Юридическая культура в общественной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы определяется задачами перехода к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике. Новые социально-экономические условия существенно обостряют традиционную проблему образования - поиск идеалов, которые могли бы быть положены в основу важнейшего компонента любой образовательно-воспитательной системы. В условиях модернизации права и юридического образования вопрос о формировании правовой культуры в обществе, их правосознания приобретает особое значение.

Содержание

Введение 3
1 Правовая культура 5
1.1 Пoнятие, структура и функции правoвой культуры 5
1.2 Правoвая культура в общественной системе 8
2 Правовая культура в контексте прав и свoбoд 10
2.1 Правовое вoспитание как oднo из средств социализации личности 10
2.2 Соотношение юридической культуры с нравственной культурой 12
Заключение 18
Глоссарий 20
Список использованных источников 22
Список сокращений 24

Вложенные файлы: 1 файл

ЮРИДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩ ЖИЗНИ курсовая1 - копия.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Правовая культура это умение грамотно и юридически обоснованно говорить, которое требует  навыков, уровень знаний  на профессиональном уровне, для составления текстов юридических актов, употреблять в своей речи правильные в этическом смысле слова и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Соотношение юридической культуры  с нравственной культурой

 

Для того чтобы рассмотреть  соотношение юридической культуры с нравственной, нам необходимо провести грань, сходств и различий.

Еще древние  философы (Платон, Демокрит, Цицерон, Аристотель) указывали на значимость этих двух главных определителей общественного  поведения, их сходство и несовпадение. Отграничив юридическую культуры от нравственной, мы тем самым покажем отличие их от других социальных норм, место и роль  в общей системе. Русские правоведы (В.С. Соловьев, И.А. Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль.

Юридическая культура – это в первую очередь культура, которая  создается на основе исходящих  от государства норм, призванных выражать идеи гуманизма, нравственности, справедливости, естественных прав человека, меру свободы  личности, баланс интересов между различными слоями общества. Нравственная культура складывается обществом в процессе жизни, передается в какой степени из поколения в поколение. На нравственную культуру более воздействует такие психологические моменты, как: эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Но главное в нравственной культуре – это представление о добре и зле, что такое хорошо, а что такое плохо. Чувство собственного достоинства, самоуважения, осознание себя как личности все это предполагает нравственность. И. Кант заметил: «Кто превращает себя в червя, не должен потом жаловаться, что его топчут ногами»14 [С. 376]. Важнейшими социальными ценностями являются честь и достоинство человека, которые защищены законом. Честь – дороже жизни. Когда-то из-за чести шли на дуэль, в таких поединках погибли Пушкин, Лермонтов.

Соотношение между  юридической культурой и нравственной культурой сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Внимательное сопоставление, выяснение  взаимосвязей между ними позволяют более глубоко познать оба эти явления15[С. 234,236].

Единствo юридическoй и нравственной культуры сoстoит в том, чтo, у них одни и те же цели и задачи, это совершенствования общественной жизни, защита интересов граждан; они относятся к разновидности социальных культур, они определяют границы поступков для граждан, служат рычагом должного поведения; у них единый объект - общественные отношения, единые участники-субъекты; они своего рода показатели прогресса как культурного, так и социального; на них влияют одни и те же факторы - экономические, социальные и политические.

Их отличия  заключаются в следующем: правовые нормы они тесно связаны с государством, так как они их создают, отменяют, дополняют, и санкционирует и т.д. Нравственные нормы больше связаны с понятием общество, возникают и развиваются спонтанно в процессе жизни людей, чтобы она возникло никто согласия не дает, они носят неофициальный характе, что не скажешь о юридических нормах.

2. Юридическая  и нравственная культура различаются по методам их обеспечения. Юридические нормы носят общеобязательный, непререкаемый характер. Иным способом реализуются нравственная культура и ее нормы, не государственным аппаратом, а на силе общественного мнения. Бывают такие случаи когда, со стороны нравственной культуры, человек вообще отрицателен, но закон он не нарушает и со стороны юридической культуры его можно охарактеризовать как «не нарушитель».

3. Так же различаются по форме выражения и фиксации. Правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства - законах, указах, постановлениях, кодексах, сборниках, уставах, то нравственные нормы не имеют таково четкого выражения, никем не учитываются и  не анализируются. Их возникновение связано с сознанием людей. Зафиксированы они в литературы, хроники и летописях и т.д.

4. Так же они различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если юридическая культура она, можно сказать предписывает, что такое правомерно-неправомерно или законно-незаконно, то нравственная культура, она все рассматривает с позиции добра и зла, честно или нечестно, совестно или бессовестно.

