16.Конфедерация
как форма объединения государств. Согласно традиционному подходу, конфедерация
(от лат. «союз») - фоpма госyдаpственного
yстpойства, пpи котоpой госyдаpства, обpазyющие
конфедеpацию, полностью сохpаняют свою
независимость, имеют собственные оpганы
госyдаpственной власти и yпpавления. Вместе
с тем, они создают специальные объединенные
оpганы для кооpдинации действий в опpеделенных
целях (военные, внешнеполитические). Конфедерация
выступает как фоpма союза госyдаpств, сохpаняющих
сyвеpенитет в полном объеме. Исторически
эта форма сложилась вместе с федерацией,
но на практике встречалась и встречается
крайне редко. Таким образом, конфедерация
представляет собой союз независимых
государств, которые объединяются на основании
договора о координации действий по ограниченному
кругу вопросов, чаще всего в области обороны,
внешней политики, единой системы почтовой
связи и таможенных тарифов, но при этом
полностью сохраняют свой суверенитет,
членство в ООН и других международных
организациях. Органы конфедерации обычно
не имеют прямой власти по отношению к
образующим ее государствам и в большинстве
случаев принимают свои решения на основе
консенсуса между заинтересованными сторонами,
причем фактически эти решения вступают
в силу лишь после их ратификации органами
власти соответствующих государств. Единой
правовой, а также налоговой системой
конфедерация, как правило, не обладает,
однако может создавать единое экономическое
пространство, вводить единую валюту и
институт единого гражданства.
17.Государственно-политический
режим: понятие и виды. Характеризуется методами осуществления
политической власти, степенью политической
свободы в обществе, состоянием правового
статуса личности. Политический режим
характеризуется как демократический,
авторитарный или тоталитарный.2. Демократический
режим (демократия). Демократия - такая
организация государства, при которой
единственным источником власти признаётся
народ, власть осуществляется по воле
и в интересах народа. Демократические
режимы складываются в правовых государствах,
для демократического режима характерно
признание и защита прав и свобод человека
и гражданина, невмешательство государства
в частную жизнь граждан без необходимости.
Для демократических режимов характерны
также идеологическое многообразие, политическое
многообразие (многопартийность), разделение
властей, организация местного самоуправления,
многоукладная экономика с различными
формами собственности, рыночные отношения.
В некоторых источниках выделяется ещё
и либеральный (полудемократический) режим,
он основывается на сведении до минимума
вмешательства государства в жизнь граждан
и общества. Он обладает признаками демократического
режима лишь частично, но и антидемократическим
его однозначно назвать нельзя. 3. Авторитарный
режим. Для недемократических режимов
характерно ущемление прав человека, власть
не формируется и не контролируется народом.
Авторитарный режим более мягкий по сравнению
с деспотизмом и тоталитаризмом, однако
при нём личность не пользуется всеми
правами и свободами, хотя они и провозглашаются,
власть не подчиняется праву, не формируется
и не контролируется народом, выборы проводятся
формально, управление чрезмерно централизовано
и опирается на аппарат принуждения, включая
внесудебные методы расправы. Оппозиция
не допускается, хотя могут существовать
различные политические силы. 4. Тоталитарный
режим. Тоталитаризм является всеохватывающей
властью, государство вмешивается во все
сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм
основывается на официальной религии
или на официальной идеологии, характеризуется
крайним центризмом, вождизмом, действует
только правящая политическая сила, оппозиция
не допускается, насилие носит характер
террора. Фашизм представляет собой разновидность
тоталитаризма, основанную на националистической
или расистской идеологии, возведённой
в ранг государственной. Деспотический
режим характеризуется полным бесправием
подданных, жестоким подавлением любого
возмущения, как правило, опирается на
религию, он характерен для абсолютной
монархии, воля деспота проявляется как
самовластие и самодурство. Тирания как
разновидность деспотизма представляет
собой угнетение завоёванных народов.
5. Анархия. Анархию можно определить как
отсутствие политического режима, безвластие.
