Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 22:58, курсовая работа
Одной их наиболее актуальных теоретико-правовых задач в современных условиях становится поиск путей, способов и средств совершенствования правоприменения, повышения его эффективности, поскольку предпринимаемые в данном направлении на практике меры нередко оказываются мало результативными, их осуществление зачастую влечет за собой еще большее рассогласование системы правоприменения, а, в конечном счете, – существенные сбои в работе механизма правового регулирования в целом. Вполне очевидная недостаточность используемых средств и их непригодность для решения реально существующих задач не учитываются субъектами, призванными обеспечивать оптимизацию правоприменения, из неудачного опыта реформирования той или иной сферы не делается необходимых и достаточных выводов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3РАЗДЕЛ 1. ЭФФЕКИВНОСТЬ НОРМ ПРАВА………………………………...4
1.1. Проблематика изучения эффективности норм права……………………...4
1.2. Понятие эффективности норм права………………………………………..5
1.3. Критерии и условия эффективности норм права…………………………..7
Выводы к 1 разделу……………………………………………………………….9
РАЗДЕЛ 2. ПОНЯТИЕ И ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВА………..10
2.1. Подходы к пониманию эффективности права…………………………….10
2.2. Факторы эффективности права…………………………………………….15
2.3. Эффективность актов применения норм права…………………………...16
Выводы к 2 разделу……………………………………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….21
Эффективность права представляет собой общую эффективность всех норм права, а эффективность отрасли права – общую эффективность норм этой отрасли. При этом, эффективность, являясь показателем действия права, должна оцениваться не только по конкретным уже существующим результатам, но (обязательно) и на стадии проектирования нормативного акта.
Являясь результативным
показателем действия права, эффективность
права состоит из трех элементов
(соответствующих стадиям
При этом, качество законодательного акта обеспечивается при соблюдении следующих основных условий: - потребность в принятии закона, его цели и содержание должны быть социально обусловлены, то есть должны основываться на потребностях и интересах не государственных органов, а граждан и социальных групп.
Способы регулирования (права, обязанности, льготы, ответственность) должны соответствовать регулируемыми ими отношениям; развивать заинтересованность индивидов в реализации нормы и поддерживать саморегуляцию общественных отношений.
Законом должны регулироваться только принципиальные и значимые общественные отношения, регулируя их настолько общим образом, чтобы все возможные вариации конкретного отношения подпадали под действие конкретного закона с учетом развития этого отношения в будущем.
Закон должен быть единственным законодательным актом, соответствовать актам высшей силы и согласовываться с существующим законодательством.
В процессе принятия закона должна быть четко соблюдена процедура разработки и издания законодательного акта, необходимая для проверки его социальной обусловленности и соответствия законодательству.
Текст закона должен быть
понятным, четким, лаконичным; структура
его и содержание должны соответствовать
требованиям юридической
Закон должен предусматривать процедуру реализации, учитывать и способствовать повышению существующего уровня правосознания и правовой культуры общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