Эволюционные процессы развития государства и права в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности эволюции права, его историю и развитие, которое в жизни человека играет огромное значение. Это возможность пользоваться всеми правами, которые записаны в Конституции – основном законе страны. Для достижения поставленной цели мы должны решить следующие задачи: - показать как шло развитие права начиная с рабовладельческого и феодального строя, как постепенно, в ходе истории, складывались общие правила – правовые нормы; - рассмотреть основные правовые теории развития права; - раскрыть революционность в развитии права, которое коренным образом изменила тип государственного устройства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
I. Изучение процессов становления права ………………………………………..4
1.1 Понятие и сущность права…………………………………………………..4
1.2 Эволюция в развитии права………………………………………………….5
1.3 Основные правовые теории развития права………………………………17

II. Правовая революция в современной России………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………….....27

Список используемой литературы…………………………………………….......28

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 54.87 Кб (Скачать файл)

Теория  Петражицкого смыкается с социальной теорией права, определяющей в качестве истоков права социальные контакты, отношения и обычаи. Примером этого может служить обычное право, регулирующее различные аспекты торговли. Оно сложилось сотни лет тому назад и продолжает развиваться благодаря тому, что при заключении контрактов коммерсанты, банкиры и владельцы транспорта устанавливают собственные правила. Законы, действующие в области импортно-экспортных деловых операций: регулирующие риск потери товара при транзите, устанавливающие степень ответственности перевозчиков и применение аккредитивов при расчете, во всем мире одинаковы. Коммерсанты, перевозчики и банкиры из разных стран мира периодически встречаются для пересмотра правовых норм, ставших частью их контрактов. Это - обычное право, которое, однако, не признается наиболее ревностными позитивистами. Но в действительности большинство правовых норм, определяющих нашу жизнь и наши социальные отношения, это неписаные правила или нормы обычного права.

Данная  теория имеет односторонний характер, но вместе с тем пока зывает те субъективные факторы, которые воздействуют на существова ние права.

Спиритуалистическая теория исторической школы рассматривает право как продукт народного духа и народного правоубеждения. По мне нию представителей спиритуалистической теории (Г. Пухта, Ф. Савиньи и др.), право, подобно языку, складывается в ходе исторического разви тия народного духа, а юристы все лучшее заимствуют из развившегося без них или развивающегося обычного права. При таком подходе твор цом права выступает мистический народный дух, а законодателю отво дится скромная роль ученика, извлекающего юридические нормы из правовых убеждений народа, выраженных в обычаях. Многие исследова тели справедливо отмечали и отмечают ограниченный и консервативный характер исторической школы и преувеличение роли обычаев в нормативном регулировании. Вместе с тем в последнее время делаются попыт ки модернизировать спиритуалистическое учение путем замены абст рактного народного духа понятием национальной культуры. Однако эта идея не нова и основательно разрабатывалась в дореволюционной рус ской юридической литературе в направлении славянской самобытности и культуры.

Недостатком этой теории является преувеличение  роли обществен ного сознания. Достоинство заключается в историческом подходе к эт ническим факторам, под влиянием которых складывались государствен но-правовые явления.

Материалистическая теория происхождения права, основанная на материа листическом подходе, преувеличивает связь права с государством, при нуждением и насилием. Именно в рамках этой теории утверждается, что право - ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права, и тем самым насаждается репрессивная, карательная и принуди тельная функция права. Вместе с тем материалистической теории права присущ принцип историзма, правильный подход к появлению права как социального института, рожденного потребностями экономической жизни общества, его структурой и классовыми интересами.

Мы привели  эти краткие характеристики правовых теорий, для того, чтобы подчеркнуть, что хотя ученые и философы придерживались разных точек зрения по поводу развития права, необходимо, чтобы народ, нация, страна, общество признали и приняли обоснованность всех этих теорий для создания надежной и действенной системы права. Другими словами,  если Россия намерена создать надежную и действенную систему права, она должна рассматривать его не только с точки зрения политики, но также с позиций нравственности, социальных отношений и истории. 