Такое состояние возможно, как правило,
в течение непродолжительного времени,
при упадке государства и катастрофическом
снижении роли государственной власти
или противостоянии политических сил,
претендующих на её осуществление, такое
состояние характерно для периода больших
потрясений (революций, гражданских войн,
оккупации).
18.Понятие механизма
и аппарата государства. Принципы организации и деятельности
аппарата современных государств. под
государственным аппаратом понимается
совокупность органов и учреждений посредством
которых реализуется управленческая и
обеспечительно - распорядительная функция.
Механизм (аппарат) государства - это система
специальных органов, с помощью которых
государство осуществляет возложенные
на него задачи и функции. Структурными
элементами механизма государства являются
государственный аппарат под которым
понимается система государственных органов,
наделенных властными полномочиями для
осуществления государственной власти,
а также государственные учреждения, предприятия
и государственные служащие. Основными
признаками механизма государства являются
следующие: механизм государства - это
целостная система государственных органов,
основанная на единстве принципов его
организации и деятельности; механизм
государства состоит из особой группы
людей, профессионально подготовленных
и осуществляющих управление обществом
на постоянной основе; органы государства
при выполнении возложенных на них функций
и задач тесно взаимодействуют между собой;
каждый элемент механизма (органы государства)
обеспечивает эффективное функционирование
государства в целом; для осуществления
задач и функций государства органы государства
обладают необходимыми материальными,
информационными, организационными средствами,
включая и применение мер государственного
принуждения. Основными принципами механизма
государства являются: Принцип разделения
властей; Принцип гласности и открытости
в деятельности государственного аппарата;
Принцип представительства интересов
граждан во всех звеньях государственного
аппарата; Высокий профессионализм и компетентность
государственных органов, способных на
высоком научном уровне решать основные
вопросы государственной жизни в интересах
населения страны: принцип демократизма
в формировании и деятельности государственных
органов;
принцип законности, научности,
правовых начал в деятельности всех составных
частей механизма государства
19.Орган государства:
понятие, признаки, виды. Государственный служащий: понятия,
виды. Государственный орган - это структурный
элемент механизма государства, обладающий
властными полномочиями в определенных
областях и сферах государственной деятельности.
Основными признаками, отличающими государственные
органы от государственных учреждений
и негосударственных органов, являются:
наличие у каждого органа государства
государственно-властных полномочий;
органы государства образуются в законодательном
порядке (т.е. их деятельность осуществляется
строго на правовой основе); каждый орган
государства наделен определенными полномочиями,
является частью механизма государства
и тесно взаимосвязан с иными органами;
орган государства обладает своей структурой,
внутренним устройством и состоит из должностных
лиц и государственных служащих, которые
связаны друг с другом должностными полномочиями,
правами и обязанностями; орган государства
имеет собственную материальную базу
(т.е. финансируется из федерального бюджета);
в деятельности органов государства находят
свое выражение задачи и функции государства.
виды государственных органов. Представительные
(законодательные) органы. Верховная Рада
Украины, которые обсуждают и принимают
законы; осуществляют контроль и надзор
за деятельностью Правительства и подчиненных
ему органов; принимают бюджет страны,
а также дают политическую оценку действиям
должностных лиц вплоть до привлечения
их к политической ответственности (выражение
недоверия). Исполнительно-распорядительные
органы. Кабинет министров Украины, организуют
деятельность и исполнение законов и подзаконных
нормативно-правовых актов нижестоящими
органами исполнительной власти. Судебные
органы осуществляют правосудия по гражданским,
уголовным делам, делам об административных
правонарушениях, рассматривают жалобы
и заявления граждан на неправомерные
действия органов государственной власти
и их должностных лиц Государственными
органами также являются и правоохранительные
органы, наделенные государственно-властными
полномочиями. К ним относятся: органы
прокуратуры, органы внутренних дел, федеральная
служба безопасности, внешней разведки,
Федеральная налоговая служба, таможенные
органы и др. Основными принципами, которыми
руководствуются в своей деятельности
органы государства, являются: принцип
разделения властей (т.е. самостоятельное
функционирование каждой ветви власти
в целях исключения произвола в их деятельности);
принцип гласности (информирование населения
о деятельности государственных органов);
принцип законности (строгое и неукоснительное
соблюдение Конституции, законов и подзаконных
нормативно-правовых актов всеми органами
государства); принцип приоритета прав
и свобод человека и гражданина (все органы
государства обязаны признавать, соблюдать
и защищать их права и свободы); принцип
профессионализма (в государственных
органах должны работать квалифицированные
специалисты, которые гарантировали бы
высокий уровень и качество их работы).
