Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".
Личная свобода каждого – первая заповедь существования фаланги. Она не допускает никакого принудительного устава. Для Фурье свобода - высшая ценность, чем равенство. Фаланги – автономные и не зависящие друг от друга социальные организации. Центральная власть и ее аппарат сохранятся в будущем обществе, не вмешиваясь во внутреннюю деятельность фаланг.
54. Взгляды Р. Оуэна на государство и право.
Центральное звено его взглядов - учение о характере человека. Он исходил из того, что человеческий характер – результат взаимодействия природы индивида и окружающей его среды, которая играет в этом важную роль. Таким же образом формируется характер целых общественных классов. Он был уверен, что предложенное им учение открывает людям путь к разумному и справедливому устроению общества.
Основной источник всех зол - частная собственность. Осуждая социально-экономические порядки, он осознавал, что при капитализме имеет место прогресс производительных сил, рост крупной промышленности, использование научных знаний. Он считает, что все эти изменения происходят согласно законам природы и являются важной подготовительной ступенью к социальной революции, которая приближается.
Новый способ материального производства подготавливает людей к пониманию и принятию иных принципов и практики, а тем самым к осуществлению благодеятельнейшей перемены в человеческих делах. Обращаясь к проблеме средств и методов этих перемен, он рассчитывал на революцию в сознании людей, которую могла провести пропаганда науки о формировании характера. Он надеялся, что с помощью закона можно провести некоторые преобразования. Он был озабочен тем, что начинающаяся революция обрела форму мирных и постепенных преобразований.
Оуэн боялся 2 вещей: насильственного переворота и совершения революции темными и бескультурными людьми, т.к. это усугубляло тяжелое положение общества. Переход в светлое царство разума помогут совершить гражданам люди, располагающие необходимым для основания коммунистических поселений капиталом и руководствующиеся доброй волей. Окончательным результатом преобразований является возникновение разумной системы истины, богатства и счастья.
Ячейкой грядущего строя выступает самообеспечиваемая коммуна. Поселения группируются в федерации национального масштаба, а затем объединяются в международном масштабе. Со времени действия на земном шаре - единый свод законов.
Население становится большой семьей. Эти поселения (от 300 до 3000 человек) должны строиться и функционировать на основе коллективного труда. Общественная собственность, равенство прав и обязанностей. Между членами коммуны устанавливаются отношения взаимопомощи, облагораживаются нравы и отпадает необходимость в поощрениях и наказаниях.
55. Политико-правовые воззрения А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского.
ГЕРЦЕН (1812-70гг.) разрабатывал основы теории русского социализма. Главным для Герцена был поиск методов соединения абстрактных идей социализма с реалиями общественных отношений. В 50-х гг. он пришел к решению о возможности соединения всего этого в России, так как в крестьянском мире содержится 3 элемента, позволяющих провести экономический переворот, ведущий к социализму.
1. право каждого на землю
2. обширное владение ею
3. мирское управление
Эти элементы препятствуют развитию сельского пролетариата, и дают возможность миновать стадию капиталистического развития. В 50-х гг. Герцен основывает в Лондоне типографию и выпускает газету «Колокол» нелегально ввозившуюся в Россию. По мнению Герцена, отмена крепостного права при сохранении общины даст возможность избежать опыта капиталистически развивающегося запада и прямо перейти к социализму.
Герцен уделял внимание способу осуществления социальной революции. В его произведениях немало суждений о неизбежном насильственном низвержении капитала, но он не являлся сторонником обязательного насилия. В период подготовки крестьянской реформы в колоколе высказывал надежд на отмену крепостного права правительством на выгодных условиях для крестьян. Герцен разрабатывал идею избрания и созыва Великого собора - учредительного собрания для отмены крепостного права.
Проблемы государства и права рассматриваются как второстепенные, подчиняющиеся экономической и социальной проблемам. Будущее общества - союз объединений самоуправляющих общин.
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828-1889 гг.) один из руководителей журнала «Современник». В нем он посвятил ряд статей изложению идеи перехода к социализму через крестьянскую общину. В статье «Критика философских предубеждений против общинного владения» он стремится доказать на основе гегелевского закона отрицания необходимость сохранения общины и ее развития в более высокую организацию.
В статье «Капитал и труд» излагает план организации производственных товариществ при помощи ссуды от правительства, назначающей на 1 год опытного директора. Герцен назвал Чернышевского представителем теории «чисто западного социализма» т.к. он ссылался на идеи Фурье, Прудона, Луи Блана. Однако стержнем его теории является идея общинного социализма в России.
Основная идея Чернышевского – развитие общинного землевладения в общинное производство, а затем и потребление. Он считал наиболее желательным изменение гражданских учреждений посредством реформ, но для России считал реформы невозможными т.к. самодержавие когда-то породило крепостничество, а теперь пытается лишь изменить его форму, сохранив сущность.
Об устройстве власти говорилось в прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В ней одобряются страны, в которых народный староста (президент) избирается на срок, а также царства, где царь не смеет ничего сделать без народа и всему народу оказывает послушание.
Необходимость государства, по мнению Чернышевского, порождена конфликтом, обусловленным несоответствием между уровнем производства и потребностей людей. В результате роста производства и перехода к распределению по потребностям исчез конфликт между людьми, а тем самым надобность в государстве. После длительного перехода общество сложится в федерацию, основанных на самоуправлении союзов земледельческих общин, промышленно-земледельческих объединений, фабрик перешедших в собственность рабочих.
56. Юридический позитивизм. Дж. Остин.
