роль государственно–правовых явлений в общем историческом процессе;
3) экономическая теория,которая исследует экономические законы развития общественной жизни и влияние государственно–правовых явлений на экономику;
4) политология,изучающая влияние государства и права на политическую среду, политику и политические системы, тесно соприкасаясь с теорией государства и права, которая исследует место и роль государства и права в политической системе общества
ТГП ~ Философия:
ТГП широко использует философские категории и всеобщие понятия, выработанные в течение многих столетий представителями этой науки.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"