Эволюция форм правления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Уровень научной разработанности темы: многими авторами трудов по гуманитарным и иным дисциплинам изучались формы государственного правления, а так же формы правления отдельных исторических периодов существования Российского государства.
Целью работы является изучение особенностей развития российских форм правления в период с XVII по XXI век.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие форм правления и их классификацию;
описать сущность республиканской и монархической форм правления;
проследить изменение форм правления в России в период с XVII по XXI век.
исследовать современную форму правления в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Форма правления как разновидность формы государства 5
1.1. Понятие форм правления 5
1.2. Республиканская форма правления 6
1.3. Монархическая форма правления 8
Глава 2. Эволюция форм правления в России 10
2.1. Имперская Россия: от абсолютной монархии до конституционной. 10
2.2. Формы правления в России после революции 1917 года. 17
Глава 3. Характеристика формы правления в Российской Федерации. 21
Заключение 23
Глоссарий 25
Использованные нормативно-правовые акты, литература и
интернет - ресурсы 26

Вложенные файлы: 1 файл

курсак.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

Республика  как форма правления сопровождается рациональным восприятием населением государственной власти. При этом общественное сознание исходит в  большинстве случаев из принципа формального равенства людей, необходимости компромиссов и стабильности.

Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, а так же ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите права и свобод каждого гражданина, прежде всего, в судебной системе.

 

 

 

1.3 Монархическая форма правления

 

 

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху и, как правило, передаётся по наследству.

Монарх - лицо, осуществляющее высшую государственную власть единолично, самостоятельно, и получившее эту власть по наследству в соответствии с законами о престолонаследии. Монарх осуществляет свою власть пожизненно. Власть монарха не зависит ни от одного другого органа государства, монарх никому неподотчетен и неподконтролен.

Монархии различаются  в зависимости от степени полномочий монарха. Выделяют:

1. абсолютные монархии;

2. ограниченные или конституционные  монархии, которые в свою очередь  подразделяются на:

- дуалистические;

- парламентские.

Абсолютные монархии характеризуются полнотой власти монарха, в этом случае в руках монарха сосредоточена вся полнота власти. Черты монархии, названные выше, в максимальной мере относятся именно к этой форме правления. Мнения исследователей по поводу того, существуют ли в современном мире абсолютные монархии, неоднозначны. Некоторые считают, что в чистом виде такого рода монархий не сохранилось. Если же таковые и имеются, то к ним можно отнести Объединенные Арабские Эмираты, государства Саудовской Аравии.

Конституционные (ограниченные) монархии характеризуются тем, что власть монарха ограничена Конституцией, на основании которой в государстве действуют два института высшей власти: монарх и парламент, которые делят между собой полномочия. В зависимости от объема полномочий монарха конституционные монархии можно разделить на дуалистические и парламентарные.

Дуалистическая монархия характеризуется тем, что парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, обладая реальными властными полномочиями в этой области. Примерами могут служить Марокко, Иордания, Кувейт.

Парламентарная  монархия характеризуется тем, что монарх лишен реальных полномочий и в области законодательной, и в области исполнительной власти. Он выполняет представительские функции, представляет государство во внешних сношениях, выполняет роль главы государства. Должность монарха существует как дань традициям, обусловлена культурно-историческим наследием страны. Большинство современных монархий являются именно таковыми, например, Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Япония.

Иногда в литературе предлагается другая классификация монархий: абсолютные, теократические, дуалистические, конституционные.

В теократической монархии монарх является и светским главой страны, и религиозным лидером.

В дуалистической монархии власть монарха ограничена парламентом.

В конституционной монархии монарх выступает в роли главы государства, выполняет представительские функции, но непосредственно в управлении государством участия не принимает.

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эволюция форм правления в России

 

 

 

2.1 Имперская Россия: от абсолютной до конституционной монархии     

 

 

 

      В XVII веке в России окончательно сложилось самодержавие. Все самодержцы XVII в. династии Романовых были избраны Земскими соборами. Образ власти носил сакральный характер. Однако существо самодержавной власти не было закреплено в законодательстве. Власть царя ограничивалась православной нравственностью и сложившимся традициями, которым царь был вынужден неукоснительно следовать.     