5. Ну и самое  я думаю основное различие  юридической и нравственной культуры  это ответственность за нарушение юридической или нравственной культуры. Нарушение юридической культуры спровоцирует действия государственных органов, а нарушение нравственной культуры общественное осуждение, порицание, этот человек будет нести ответственность перед своим коллективом, обществом в котором он живет. А ответственность за нарушение правовых норм будет нестись только перед государством.

Взаимодействие  нравственной и юридической культуры, выражается в следующем:

1.они союзники  в том, что позитивно влияют  на формирование в обществе  культуры.

2.нормы  и  требования очень тесно схожи. Бывают, конечно такие жизненные ситуации, когда нравственная культура порицает юридическую, к примеру случай, когда человек дает показания против своего же родственники, матери или отца. В большинстве случаев, то, что осуждает нравственная культура, запрещает юридическая. Юридическая и нравственная культура являются сотрудниками в такой сфере как правосудие, рассматривая дела, преступления рассматриваются как со стороны юридической культуры так со стороны норм нравственной, без которых невозможно правильно определить признаки таких, например, деяний, как хулиганство, клевета. «Правосудие – не может без справедливости, а справедливость состоит вовсе не в одном правомерном применении карательных санкций.  Нельзя нарушить государственный закон, не нарушая морали.

Противоречия  между юридической и нравственной культурой. Юридическая культура  по своей природе более консервативно, она неизбежно отстает от течения  жизни, к тому же, в нем самом  немало коллизий. В каждом законодательстве есть свои пробелы. Нравственная культура более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения. Эти два явления развиваются неравномерно, у нравственной культуры преобладают элементы гибкости, стихийности. Рассмотрим такую ситуацию: всем известно, что фактический (незарегистрированный) брак или как еще говорят сейчас, «гражданский брак» не влечет никаких юридических последствий, и отец ребенка, родившегося в таком браке, не обязан по закону платить алименты, оказывать материальную помощь. По закону – да, а по совести, по морали? или еще одна ситуация:  иски о лишении родительских прав, с юридической стороны, государственные органы должны уберечь ребенка от опасности и забрать их из так скажем «неблагополучных» семей. Но с нравственной стороны, в обществе есть такое мнение, что лучше с такими родителями, чем в детском доме, ребенок просто может обозлиться и у него нарушиться детская психика. Это конечно ситуация двоякая, но она есть. В жизни еще таких примером большое множество.

Нравственная культура, в большинстве случаев  идет впереди, но бывают случаи и наоборот. «Именно через право, к примеру, шел процесс преодоления кровной мести – одного из непреложных постулатов морали прежних времен». Конечно, в жизни бывают и такие ситуации, где юридическая культура, в той или иной ситуации не видит ничего «зазорного», но нормы нравственной культуры этот поступок или ситуацию будут порицать, к примеру, случаи с наследственными делами, когда родственники начинают делить имуществом, да и еще с таким азартом, будто горя у них уже и не было. Какие бы не существовали коллизии в обществе, юридическая культура не может существовать без нравственной, впрочем, как и наоборот.

 

Заключение

 

И так, юридическая  культура, как мы с Вами разобрались, это разновидность общей культуры общества, она охватывает все правовые ценности, в том числе законы, развитую законодательную технику, правовую науку, развитое юридическое образование и стабильный правопорядок. Юридическую культуру личности и общества в процессе жизни человека становится неотъемлемым компонентом цивилизованности и правового государства. Она заключается в осознании долга перед обществом, этот элемент или нюанс, будет в дальнейшем способствовать преступлению грани отсталых взглядов.

Формирование  правовой культуры затрагивает все стороны общественной жизни. Чтобы достичь высоко уровня юридической культуры, необходимо постоянная реализация средств формирования правой культуры, а именно наличие сильной науки, сильных и действующих на практики законов, постоянное совершенствование правовых актов, деятельности государственных органов. Так же должны быть высокие моральные устои, необходимо чтобы детям с детства прививалась правовая культура, в школах должна постоянно вестись разъяснительная работа, проводиться семинары, открытые, показательные уроки, чтобы было все доступно для них и интересно. Необходимо чтобы они видели достойные примеры для подражания, а не читали криминальную хронику в газетах и журналах, и не сидели за просмотром ужасов и фильмов со сценами убийств и насилия. Нужно стремиться к совершенствованию стереотипов, так как на протяжении многих веков они оставались неизменными. Жизнь она не стоит на месте, она течет и движется и развивается с огромными темпами. Преодоление стереотипов общественного сознания позволит успешно двигаться к обществу, основанному на обменных отношениях. Чем больше внимания мы будем уделять юридической и нравственной культуре, тем лучше у нас в обществе будут развиты такие понятия, как  правосознание, совесть, долг, честь. Развитие этих понятий буду способствовать укреплению законности, установлению правопорядка, без чего не может существовать государство.

