Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 15:59, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП. МЕСТО ТГП В СИСТЕМЕ ЮРИД. НАУКИ И ПРАКТИКИ
Предмет изучения ТГП составляют основные общие закономерности существования и развития гос-но-правовых явлений, т.е. изучение наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.
Этапы становления:
до 1066 г. (нормандского завоевания Англии) - отсутствие общего права; источником права являлись обычаи, различные для каждого региона; 1066 - 1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права, которое отправляли королевские суды; 1485 - 1832 гг. - нормы общего права отстают от реальной дейс-ти.; 1832 г. - наши дни - судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юр-ие дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справ-сти.
3. Семья религиозного права (Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия).
Особенности:
1. главный творец права - Бог, а не общество, не гос-во, юр. предписания даны раз и навсегда;
2. источники права - религиозно-нравственные нормы и ценности из Корана, (у мусульман), либо в Ведах, законах Ману (у индусов);
3. тесное переплетение юр. положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в совокупности единые правила поведения;
4. особое место в системе
5. отсутствует деление права на частное и публичное;
6. НПА (закон-во) имеют вторичное значение;
7.судебная практика не
4. Семья обычного (традиционного) права (Мадагаскар, ряд стран Африки и Дальнего Востока).
Особенности:
1. доминирующее место в системе
источников права занимают
2. обычаи и традиции
3. обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;
4. нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение;
5. судебная практика (юр-ий прецедент)
не выступает в качестве
6. судебная власть
7. юр. доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;
8. архаичность многих ее обычаев и традиций.
11.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВА: КРИТЕРИИ И ПУТИ ЕЁ ПОВЫШЕНИЯ
Эффективность права - результативность правового воздействия.
Характеризуется прежде всего отношением между фактическим результом действия юрид. норм и той соц-ой целью, для достижения которой эти нормы были изданы.
В целом оценка, социальной эффективности права исходит из характеристики права с "качественной" стороны. Т.е. эф-ть права выражается в том, в какой мере достигается стратегическая цель права как регулятора – обеспеч-ются организ-сть и порядок в общ-ой жизни. Общим показателем социальной эффективности права выступает - социальная результативность (состояние законности, уровень правопорядка)..Возможна количественная оценка, фактической эф-ти, которая выражается соотношением между фактически достигнутым, действ-ым результатом и непосредственной целью, для достижения кот-ой были приняты соотв-ие нормы. Цель правовых норм является эталоном оценки их эффективности. Для характеристики эффективности права с качественной стороны используют, другие критерии - обоснованность и целесообразность, полезность и экономичность.
Обоснованность и целесообразность - это усл-ия и треб-ия, осуществление кот-ых необходимо для того, чтобы нормы права достигали высокого полож-ого результата в процессе регулир-ия. Чем обоснованнее и целесооб-нее содержание прав-х норм, тем более они эффективны. Эта сторона оценки социальной эффек-ти касается прежде всего правотворчества - какова степень научной обоснованности норм, их соответствия потребностям общест-ого развития, своеврем-сть их издания; степень учета общ-ого мнения; учтены ли закон-ем все возможные последствия разрабатываемых норм.
Полезность и экономичность - это положительная эффективность (полезность) юр. норм, которая уточнена с учетом количества затраченной на всех стадиях механизма прав-го регулирования, материальных средств, челов-кой энергии, времени, и иных показателей. Данные, получаемые в результате изучения эффек-ти права, являются основой для его дальнейшего соверш-ния. По своему значению эти данные служат важнейшим каналом обратной связи между законод-вом и практикой его применения. Задача определения эффек-ти той или иной прав.нормы может быть решена еще на стадии ее разработки. Для этого нередко прибегают к ее опытной проверке, к постановке правового экспер-та. Его конечная цель заключается в выработке оптимального, наиболее эффективного варианта прав-го регул-ия.Проведение прав. Экспер-та предпол-т издание компет-ми органами эксперим-ных правовых норм. Их действие опробуется на экспер-ых объектах. Выделяют следующие приз-ки экспер-ной нормы: она во всех случаях имеет ограниченную сферу примен-я, является временной и носит поисковый характер. Применение правового эксперимента имеет определенные границы.Ни при каких условиях не могут быть допущены эксперименты, ограничивающие конституционные права и свободы граждан, попадающих в сферу опыта, отрицательно влияющие на их материальные, духовные и иные интересы.
12. СИСТЕМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ
Право – это система общеобязательных норм, опирающихся на идеи справедливости и свободы, выраженных в признаваемых гос-вом источниках и являющихся критерием правомерно-дозволенного, запрещающего и предписанного поведения.
Сис-ма права – совок-ть общеобязат. норм, институтов, отраслей и подотраслей права.
Сис-ма права - это внутренняя стр-ра права, где отражаются связи между всеми ее составляющими эл-ми.