В правление Петра I (1682-1725) царская власть получает новый титул - «императорская» с одновременным удержанием всех прежних. Этот титул был присвоен царю Правительствующим Сенатом (правительством на время отсутствия царя) и Святейшим Синодом (заменил собой патриарший приказ и институт патриарха) по окончании Северной войны в 1721 г. Новый титул подчеркивал причастность российской власти к западноевропейской монархической традиции, тогда как царский титул подчеркивал ее преемственность от византийских цезарей.     

Петр I стал одним из первых государственных реформаторов, который обратил свой взор к практике зарубежных государств с вполне определенной и практической целью - усвоение и заимствование отдельных западноевропейских учреждений с одновременным широким вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Печать заимствований проявилась в учреждении прокуратуры, полиции, коллегий, в делении страны на губернии, введении Табели о рангах и др.      

По  обобщению М.Ф.Владимирского - Буданова, «Существенные черты империи заключаются в том, что, соединив в себе постепенно обе половины Руси, став государством общерусским, империя стремится изменить московский государственный строй через усвоение западноевропейских и западнорусских форм путем реформаторского законодательства. Почти все учреждения Московского государства уничтожаются и заменяются новыми; различные классы смыкаются в сословия, сама верховная власть получает новые основания; государство из вотчинного и патриархального превращается в полицейское».2     

Западноевропейская  составляющая реформ впоследствии будет  пронизывать обновленческие программные  замыслы многих царствующих особ - Екатерины II, Павла I, Александра I и  Александра II, вплоть до конституционных  законов начала XX столетия в царствование Николая I, смирившегося с созданием  парламентско-представительного собрания в виде Государственной думы.     

Однако, заданная еще Петровскими реформами  оторванность правящего класса от остальной  части общества и внешний кризис в виде непопулярной и обременительной  войны ускорили падение самодержавной  монархии, расчистив путь вначале республиканскому либерально-демократическому режиму, а затем  большевистскому  режиму, отмеченному враждебностью  к прежним правящим классам и  новой техникой политического деспотизма.

К положительным результатам Петровских новаций следует отнести формирование требований по соблюдению законности. Место обычая и традиции начинает занимать закон. Идею законности в государстве воплощает в своей деятельности монарх как носитель государственного интереса и одновременно как глава законодательной, исполнительной, судебной и вдобавок церковной политико-организационной деятельности. В уточненной присяге монарха проводилась идея договорного происхождения власти, и провозглашалось, что «власть существует в интересах государства и для государства».

Итак, абсолютная монархия – это форма  правления, для которой характерно максимальное сосредоточение светской и духовной жизни в одних руках. Ей свойственно: наличие сильного, разветвленного бюрократического аппарата; ликвидация всех сословно-представительных органов  и учреждений; наличие постоянной армии; победа светской власти в борьбе с духовной за преобладающее влияние  в стране. Эти признаки были присущи  и российскому абсолютизму.

Абсолютная  монархия в России была оформлена  в первой четверти XVIII века в ходе преобразований Петра I. С конца XVII в. шёл процесс отмирания Боярской думы, первостепенное значение приобрела возникшая Ближняя канцелярия – учреждение, координирующее работу центральных органов управления и осуществлявшие административно-финансовый контроль в государстве. К 1711 г. Боярская дума окончательно исчезла.

По  указу Петра I в 1711 г. устанавливался порядок принятия решений в Сенате. В 1714 г. этот порядок изменился – вместо единогласия стало достаточно большинства голосов. Помимо требований законности упорядочению управления послужили учреждение Сената (второго после царя органа управления), создание должностной иерархии фискалов с обязанностью проведывать и доносить обо всех нарушениях закона, о злоупотреблениях и волоките. 