Если в обществе будет сформировано «положительное»  отношение к законодательству, законам  и правам других граждан, соблюдением своих обязанностей, только тогда будет достигнут высокий уровень юридической культуры. Когда человек будет себя чувствовать защищенным в свое государстве, когда он будет знать что есть законы, которые действует безукоризненно, пусть даже это очень странно звучит, когда он будет знать, что он будет защищаться с помощью законов, которые действуют на практике, а не которые есть на бумаге и что государственные органы находятся на его стороне, и что он найдет защиты своих интересов.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Динамичность

Существующий  в движении, в развитии

2

Закон

Правило, постановление, положение, основание, начало, принцип

3

Законодательство

Система нормативных актов, действующих в какой-либо отрасли и (или) регулирующих определённую сферу общественных отношений.

4

Индивид

Отдельный человек  как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

5

Деонтические  модальности

(от греч. deon - долг, правильность). Характеристика  практического действия с точки  зрения определенной системы норм.

6

Криминология

(от лат. crimen, родительный падеж criminis - преступление и ...логия), наука, изучающая преступность, ее причины, личность преступника, а также разрабатывающая меры предупреждения преступности.

7

Мораль

от лат. mores - общепринятые традиции, негласные правила) - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений

8

Нравственность

Внутренняя  установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле .

9

Правосознание

Одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений.

10

Правовая  норма

Формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения.

11

Поколение

Общность каких-то объектов (людей, животных, растений, иногда даже неодушевлённых предметов) по длине  цепи непосредственных предков до некоторого родоначальника (группы таковых); или  же по времени рождения.

12

Постулат

Утверждение, принимаемое  без доказательств, в качестве исходных посылок для дальнейших логически  строгих рассуждений.

13

Пропаганда

(лат. propaganda дословно - «подлежащая распространению (вера)»,  от лат. propago - «расп-ространяю») - систематическое распространение фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для воздействия на общественное мнение.

14

Стереотип

Устоявшееся отношение  к происходящим событиям, действиям, поступкам и т.д.

15

Ценность

Важность, значимость, польза, полезность чего-либо

16

Юридический акт

Конкретное  жизненное обстоятельство, с которым  норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения

17

Эксперт

(от лат. expertus - опытный) - специалист, приглашаемый для выдачи квалифицированного заключения.


 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации, 1993 год "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.ru/
  2. Никитин А.Ф. «Что такое правовая культура». Изд. «Просвещение», Москва, 1988 г.- ISBN 5-09-000336-7
  3. Семитко А.П. Теория государства и права Под ред. В.М.Карельского и В.Д.Перевалова. – М., 1989 г.
  4. Якушев А.В. «Теория государства и права». М.:»Издательства ПРИОР», 2000 год. - ISBN 5-9030-4690-9
  5. Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Дмитриев Ю.А, Казьмин И.Ф. и др. Под общ ред Пиголкина А.С. – М. - НОРМА,1996 г.- ISBN 5-7038-1288-7
  6. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997 г.- ISBN: 5-7975-0269-0
  7. Бабаев, В.К. Теория государства и права [Текст] В.К. Бабаев – М.: Юристъ. – 2007. – 637 с. – ISBN 5-7975-0781-1
  8. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Изд. Юрайт. Москва, 1997 г. ISВN 5-7357-0196-7
  9. Вопленко, Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие [Текст] Н.Н. Вопленко – ВолГУ. – 2006. – 52 с. – ISBN 5-85534-311-1
  10. Лазарев В.В.. Общая теория права и государства. – Москва, 2000 год- ISBN 5-7357-0123-1
  11. Ильин И.А. О сущности правосознания. – Москва, 1993 г. ISBN - 978-5-91768-033-0
  12. Общая теория государства и права Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В.Лазарев и др. Под общ. ред А.С. Пиголкина. – М.: Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 1996 г. - ISBN 5-7038-1288-7
  13. Васильев В.А. Юридическая психология – СП б.: Питер Ком, 1998 г.- ISBN:978-5-469-01339-6.
  14. Кант И. Метафизика нравов. Соч. Т. 4. Ч. 2. М., 1965. С. 376.
  15. Кант И. Указ. соч. С. 329. 2 Гегель. Соч. М , 1929. Т. 1. С. 234, 236.

Список сокращений

 

Т.е - то есть

Д.р. - другие

Т.к. - так как

Т.п. - тому подобное

Т.д. - так далее

С.- страница

Под ред. - под  редакцией

Изд.- издательство

М.-Москва

СПб – Санкт-Петербург

1 Конституция Российской Федерации, 1993 год "Российская газете" от 25 декабря 1993 года.

2 Никитин А.Ф. «Что такое правовая культура». Изд. «Просвещение», Москва, 1988 год. Стр. 6.

3 Семитко А.П. Теория государства и права Под ред. В.М.Карельского и В.Д.Перевалова. – М., 1997. – С.331

Информация о работе Юридическая культура в общественной жизни