20.Понятие и
основные черты гражданского
общества. Гражданское общество — самостоятельные
и независимые от государства области
жизни человека, в задачи которых входит
обеспечение условий для самореализации
отдельных индивидов и коллективов.Гражданское
общество – общество экономически независимых
граждан, обладающих личной свободой,
охраняемой государством и правом, активно
участвующих в решении проблем жизни общества
и государства и воздействующих с помощью
общественных структур. Основой гражданского
общества являются независимые общественные
государства. Это сферы абсолютной свободы
частных лиц в отношениях друг с другом,
реализующих частные интересы и осуществляющих
индивидуальный выбор. Упраздняется единство
политики, идеологии и религии, утверждается
раздвоение общественного и частного,
общества и государства, права и морали,
религиозного и светского. В тоталитарных
государствах таких областей жизни практически
не существует, там государства устанавливают
правила о том, как должен быть одет человек,
сколько детей разрешено иметь в семье,
каким образом человеку проводить свободное
время. Элементы гражданского общества.
Граждане Украины могут свободно объединяться
в политические партии и движения, группы
и объединения, которые не обязательно
должны быть связаны с политикой, например,
ассоциации художников, спортивные клубы,
религиозные объединения; профсоюзы; кооперативные
организации; общества защиты природы;
благотворительные организации и фонды;
молодежные движения; клубы; творческие
союзы; общества защиты потребителей;
движение солдатских матерей и др. Группы
людей, объединенных сходными интересами,
часто называют группами интересов. Ассоциации
и организации (частные, акционерные предприятия,
профессиональные объединения) создаются
в основном для удовлетворения базовых
потребностей в пище, одежде, жилье. Такие
объединения как церковь и творческие
союзы удовлетворяют потребности в общении
и вере, знаниях и информации. Партии и
политические движения реализуют потребности
граждан в политической деятельности.
21.Соотношение
государства и гражданского общества. Как государство не может существовать
без гражданского общества, так и гражданское
общество немыслимо без государства. Гражданское
общество и государство представляют
собой единство и борьбу противоположностей.
Каким бы деспотическим, тираническим,
всесильным ни было государство, его фундамент
все равно составляет гражданское общество
- пусть урезанное, ограниченное, задавленное.
При всем желании ни один политический
строй или режим не в состоянии свести
на нет частную жизнь граждан, которая
в своих разнообразных проявлениях и составляет
то, что мы называем гражданским обществом.
Вот почему нельзя устранить гражданское
общество, не устраняя одновременно самого
государства. В свою очередь, устранение
государства превращает гражданское общество
в ничем не связанную совокупность индивидов,
что приводит к воцарению полной анархии.
Исторически государство и гражданское
общество родились одновременно: первое
выражало общий родовой интерес общности,
второе - частный, личный интерес индивидуумов,
причем эти интересы редко уживались мирно.