После смерти Петра I прокуратура пришла в  упадок и возвысилась снова только при Екатерине II. В 1775 г. в губерниях назначались прокуроры и стряпчие казенных и уголовных дел, которые вместе с генерал-прокурором «смотрят и бдение имеют о сохранении всякого порядка, законами определенного, и в производстве и отправлении самих дел. Они сохраняют целостность власти, установлений, интереса императорского величества, наблюдают, чтоб запрещенных сборов с народа никто не собирал, и долг имеют истреблять повсюду зловредные взятки».

В правление Екатерины II для возобновленной кодификационной (Уложенной) комиссии был написан «Наказ» (1766), в котором сформулированы новые представления о системе и роли законодательства. Новые представления о системе законодательства сводились к следующему: законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными; временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов; указы являются актами подзаконными, они могут быть краткосрочными и отменяемыми.

Одним из фундаментальных обновлений в  области управления стала губернская реформа, нацеленная на разукрупнение  административных делений. Во главе  уездной администрации стоял  земский исправник, избираемый уездным  дворянством. Земский суд в составе  исправника и двух заседателей также  избирался. В городах учреждена  была должность городничего (в столице  обер-полицмейстера).

Параллельно утверждалась сословная судебная система - были созданы суды для дворян, горожан, государственных крестьян. Апелляционной  и ревизионной инстанцией в губернии были судебные палаты (по гражданским  и уголовным делам). Сенат был  высшей инстанцией для судов всех рангов. Своеобразным выглядел так  называемый совестный суд, состоявший из сословных представителей в лице судьи (назначался) и двух заседателей, выбранных от сословий («по дворянским делам двое дворян, по городовым двое граждан, по расправным делам двое поселян»). Они рассматривали гражданские дела в примирительном порядке и некоторые уголовные дела. При вынесении решения суды руководствовались «естественной справедливостью» (как подсказывала совесть).

В 1796 году умирает Екатерина II и на престол восходит Павел I. Царствование он начал с ломки порядков екатерининского правления. Павел установил новый порядок престолонаследия, исключавший попадание женщин на трон. В дворянских кругах росло недовольство его политикой, что привело в 1801 году к его убийству.

Главный недостаток династической монархии - случайность  рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно  неполноценный наследник. Очень  часто династические наследники являли собой противоположность  своим родителям. Взять, например, царствование Екатерины II и ее сына Павла. Екатерина царствовала, сосредоточив вокруг себя все величие. К. Валишевский пишет в романе о Екатерине II – “Победоносная за границами империи, Екатерина внушала и внутри её сперва уважение, затем и любовь к себе.  Павел же принес с собой на престол не обдуманную программу, не знание дел и людей, а только обильный запас горьких чувств”.

Установленный незыблемый порядок вещей остался  отрадным воспоминанием о екатерининской эпохе, тогда как правление Павла  “запечатлелось ощущением тяжкого  гнета, безысходного мрака, обреченности”.

В XVIII веке в  Российской империи в результате европейского культурного влияния в привилегированных слоях общества стали находить поддержку либеральные идеи. 

         В 1801 г. в результате государственного переворота на престол взошел Александр I, вознамерившийся «даровать России свободу и предохранить ее от поползновений деспотизма и  тирании». Однако разработчиками и  проводниками его замыслов поначалу стал узкий круг друзей и единомышленников.

Реорганизация государственного строя предполагала введение конституционного правления. Исполнительная власть должна была нести ответственность перед законодательной, а контролирующие функции, помимо императора, выполняло также общественное мнение, для чего требовалось введение политических свобод. Предполагалось создать органы представительной власти во главе с Государственной думой, где все вопросы решались бы голосованием. После обсуждения законопроекты должны были поступать для обсуждения в Государственный совет (создан в 1810 г.) и затем на утверждение императору.

В 1821 г. была завершена разработка проекта конституции под названием «Государственная уставная грамота Российской империи», предусматривавшего превращение империи в федерацию из 12 наместничеств с представительными органами в каждом из них и с политическими и гражданскими правами и свободами для подданных. Предполагалось учреждение двухпалатного парламента с верхней палатой, именуемой Сенатом и назначаемой царем.

Информация о работе Эволюция форм правления в России