Юридическая ответственность: понятие, принципы, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 23:38, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, принципы и виды правотворчества
1.1 Понятие и принципы правотворчества 6
1.2 Виды правотворчества 10
2. Стадии правотворческого процесса
2.1 Стадии правотворческого процесса 15
2.2 Особенности правотворческого процесса в России 19
Заключение 31
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР по ТГП.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

2) одобрить федеральный  закон в ранее принятой редакции  Государственной Думы.

3) если не принято ни одно из данных предложений, палата проводит голосование по отдельным разделам, главам, статьям, пунктам в редакции Президента.

В случае принятия Думой решения одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции Председатель Государственной Думы направляет закон в Совет Федерации. При повторном рассмотрении федерального закона, одобренного Думой в ранее принятой редакции, Совет Федерации после обсуждения или без обсуждения голосует об одобрении федерального закона в ранее принятой редакции. Одобренный Советом Федерации федеральный закон направляется Президенту России для подписания и обнародования. Семидневный срок для подписания Президентом закона исчисляется с момента получения им текста закона, направленного Советом Федерации.

По статистике, из 50 федеральных законов, принимаемых Государственной Думой, около 20 рассматриваются повторно после отклонения их Советом Федерации и Президентом России.

В ряде государств (в том числе и в России) президенты наделены правом вето. Это рассматривается как важный способ воздействия главы государства на законодательный процесс. Например, Президент США с 1789 по 1989 гг. воспользовался этим правом 1421 раз. В 103-х случаях Конгрессу США удалось его преодолеть.15

Федеральные конституционные законы занимают особое место в российском законодательстве, и порядок их принятия обеспечивается статьей 108 Конституции РФ. Особая юридическая сила федеральных конституционных законов состоит в том, что им не должны противоречить обычные федеральные законы.

В Конституции Российской Федерации дается перечень вопросов, по которым должны приниматься федеральные конституционные законы. К ним, в частности, отнесены законы:

- об условиях и введении  чрезвычайного положения, а также  режиме военного положения (ст. 56, 87, 88);

- о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, а также об изменении конституционного статуса Федерации (ст. 65, 66, 137);

- о государственном гербе, флаге, гимне России (ст. 70);

- о референдуме (ст. 84);

- об Уполномоченном по  правам человека (ст. 103);

- о деятельности Правительства (ст. 114);

- о судебной системе  Российской Федерации, о порядке  образования и деятельности Конституционного  Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного  Суда и иных федеральных судах (ст. 118, 128);

- о Конституционном Собрании (ст. 135).

Особое место конституционных законов, их верховенство по отношению к другим законам обусловлено и сложной процедурой их принятия. Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным (т.е. не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы) большинством голосов в каждой из палат Федерального Собрания. Для сравнения - для принятия обычного федерального закона достаточно простого большинства голосов, кроме этого, Президент имеет право возвратить обычный закон в парламент на новое рассмотрение.

В отношении федерального конституционного закона Конституция обязывает Президента независимо от того, согласен он с принятым конституционным законом или нет, подписать его в той редакции, в какой он принят Федеральным Собранием, и обнародовать не позднее, чем по истечении четырнадцати дней. Конституционные законы публикуются в тех же официальных изданиях, где и обычные федеральные законы.

Установлен следующий порядок вступления в силу законов, принимаемых Федеральным Собранием Российской Федерации:

- со дня его официального  опубликования или с даты, указанной  в тексте закона;

- если в тексте закона  не указана дата его вступления  в силу - то через 10 дней со дня  официального опубликования;

- после наступления определенных  в тексте закона условий (вступления  в силу нового нормативного  правового акта или вступления  в силу внесенных в действующие  законы изменений и дополнений).

Указом Президента РФ определен порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (от 23 мая 1996 г. № 763).

Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Такой же порядок распространяется и на подобные акты Правительства Российской Федерации.

Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию. Подобное требование не распространяется на акты или отдельные их положения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете "Российские вести" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу. Они не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В условиях современной России признано целесообразным возложить на Министерство юстиции обязанность по осуществлению системного мониторинга законодательства. Помимо осуществляемого контроля за процессом формирования регионального законодательства Минюсту предоставляется право контроля за принятием ведомственных нормативных правовых актов. 16

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе написания данной курсовой работы, исследованы основные принципы и этапы правотворчества в теории права и в современной России. В заключение работы были составлены следующие основные выводы: 

― правотворчество — это особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. Данное определение раскрывает понятие «правотворчество» в широком смысле этого слова, т. е. данный процесс начинается с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы. Принципы правотворчества - это демократизм и гласность, профессионализм, законность, научный характер, связь с правоприменительной практикой. Обязательным моментом в правотворческом процессе является планирование законодательных работ. При этом последующая правоприменительная практика выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие потребности и возможности государства. 

― законотворческий процесс представляет особый вид деятельности, носящий сугубо интеллектуальный характер, сложный по своему содержанию, осуществляемый в присущих ему формах с использованием специального юридического «инструментария» (методов), регламентированный несколькими видами правил, определяющих порядок подготовки, обсуждения и принятия законопроекта. Сущность законодательного процесса составляет формирование государственной воли, выступающей содержанием правовых норм. 

― по субъектам (органам) правотворчество осуществляется в трех основных формах: принятие нормативных актов органами государства, принятие нормативных актов непосредственно народом путем референдума; заключение соглашений, содержащих нормы права (между государственными органами и общественными объединениями, между работниками и работодателями и т.д.). 

Хотелось бы отметить что, не зависимо от того, кто отвечает за появление новых нормативно-правовых актов и в какой форме они принимаются, они должны отличаться  отменным качеством и гарантировать права и свободы граждан нашей страны и неотступно следовать принципу гуманности и профессионализма. Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов, - это показатель цивилизованности и демократичности общества.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) ,/'/ СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
  2. Федеральный Конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ // СЗ РФ. — 2004. — № 27. — Ст. 2710.
  3. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации» от 14 июня 1994 г. № 5- ФЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 8. - Ст. 801.
  4. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ.
  5. Указ Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23 мая 1996 г. № 763 // Российская газета. – 1996, - № 8
  6. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. 2004. 12 марта.

 

Учебная литература и специальная литература:

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгенров. - М.: Омега-Л, 2008. - 607 с.
  1. Лихобабин В.А. Правительство как субъект права законодательной инициативы: Российская модель и мировой опыт // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 7. С. 21 - 24.
  1. Малько А.В. Основы теории и государства и права. - М.: Норма, 2007. - 204 с.
  2. Малько А.В. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2013.
  3. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005. С. 342.
  1. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник для вузов / М.Н. Марченко; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2006. - С. 154.
  1. Мелехин А.В. Теория государства и права : учебник. – М.: Маркет ДС корпарейшн, 2007. – С. 299.
  2. Монтескье Ш. Л. О духе законов/ Ш.Л. Монтескье. - М.: Мысль, 1999. - 672 с.
  3. Морозова Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. М.: ЭКСМО, 2010. - 277 с.
  4. Нерсесянц В.С. Право и закон: из истории правовых учений/ В.С. Нерсесянц; Ин-т государства и права АН СССР. - М.: Наука, 1983. - 366 с.
  5. Общая теория права: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2005. Мелехин А.В. Теория государства и права : учебник. – М.: Маркет ДС корпарейшн, 2007. – С. 299.
  6. Поленина С.В. Гласность в деятельности правотворческих органов// Правотворческая политика в современной России. - Саратов, 2009. - С. 23.

 

Интернет-ресурсы

  1. Справочная система «Гарант»- сайт. Форма доступа http://www.garant.ru
  2. Справочная система «Консультант-плюс» - сайт. Форма доступа http://www.cons-plus.ru.
  3. «Электронная библиотека. Право России» - сайт. Форма доступа http://www/allpravo.ru/library

 

 

1 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005. С. 342.

2 Там же. С. 343.

3 Мелехин А.В. Теория государства и права : учебник. – М.: Маркет ДС корпарейшн, 2007. – С. 299.

4 Малько А.В. Основы теории и государства и права. - М.: Норма, 2007. - С.94.

5 Монтескье Ш. Л. О духе законов/ Ш.Л. Монтескье. - М.: Мысль, 1999. - С. 21.

6 Поленина С.В. Гласность в деятельности правотворческих органов// Правотворческая политика в современной России. - Саратов, 2009. - С. 23.

Информация о работе Юридическая ответственность: понятие, принципы, виды