Признаки системы права:
Структурные элементы системы права:
а) Норма права – обязат. правило поведения, выраж. в законах и иных офиц. источниках и выступающая в кач-ве регулятора обществ. отн-й
Признаки Нормы права:
б) Подотрасль – совок-ть прав. норм и родств. институтов внутри отрасли права. (можно не говорить) (Н-р: отрасль-УгП, подотрасль-военное УгП или подотрасль-иститут обязат. права (в ГП) объединяет институты цены, подряда, поставки)
в) Правовой институт - это обособленная внутри отрасли группа правовых норм, регулирующая однородные обществ. отн-ния (Н-р: институт отв-сти, гражд-ва)
г) Отрасль права – совок-ть прав. норм, институтов и подотраслей, регулирующих однородные обществ. отношения, присущим ей методом правового регулирования.
Отрасли м.б.: материального права и процессуального права
По сфере действия :
Н-р: КонстП, УгП ГП, АдмП, УпП, ГпП, Адм-прП. Профилирующим отраслям соответствуют Конституция и отраслевые кодексы).
Н-р: ЗемП, СемП, ФинП, ТП, УИП, ТГП. Эти отрасли по объему регулирования гораздо уже. Это ставшие самост. бывшие подотрасли права. Все они регулируются кодексами).
3. Комплексные – соединение разл. отраслей права (экологическое, жилищное). Их хар-ет разнородность методов прав. регул-ния при наличии опред. предмета.
Н-р: МорскП= тамож+экон+Адм или ЭколП=УгП+АдмП+ГрП
Например:
Нормы права – трудовые
Институты труд. права – труд. договор, режим раб. времени, оплата труда, мат. отв-ть.
Отрасль права – трудовое право
Основные связи между отраслями права в РФ:
Матер. Право опред. прав. статус субъектов правоотн-ний, устан. условия и основания возникновения процесс. отн-ний
13. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ИХ СООТНОШЕНИЕ.
Статья закона – способ выражения нормы права, т.е. обязательного правила поведения, выраж. в законах и иных офиц. источниках и выступающего в кач-ве регулятора обществ. отн-й
Система права - это объективное правовое явление, она формируется на основе общих закономерностей обществ. жизни.
Система закон-ва - это совок-ть источников права, которые являются формой выражения правовых норм.
Закон-во и право имеют свою внутр. структуру, т.е. внутр. строение. Внутр. стр-ра сис-мы права не совпадает с внутр. стр-рой сис-мы закон-ва. Право не существует вне закон-ва
Сис-ма права- структура права |
Сис-ма закон-ва – внутр. стр-ра закон-ва |
1. Первичный элемент – норма права
2. является содержанием
3. складывается объективно в соотв. с отн-ями, которые складываются в обществе
4. Право первично
5. Горизонт. строение: только на отрасли и институты)
6. различаются и по объему. содержится не только в форме законов, но и в юр. обычаях, нормат. договорах, судебных прецедентах |
1. Первичный элемент – НПА
2. является формой права
3.закон-во напротив субъективно и зависит от законодателя
4.закон произведен от него
5.Иерархическое строение.(Законы делятся на Фед. и местные) Отрасли же закон-ва, регулируя опред. сферы гос-ной жизни, выделяются только по предмету регул-ния и не имеют единого метода
6. Закон также включает иные чем право элементы. Это преамбулы, названия разделов, глав, статей.
7. не охватывает все виды отн-й в общ-ве. |
Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет разл. факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.
Основные виды отраслей закон-ва:
1) Отраслевое закон-во содержит нормы, которые регулируют качественно определенный вид обществ. отн-й, являющийся предметом одной отрасли права. Здесь отрасль закон-ва совпадает с отраслью права (например, земельное, семейное, уголовное закон-во).
2) Внутриотраслевое закон-во выражает нормы подотрасли или института права, которые регулируют разновидность отраслевых общественных отношений (авторское закон-во в составе отрасли гражданского закон-ва; горное, водное, лесное закон-во как внутриотраслевые элементы земельного закон-ва; банк.закон-во в составе фин. закон-ва).
3) Комплексное закон-во вкл. нормы неск. отраслей права, которые регулируют различные по своему видовому содержанию обществ. отношения, составляющие относительно самост. сферу обществж жизни (хоз., транспортное, военное закон-во). Они регулируют не вид, а сферу обществ. отношений, где есть разные виды отношений.
14. НОРМЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ. ВИДЫ НОРМ ПРАВА
Норма права – обязат. правило поведения, выраж. в законах и иных офиц. источниках и выступающая в кач-ве регулятора обществ. отн-й
Признаки нормы права:
1) общеобязательность (для любого);
2) формальная определенность (в пис. форме в офиц. документах);
3) связь с гос-вом (формирует законы, следит за их исполнением);
4) предоставительно-обязывающий характер (предоставляет права и этим же формирует обязанности);
Виды норм права:
1. По функциям права:
а) регулятивные - устанавливают субъективные права и обяз-ти юр. лиц, условия их возникновения и действия (Н-р: заключение брака); - СК, ГК
б) охранительные - определяют условия применения к субъекту мер гос-го принуд. воздействия, хар-ра и содержание этих мер (клевета - лишение свободы или штраф). - УК
2. По отраслям: конституционное, гражданское, уголовное и др.
3. По форме предписания:
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"