 

 

 

 

 

 

 

 II. Правовая революция в современной России

За последнее  время в развитии права произошла  революция в законодательной  сфере, поскольку наша страна встала на путь углубления демократических  реформ и рыночных отношений. С принятием  в декабре 1993 года Конституции - Российская Федерация провозглашается демократическим  федеративным правовым государством с  республиканской формой правления. А это повлекло за собой принятие в последнее время важнейших  реформаторских законов: Земельный и Трудовой кодексы, а также законы, обеспечивающие базу для осуществления судебной реформы. Россия получила «самую либеральную налоговую систему в Европе», необходимую для становления российской доктрины финансового права как системы норм, отражающих единую финансовую политику государства, частью которой является налоговая политика. Налоговый кодекс подчеркивает определенную автономность норм налогового законодательства по отношению к нормам финансового, административного и других отраслей законодательства, тесно связанных с налоговым законодательством. Такая позиция законодателя представляется спорной, поскольку финансовая деятельность государства, реализуемая через механизм налогообложения, является частью государственного управления и контроля и регулируется также правовыми нормами в области имущественных, управленческих, финансовых, предпринимательских, торгово-экономических и координационно-контрольных отношений; кроме того, заложены основы накопительной системы пенсионного обеспечения. Причинами столь успешного законотворчества - хорошее финансовое положение, которое определяют «нефтедоллары», а также очень высокий уровень доверия к президенту Владимиру Путину со стороны политических сил и общества в целом.

Анализируя  нашу государственно-правовую и законодательную  практику, можно сделать вывод: еще  не до конца осознано то обстоятельство, что после принятия новой Конституции, мы живем в принципиально иной федерации по сравнению с той, которая существовала ранее.

Если  прежняя федерация строилась  по принципу централизации и представляла собой, по существу, форму государственного устройства централизованного государства  с очень слабыми признаками реального  федерализма, то новая федерация  строится на основе координации интересов  равноправных субъектов. Больше нет «вышестоящих» и «нижестоящих», каждый субъект в рамках его компетенции самостоятелен, при этом четко разграничены компетенция федеральных органов государственной власти, совместная компетенция и исключительная компетенция субъекта Российской Федерации, в рамках которой его решения обладают абсолютным превосходством. Произошли действительно грандиозные изменения — настоящая революция. Россия коренным образом изменила тип своего государственного устройства.

Говоря  о правовых теориях, имеется в  виду не только, и не столько теоретические  трактаты или политических лидеров, правителей и законодателей, которые возможно читали или не читали эти трактаты. Имеется в виду, в первую очередь, народ, для которого право предназначается и который должен его усвоить и в соответствии с данным правом жить.

Известно, что у нас есть хорошие законы на бумаге и хорошие законы в учебниках  по праву. В данном случае это опять  же может относиться как к России, так и к Соединенным Штатам. Поэтому когда говорят про  «хорошие» законы, не имеется в  виду, что все они близки к идеалу, нет, некоторые из них могут быть хорошими, некоторые плохими, да и  многие из хороших надо было бы еще подработать. Но даже в России, где за последние десять лет произошла правовая революция, на бумаге существует сложная и тщательно разработанная система законов. Однако чтобы создать правовую систему, которая была бы не только красивой на бумаге, но еще и надежной и действенной на практике, необходимо, чтобы формальные законы укоренились в нравственности, в социальных обычаях и в историческом сознании.

Эти нравственные или естественные права и обязанности  существуют в любом обществе независимо от его политического устройства и независимо от его официальной  системы законов. Каждая официальная  система права должна обеспечивать данные права в соответствии с  нравственным правом, учитывая, что  она сама зависит от признания  и принятия обществом нравственных прав и обязанностей. Ибо, если общество не признает и не практикует эти  права и обязанности, которые  составляют основу официальных законов, то последние будут неэффективными, и в результате все обернется  беззаконием.

Точно так  же и обычное право гражданского общества, правила и процедуры  добровольных объединений, получившие силу неофициальных правовых норм, являются источником права для общества. Они не вырабатываются законодательным  органом, но если они справедливы, они  считаются обязательными для  партий и для судов. В каждой профессии, в каждом виде групповой деятельности, существуют свои устоявшиеся правила, как и средства применения данных правил. Скажем, если в Соединенных Штатах отдельные представители юридической профессии - адвокаты - не применяют закон в соответствии с устоявшимися требованиями данной профессии, национальные и местные юридические ассоциации рассмотрят жалобы по поводу методов их работы и применят дисциплинарные меры воздействия по отношению к нарушителям. Таким же образом профессиональные ассоциации врачей, школьных учителей и другие добровольные общественные объединения играют важную роль в применении и соблюдении своих правил и норм. Все это представляет собой часть так называемого гражданского общества.