В результате буржуазных революций в развитых странах Европы были проведены преобразования правовых систем, особенно частного права, непосредственно связанного с регулированием товарно-денежных отношений. Юридическое мировоззрение воплотилось в действующем, позитивном праве. Этим обусловлены отказ большинства буржуазных теоретиков от идей естественного права и критика этих идей. То и другое нашло выражение в юридическом позитивизме, выступившем против дуализма теории естественного права, т.е. против представления о существовании рядом с позитивным правом более высокого по своему значению права естественного, требующего воплощения в законодательстве.
К критике естественно-правовой теории юридический позитивизм подошел иначе, чем историческая школа права. В отличие от последней, поначалу использовавшей терминологическую оболочку опровергаемой теории (естественное право в трактовке Г.Гуго тождественно позитивному), юридический позитивизм с самого начала принципиально отрицал иное право, кроме позитивного.
В поле зрения юридического позитивизма - не исторически сложившийся обычай, а закон, нормативный акт, установленный властью; происхождение закона, его обоснование, изучение причин его принятия вообще выводятся за пределы правоведения.
Одним из первых представителей юридического позитивизма был Джон Остин (1790 - 1859 гг.), издавший в 1832 г. книгу "Лекции о юриспруденции, или философия позитивного права".
Термин "право", писал Остин, используется в самых разных смыслах: для обозначения не только права, но и религиозных догматов, правил морали, законов природы; это существенно мешает точному определению предмета юриспруденции.
Остин различает и разграничивает этику (область оценок, суждений о добре, зле и др.), науку о законотворчестве (представления о том, каким должно быть право) и собственно науку о праве, юриспруденцию. Последняя "имеет дело с законами, или правом в собственном смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши". В таком понимании право - приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для подчиненного под угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа. Первостепенное значение для юриспруденции имеет формальная логика, или "логика правовых конструкций".
Возникновение юридического
позитивизма связано с
57. Либерализм во Франции в 1 половине XIX в. Бенжамен Констан.
КОНСТАН (1767-30) Еще 1797 году он издал два памфлета «О действиях террора», «О политических реакциях». В первом он восстает против крайностей революций и диктатуры якобинцев. Во втором он выступает против крайностей реакции, стараясь противостоять реакционным стремлениям во французском термидорианского переворота.
Считал, что начало народного верховенства составляет основание всякого закона о правительстве. Но устанавливая начала народного верховенства, надо определить его границы. Права принадлежат человеку независимо от государственной власти, которая устанавливается, чтобы их охранять, а не уничтожать.
Написал работу «О свободе древних по сравнению со свободой новых народов». Свобода древних была свободой политической. Индивид был сувереном в отношении общественных дел и рабом в отношении дел частных. Свобода же новых народов – преимущественно личная. Индивид, будучи свободным в частной жизни, ограничен как суверен.
Гарантии против возможных злоупотреблений власти может быть:
1. Сила общественного мнения, т. е. установление представительного правления
2. Разделение властей, уравновешивающих друг друга
Сторонник конституционной монархии. В отличии от Монтескьё, считает, что эти три власти могут придти в столкновение, необходима сдерживающая всех их четвертая власть – королевская, задача которой – приведение к согласованной деятельности.
Особо выделяет муниципальную власть (общинную), которая должна быть независимой, однако она не входит в состав верховной власти.
Для внутреннего управления требуется федерализм, допускающий определенное подчинение членов целому. Это подчинение касается общих интересов. Все, что относится к местным нуждам, должно подлежать верховению местных органов.
Учение о правах личности
Личные права не подлежат ведению государственной власти - это частная жизнь людей. Констан не причисляет право собственности к личным правам, изъятым из действия власти. Он восстает против коммунизма, обрекающего человечество на неподвижность.
С другой стороны, собственность так сильно связана с личностью, что ее нарушение неизбежно влечет нарушение личной свободы. Поэтому Констан категорически против конфискации и других мер, лишающих человека законной собственности.
Нарушение личной свободы человека является посягательством на главное условие и цель гражданского порядка. Поэтому Констан считает, что против произвола власти существует только одно средство - соблюдение установленных законом форм и ответственности чиновников. Всякие аресты и ссылки без суда должны быть запрещены. Еще более важна свобода совести. В государстве должна быть полнейшая веротерпимость. Важна и свобода печати.
Личный интерес без всякой поддержки правительства совершенно достаточен.
Главная гарантия личных прав заключается в судебной власти, судьи должны быть несменяемы, независимы от народа и правительства. Судьи в Конституционной монархии назначаются королем.
Констан против всякого нарушения конституционных положений «во имя спасения» страны. Это средство не может служить поддержанием правительства, ибо беззаконие со стороны самой власти возбуждает стремление к беззаконию в гражданах.
58. И. Бентам о праве и государстве.
БЕНТАМ (1747-32). "Отрывок об управлении", "О лучшем состоянии и обработке законов".
Он основатель современного утилитаризма.
Он решает построить фсф права
опытным путем и найти
Различал 3 возможных принципа нравственности:
1. Аскетичность (отвержение чувственных удовольствий, основа морали в лишениях и отказе от материальных благ). Это принцип ханжей. Не имел никакого влияния на правотворчество.
2. Произвольность (симпатии/антипатии) - имеют большое влияние на деятельность, но его несостоятельность доказывается разнообразием суждений человека о добре и зле.
3. Принцип пользы - верховный принцип всей человеческой жизни. Наибольшее количество счастья для наибольшего количества людей - руководящий принцип утилитаризма.
При издании закона надо взвешивать все вытекающие отсюда удовольствия и страдания, вычесть - итог. Для измерения - своя теория морального счета: наши ощущения разнообразны => необходимо их делить на
1. Простые (неделимые удовольствия и страдания)
2. Сложные (состоящие из нескольких удовольствий и страданий)
15 групп простых удовольствий - общение, надежда, дружба, власть, богатство...
11 групп простых страданий - неловкость, вражда, страх...
Если закон причиняет
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"