Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:19, шпаргалка

Краткое описание

Теория государства и права изучает государство и право в наиболее общем виде. Она изучает наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Как отрасль науки она имеет свои функции. Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

Содержание

1. Предмет и метод теории государства и права
2. Функции теории государства и права
3. Соотношение и взаимосвязь государства и права
4. Причины и формы возникновения государства
5. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя
6. Соотношение общества и государства
7. Государственная власть как особая разновидность социальной власти
8. Понятие и определение государства
9. Признаки государства. Отличие его от других организаций и учреждений
10. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы
11. Правовое государство: понятие и принципы формирования
12. Разделение властей – принцип организации и деятельности правового государства
13. Понятие и элементы формы государства
14. Соотношение типа и формы государства
15. Форма государственного правления: понятие и виды
16. Форма государственного устройства: понятие и виды
17. Политический режим: понятие и виды
18. Место и роль государства в политической системе общества
19. Понятие и классификация функций российского государства
20. Характеристика основных внутренних функций российского государства
21. Характеристика основных внешних функций российского государства
22. Формы осуществления функций государства
23. Механизм государства: понятие и структура
24. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
25. Орган государства: понятие, признаки, виды
26. Понятие, сущность и определение права
27. Понятие права: объективный и субъективный смысл
28. Принципы права: понятие и виды
29. Соотношение экономики, политики и права
30. Функции права: понятие и классификация
31. Понятие и структура правосознания
32. Правовая культура: понятие и структура
33. Правовая система общества: понятие и структура. Соотношение права и правовой системы
34. Социальные и технические нормы, их особенность и взаимосвязь
35. Соотношение права и морали
36. Понятие нормы права. Отличие правовых и социальных норм
37. Представительно-обязывающий характер правовых норм
38. Эффективность правовых норм
39. Структура нормы права
40. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм
41. Классификация норм права
42. Понятие и виды форм права. Источники права
43. Правотворчество: понятие, принципы, виды
44. Понятие и виды нормативно-правовых актов
45. Отличие нормативно-правового акта от акта применения норм права
46. Закон в системе нормативно-правовых актов
47. Основные стадии законодательного процесса в РФ
48. Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц
49. Систематизация нормативных актов: понятие, виды
50. Понятие и структурные элементы системы права
51. Частное и публичное право
52. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли
53. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права
54. Институт права: понятие и виды
55. Соотношение системы права и системы законодательства
56. Понятие и основные принципы законности
57. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка, демократии
58. Гарантии законности: понятие и виды
59. Понятие и виды дисциплины. Соотношение дисциплины с правопорядком, общественным порядком, законностью
60. Стадии процесса применения норм права
61. Юридические коллизии и способы их разрешения
62. Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды
63. Толкование права: понятие и виды по субъектам
64. Акты официального толкования: понятие и виды
65. Способы и объем толкования правовых норм
66. Пробелы в праве и способы их преодоления
67. Юридическая практика
68. Правовое отношение: понятие и признаки
69. Предпосылки возникновения правоотношений
70. Взаимосвязь нормы права и правоотношения
71. Понятие и виды субъектов правоотношений
72. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность
73. Правовой статус личности: понятие и структура
74. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и структура
75. Объект правоотношения
76. Понятие и классификация юридических фактов
77. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы
78. Правомерное поведение: понятие, виды, мотивация
79. Понятие, признаки и виды правонарушений
80. Юридический состав правонарушения
81. Понятие и признаки юридической ответственности
82. Презумпция невиновности
83. Правовой нигилизм: понятие, источники, формы
84. Основные теории происхождения государства
85. Социологическая школа права
86. Естественно-правовая теория
87. Историческая школа права
88. Психологическая теория права
89. Нормативистская школа права
90. Юридическая техника

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по теории государства и права_Зубанова С.Г_2010 -64с.doc

— 753.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:

1) централизованные (власть на местах формируется из представителей центра);

2) децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;

3) смешанные;

4) региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией.

Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.

Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.

Признаки федерации:

1) наличие самостоятельности у субъектов государства;

2) союзное государство;

3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;

4) двухканальная система выплаты налогов.

В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие  виды федераций:

1) национально-государственная;

2) административно-территориальная;

3) смешанная.

В зависимости от юридической основы различают федерации:

1) договорные;

2) конституционные.

Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:

1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;

2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;

3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.

Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

17. Политический режим: понятие и виды

 

Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.

Существуют следующие  виды политического режима:

1) авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

2) переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;

3) демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.

Признаки авторитарного  политического режима:

1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;

2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;

4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата;

5) доминирование противоправных решений.

Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:

1) деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

2) тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

3) тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

4) конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

Признаки демократического политического режима:

1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

3) полное подчинение государства праву;

4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.

Выделяют также следующие виды демократического политического режима: 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.

18. Место и роль государства в политической системе общества

 

Политическая система  общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера.

Политическая система имеет следующую структуру:

1) субъекты политической системы;

2) политическое сознание – теории, убеждения, которые определяют осуществление политической деятельности;

3) политические отношения, которые появляются между субъектами в процессе осуществления государственной власти;

4) политическая деятельность, направленная на функционирование, развитие политической системы;

5) политические и правовые нормы, правила поведения, которые регулируют самые важные отношения в процессе организации и реализации политической власти;

6) политическая культура, которая представляет собой систему ценностей, применяемую для регулирования функционирования внутри системы.