Мотивы образования государства были
предельно просты. Чтобы общество не впало
в состояние полной анархии и вследствие
этого не распалось и не погибло, понадобилась
система общепризнанных и гарантированных
силой и принуждением норм поведения,
которые очерчивали бы границы дозволенного,
сферы действия частного интереса и пределы
допустимой и безопасной для общества
свободы. Определенный порядок и безопасность
- эту первую потребность человека в общественном
состоянии - как раз и призвано обеспечивать
государство. Порок и зло, из которых множество
людей извлекает выгоду, распространяются
сами собой; но то, что полезно для всего
общества, почти никогда не осуществляется
без принуждения. Поэтому ни одно общество
не может существовать без власти и силы,
а следовательно, и без законов, умеряющих
и сдерживающих страсти и необузданные
порывы людей. Государство существует
не для создания рая на земле, а для того,
чтобы не дать ей превратиться в ад. Предпосылки
же этого ада лежат именно в гражданском
обществе и составляющих его добропорядочных
обывателях, к коим все мы имеем честь
принадлежать
22.Понятие и
признаки социального государства. Социальное государство —- это государство,
стремящееся к обеспечению каждому гражданину
достойных условий существования, социальной
защищенности, соучастия в управлении
производством, а в идеале примерно одинаковых
жизненных шансов, возможностей для самореализации
личности в обществе. Деятельность такого
государства направлена на всеобщее благо,
утверждение в обществе социальной справедливости.
Оно сглаживает имущественное и иное социальное
неравенство, помогает слабым и обездоленным,
заботится о предоставлении каждому работы
или иного источника существования, о
сохранении мира в обществе, формировании
благоприятной для человека жизненной
среды. Признаки социального государства.
Становление социального государства
- это процесс не только экономический
и политический, но и процесс нравственный,
требующий «человеческого» измерения.
условиями существования социального
государства и его характерными признаками
являются: 1. Демократическая организация
государственной власти. 2. Высокий нравственный
уровень граждан и прежде всего -- должностных
лиц государства. 3. Мощный экономический
потенциал, позволяющий осуществлять
меры по перераспределению доходов, не
ущемляя существенно положения собственников.
4. Социально ориентированная структура
экономики, что проявляется в существовании
различных форм собственности со значительной
долей собственности государства в нужных
областях хозяйства. 5. Правовое развитие
государства, наличие у него качеств правового
государства. 6. Существование гражданского
общества, в руках которого государство
выступает инструментом проведения социально
ориентированной политики. 7. Ярко выраженная
социальная направленность политики государства,
что проявляется в разработке разнообразных
социальных программ и приоритетности
их реализации. 8. Наличие у государства
таких целей, как установление всеобщего
блага, утверждение в обществе социальной
справедливости, обеспечение каждому
гражданину: а) достойных условий существования;
б) социальной защищенности; в) равных
стартовых возможностей для самореализации
личности. 9. Наличие развитого социального
законодательства (законодательства о
социальной защите населения, например
Кодекса социальных законов, как это имеет
место в ФРГ). 10. Закрепление формулы «социальное
государство» в конституции страны.
23.Понятие и
признаки правового государства. Правовое государство - государство,
в котором обеспечено верховенство права
и верховенство закона, равенство всех
перед законом и независимым судом, признаются
и гарантируются права и свободы человека,
а в основу организации государственной
власти положен принцип разделения властей.
3. Основные признаки правового государства.
1) Верховенство (господство, приоритет)
права. В правовом государстве праву подчиняются
не только граждане и организации, но и
само государство, деятельность государственных
органов основывается на нормах права.
При этом законы и другие правовые акты
должны быть правовыми, то есть должны
соответствовать основным принципам права
(приоритету прав человека, справедливости,
демократичности, гуманности, разумности).
2) Верховенство закона. Законы, (правовые
акты, принимаемые в установленном порядке
законодательным органом или непосредственно
народом), регулируют наиболее важные
общественные отношения, обладают наибольшей
юридической силой в системе права, другие
нормативные правовые акты являются подзаконными
и не могут противоречить закону. Закон
должен быть преградой для произвола.
Кроме того, в системе законодательства
обычно выделяется Конституция - основной
закон, обладающий высшей юридической
силой, поэтому правовое государство -
это, как правило, конституционное государство.