Гораздо труднее объяснить происхождение  официального права из исторических правовых традиций общества. Для создания надежной и действенной системы  права необходимо, чтобы официальное  право, выраженное в виде законов, выработанных и принятых законодательными органами власти, согласовывалось с правовыми  традициями того общества, в котором  это право действует. У каждого  общества своя правовая традиция. Приверженцы  теории естественного права совершенно справедливо утверждают, что все  правовые системы опираются на всеобщие нравственные принципы, однако сторонники исторической теории права не менее  справедливо отмечают, что система  права в каждом обществе, чтобы  быть надежной и действенной, должна соответствовать особенностям самого общества, которые существуют во времени, изменяются и развиваются. Надежная и действенная система права  не может быть таким образом просто заимствована извне - она должна произрасти из характера того народа, которому данное право принадлежит. Правовые институты и законоположения  могут заимствоваться из других систем, но они должны ассимилироваться с  народными правовыми традициями. 

Из правовых реалий следует прежде всего назвать становление, развитие и кризис социалистического права и государства. После Второй мировой войны и разгрома фашизма произошли важные изменения в содержании права и деятельности государства, они все больше приобретали демократическую направленность. Во многих странах были приняты новые конституции с приоритетом прав человека. Можно думать, что основополагающую роль в этом процессе сыграла Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Международно-правовые документы приобретают все больший удельный вес в национальном правовом регулировании. В то же время последние десятилетия XX в. ознаменовались ростом фундаменталистских исламских тенденций (Иран, Ливия и др.), когда религиозные начала получают первенство перед светскими традициями.

Цель  краткого эволюционного развития права - показать огромное разнообразие правовых теорий и правовых учений, которые  в дальнейшем послужили важным фундаментом  для дальнейшего развития права как в нашей стране, так и за рубежом.

Заключение

Эпоха Просвещения  выдвинула целую плеяду мыслителей, каждый из которых внес выдающийся вклад в новое видение права. Среди них: Монтескье, Вольтер, Юм, Локк, Руссо, Кант, Гельвеций, Гольбах, Радищев  и др. Они не только подвергли  сокрушительной критике феодально-абсолютистскую модель права, но и создали новую  модель правового государства, в  которой человек и его формальная свобода приобрели приоритетное значение и место.

В данной своей работе мы попытались поэтапно раскрыть эволюцию в развитии права  и развитие учений о праве. Издревле возникал вопрос: что же такое право, откуда оно исходит? Цицерон был  убежден: источник права — народ. Людям, как Божьим творениям, рассуж дал философ, от природы присущи разум, право, справедливость. Поэтому право — это естественное право, оно вытекает из разумной природы человека и всего окружающего мира как творение божественного разума, право человеку никем не даровано, оно принадлежит ему потому, что он человек. Вот почему оно — естественное право. Государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинены праву.

Государство обязано признать незыблемость и  неотъемлемость прав человека, уважать  и защищать их. Законы, издаваемые государством, также должны соответствовать интересам  народа, его естественному праву - только такие законы справедливы. А несправедливые законы, язвительно замечал Цицерон, заслу живают названия законов не более чем решения, принятые разбой никами.

Все должны быть равны перед законом. Принцип  равенства всех перед законом, проистекает  из того, что само государство есть общее дело народа, а гражданин  должен уметь защищать свои права. Поскольку  свобода это естественное право каждого гражданина, то при защите свободы никто не должен оставаться в стороне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Конституция РФ от 12.12.1993. – М.: ЮРИСТЪ, 2009.

2. Алексеев С.С. Теория права. — М., 1995.

3. Бабаев В.К.. Общая теория права: Курс лекций. - Н.Новгород,1993.

4. Беккер Г., Бесков А. Современная социология права. — М., 1961.

5. Боботов С.В. Буржуазная социология права. - М., 1978.

6. Борман Г. Западная традиция права. - М., 1995.

7. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. — М., 1978.

8. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10-ти томах. Т. 4. - М., 1994.

9. Коваленко А. И. Краткий словарь-справочник по теории государства и права. - М., 1994.

10. Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк. - М., 1992.

11. Новгородцев П.И. Введение в философию права: Кризис современного правосознания. - М., 1966.

12. Пиголкин А.С Общая теория права: Учебное пособие для юридических вузов. — М., 1994.                        

13. Сандевуар П. Введение в право. - М., 1994.

14. Синюков В.Н. Российская правовая система. - Саратов, 1992.

15. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М., 1983.

Информация о работе Эволюционные процессы развития государства и права в России