Субъектами политической системы являются: 1) государство; 2) политические партии; 3) общественные организации и объединения; 4) политические движения; 5) церковь; 6) органы местного самоуправления.

Функции политической системы: 1) выработка целей развития общества, планирование; 2) определение стратегического развития общества; 3) политическая интеграция общества; 4) регулирование политических процессов; 5) соблюдение интересов разных социальных групп общества; 6) создание единого влияния на социально важные отношения.

Виды политических систем: 1) распределительные, которые характеризуются распространением власти государства на все сферы общественной жизни и определением в ведении государства процесса создания и распределения произведенного национального продукта; 2) рыночные, которые опираются на свободное предпринимательство и товарно-денежное распределение материальных и духовных благ. Государство же призвано обеспечивать лишь координацию совместной работы субъектов, не затрагивая их самостоятельность в производственной деятельности; 3) смешанные.

Государство – это орган власти, который активно использует санкции наказания и поощрения за нарушение или исполнение установленных правовых норм, правил, установленных обществом. В политической системе общества государство занимает ведущее место. Оно призвано организовывать управление обществом. Государство является силой, которая объединяет общество, разделенное на этнические и культурные, профессиональные группы, классы. Государство имеет характерные признаки, а именно:

1) является единственным официальным представителем всего населения в территориальных географических границах;

2) обладает суверенитетом;

3) имеет специальный государственный управленческий аппарат, который призван обеспечить последовательную реализацию его воли и задач;

4) специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат;

5) обладает монополией на правотворчество. Все издаваемые законы имеют обязательный характер для всех граждан, регламентируют деятельность самого государства.

Теоретические и практические поиски людей направлены на создание таких  отношений между государством и  политической системой, когда они были бы не враждебными, а взаимодополняющими.

19. Понятие и классификация функций российского государства

 

Функцией государства считают  направление его деятельности по решению вставших перед ним задач. Функции – это то, чем занимается государство. В функциях определяется сущность государства, его социальное назначение, направления, в которых государство осуществляет управление обществом.

Отличие функций государства от его целей и задач. В учебной  и научной литературе также разрабатываются понятия «задачи Российского государства», «функции Российского государства». Полагают, что задачи государства – это устанавливающий элемент, постановка перед государством и обществом задач, которые создают необходимость реализации соответствующих функций.

Функции Российского  государства – это характер и направленность государственной деятельности, которая имеет решающее влияние на всю структуру государственного аппарата. В результате исходным, ключевым подходом к изучению государства необходимо считать такой, который исследует его с точки зрения направлений деятельности. Изменения в функциях государства ведут к изменениям в целом в структуре государственного аппарата.

Функции государства отличаются от функций органов государственной  власти, которые специально созданы для отдельного вида деятельности. Таким образом, функции охватывают деятельность государства в целом.

Многообразные функции Российского  государства можно классифицировать по разным основаниям:

1) отталкиваясь от длительности осуществления ими той или другой деятельности, функции государства можно разделить на постоянные (которые государство реализует в течение всего развития) и временные (носят краткосрочный характер, перестают действовать после решения конкретной задачи);

2) по значимости – основные и вспомогательные. С помощью первых реализуются наиболее важные направления государства, исполнение основных стратегических целей и задач;

3) учитывая направленность государственной деятельности, – общесоциальные и классовые;

4) в зависимости от сферы государственной деятельности – внутренние и внешние.

В современной юридической литературе распространена единая классификация  функций государства вне зависимости  от его типа и сферы деятельности, а именно:

1) экономическая функция – направленная на обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в частности через организацию общественных работ, охрану существующих форм собственности, планирование производства, организацию внешнеэкономических связей и др.;

2) политическая функция – связана с обеспечением государственной и общественной безопасности, национального и социального согласия, сдерживание сопротивления противоборствующих социальных сил, охраной суверенитета государства от внешних посягательств и т. д.;

3) социальная функция – согласно ей государство осуществляет охрану прав и свобод населения или определенной его части, осуществляет меры по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию достойного уровня жизни населения, соблюдению необходимых условий труда и т. п.;

4) идеологическая функция – поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.

20. Характеристика основных внутренних функций российского государства

 

Внутренние функции  государства – это направления деятельности государства, которые связаны с решением задач внутреннего развития общества.

К числу внутренних относятся  функции:

1) экономическая – реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу. Объектами данной деятельности становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном. Действующая Конституция предписывает государству обеспечивать свободу экономической деятельности в Российской Федерации и поддерживать добросовестную конкуренцию, исключая монополизацию. Конституция также провозглашает равенство и защиту всех форм собственности в стране. Для экономической системы Российской Федерации свойственно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности проводится различными правовыми нормами, главное место среди которых принадлежит конституционным нормам;

2) финансовая – осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции Российского государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию;

3) социальная – речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи. В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная функция Российского государства направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Значение социальной функции государства в настоящее время весьма велико;

4) политическая – данная функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти;

5) экологическая – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов. Содержание экологической политики Российского государства составляет деятельность по разработке наиболее рационального режима природопользования, по переоснащению предприятий с точки зрения их экологической безопасности;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"