3) Разделение властей - распределение
компетенции и государственно-властных
полномочий между тремя основными ветвями
власти (законодательной, исполнительной
и судебной) и государственными органами,
причём властные полномочия должны быть
сбалансированы между государственными
органами и "ветвями власти", исключается
сосредоточение всех полномочий или большей
их части в ведении единого государственного
органа либо должностного лица, что может
повлечь произвол и беззаконие. Организация
и деятельность государственной власти
в правовом государстве основывается
на принципе разделения властей, причём
независимые "ветви власти" могут
сдерживать, уравновешивать, контролировать
друг друга, это так называемая "система
сдержек и противовесов". Для правового
государства особое значение имеет сильная
и независимая судебная власть, она играет
решающую роль в обеспечении верховенства
закона, прав и свобод человека. 4) Широкие
права и свободы человека, причём не просто
провозглашённые, но и гарантированные,
реально обеспеченные. В правовом государстве
существуют реальные политические, экономические
и иные предпосылки для реализации прав
и свобод человека и гражданина, обеспечивается
их судебная защита. Однако допускаются
и необходимые ограничения прав и свобод
человека и гражданина. Кроме того, правовое
государство устанавливает равноправие
граждан, равенство всех перед законом
и судом.5) Взаимная ответственность гражданина
и государства предполагает, что не только
гражданин отвечает за совершённые правонарушения,
но и государство, государственные органы
и должностные лица несут юридическую
ответственность за нарушение прав и свобод
человека и гражданина Если смотреть несколько
шире, то правовое государство - это непременно
и конституционное государство, и демократическое
государство (обеспечивающее участие
народа в осуществлении государственной
власти), и социальное государство (обеспечивающее
человеку возможность достойного существования).
24.Формирование
социального правового государства
в Украине. Важным этапом на пути становления
независимости Украины, развития признаков
ее самостоятельной государственности
стало принятие Верховным
Советом Украины 28 июня 1996 г. Конституции
Украины. Как политико- правовой акт чрезвычайной
важности и долгосрочного действия она
представляет фундамент не только современных,
но и будущих демократических преобразований
в общественных отношениях, основу формирования
правовой системы украинского гражданского
общества, социального, правового государства,
ее национального законодательства. Можно
утверждать, что заложены фундаментальные
конституционные основы правового поля
экономического и политического функционирования
общества, взаимоотношений государства,
общества и лица (человека, гражданина).
В настоящее время правовое государство
выступает больше конституционным принципом,
лозунгом и не получает пока своего полного
воплощения в какой–либо стране. Ближе
других к реализации данной идеи на практике
подошли, например, такие государства,
как Германия, Франция, Швейцария, США
и другие. Нынешнему же украинскому обществу
еще далеко до достижения идеалов правового
государства, но двигаться в этом направлении
необходимо. Преодолевая различные трудности
и препятствия, Украина найдёт именно
свой образ правового государства, который
будет соответствовать ее истории, традициям
и культуре, что и позволит ей стать подлинно
свободным демократическим обществом.
25.Политическая
система общества: понятие и структура. Политическая система общества - целостная,
упорядоченная совокупность политических
институтов, политических ролей, отношений,
процессов, принципов политической организации
общества, подчиненных кодексу политических,
социальных, юридических, идеологических,
культурных норм, историческим традициям
и установкам политического режима конкретного
общества. Политическая система включает
организацию политической власти, отношения
между обществом и государством, характеризует
протекание политических процессов, состояние
политической деятельности, уровень политического
творчества в обществе. Структура политической
системы Политическая система структурна,
т.е. включает части или подсистемы разной
сложности, их элементы и отношения между
ними. Политическая система складывается
из подсистем трех уровней власти и политических
отношений: двух институциональных - высшего
или верхнего (мегоуровень), среднего или
промежуточного (мезоуровень), и неинституционального
- нижнего, массового (микроуровень). В
свою очередь, они делятся на параллельные,
обычно конкурирующие структуры (на тех
же уровнях): легальные и теневые. Внутри
этих структур политическая система включает
деление на субъекты политических отношений
(руководителей, правящих) и носителей
власти, исполнителей, рядовых членов
массовых ассоциаций, их социальной базы.