Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 13:31, контрольная работа

Краткое описание

Юридическая ответственность представляет собой один из важнейших и сложных институтов юридической науки. Одни авторы понимают под юридической ответственностью обязанность отвечать за свои противоправные действия, другие - предусмотренную правовыми нормами обязанность субъекта права претерпевать неблагоприятные для него последствия правонарушения, третьи - реализацию санкции, четвертые - применение мер государственно-принудительного характера, пятые считают, что юридическая ответственность - это реакция общества и государства на правонарушение.

Содержание

1. Понятие и признаки недобросовестной рекламы................................3

2. Задача......................................................................................................11

3. Задача......................................................................................................13

Список использованных источников……………………………….…...15

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по потребительскому праву.docx

— 33.66 Кб (Скачать файл)

3. Уголовная ответственность:

Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Уголовном кодексе Российской Федерации. В соответствии со с. 8 УК РФ основанием для возникновения уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления. Согласно этому, лицо может быть признано виновным в совершении преступления и нести уголовную ответственность только в том случае, если совершенное им деяние прямо предусмотрено одной из норм Особенной части уголовного законодательства.

В сфере делового и экономического оборота нередко можно столкнуться с недобросовестной конкуренцией, с самовольным использованием товарного знака, что влечет нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности на рынке, приносящее вред потребителям товаров и услуг.

Другой разновидностью недобросовестной конкуренции является заведомо ложная реклама. Такой вид рекламы может причинить вред деловой репутации участников рынка товаров, работ, услуг и интересам потребителей. В соответствии с Законом РФ "О рекламе" от 14 июня 1995 года под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощь любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарами, идеями и начинаниями и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Ложной рекламной информацией признается информация, с помощью которой рекламодатель вводит в заблуждение потребителя рекламы. Ст. 182 УК РФ вводит ответственность за заведомо ложную рекламу - штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

В УК РФ недавно появилась статья, предусматривающая ответственность за обман потребителей (ст.200 УК РФ). Статья содержит примерный перечень способов обмана потребителей: обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги), иной обман - и наказание за обман - штраф в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.

Обязательным признаком обмана потребителей является его совершение в значительном размере, под которым, согласно примечанию к ст. 200 УК РФ, признается обман, причинивший потребителям ущерб в сумме, превышающей одну десятую часть минимального размера оплаты труда.

В части 2.ст. 200 УК РФ установлена ответственность за обман потребителей, совершенный лицом, ранее судимым за обман потребителей (п. "а"), группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. "б"), в крупном размере (п. "в"). Данные лица наказываются лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В соответствии с примечанием к ст. 200 УК РФ обманом потребителей в крупном размере признается обман, причинивший потребителям ущерб в сумме не менее одного минимального размера оплаты труда.

Для наступления уголовной ответственности по ст. 238 "Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности" необходимо наличие следующих фактов:

- неправомерная выдача официального документа, удостоверяющего соответствие товара (работ, услуг) требования безопасности, то есть когда нарушен установленный порядок получения такого документа либо он выдан без необходимой проверки сертифицируемой продукции (работ, услуг);

- неправомерное использование документов (сертификат соответствия, лицензия на применение знака соответствия) в том случае, когда документ был получен неправомерно, либо когда он был приостановлен или прекращен уполномоченным органом, либо когда были внесены изменения в техническую документацию и в технологический процесс, влияющие на характеристики, проверяемые при сертификации, либо когда сертификат соответствия используется после истечения срока его действия.

Для наступления ответственности по ч. 1 ст. 238 УК РФ необходимо, чтобы указанные действия повлекли причинение вреда здоровью - от легкого до тяжелого - хотя бы одного человека.

В ч. 2 ст. 238 УК РФ среди квалифицирующих признаков данного деяния указаны совершение его в отношении товаров (работ, услуг), предназначенных для детей в возрасте от шести лет, причинение по неосторожности вреда здоровью двух или более лиц, причинение по неосторожности смерти одному человеку.

Деяния, предусмотренные ч. 1или 2 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, являются признаком состава рассматриваемого преступления с особо отягчающими обстоятельствами (ч.3 ст. 238 УК РФ).

Итак, законодательство о гражданской ответственности в области защиты прав потребителей предусматривает довольно жесткие меры за их нарушение. Придерживаться его канонов выгодно не только покупателю для охраны и защиты своих интересов и прав, но и самим продавцам. Закон устанавливает различные гарантии удовлетворения требований потребителя: от уплаты потребителю неустойки в случае просрочки выполнения его законных требований до уплаты штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере цены иска. Следовательно, для изготовителя, исполнителя и продавца дешевле соблюдать закон, а тем более, не доводить дело до суда.

 

 2. Задача:

Дербенева обратилась в ювелирную мастерскую с целью произвести ремонт  браслета, изготовленного из золота и драгоценных камней. При заключении договора предусматривался срок выполнения работы – две недели. По окончании установленного договором срока заказчица обратилась в мастерскую, но готовое изделие ей выдано не было по причине болезни мастера. По прошествии еще двух недель Дербеневой сообщили, что ее браслет утерян.

Как Дербенева может защитить свои права?

Решение:

В данном случае, представляется, что права Дербеновой регулируются согласно ст. 29 Закона "Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)". (Поскольку отсутствует не только выполненная работа, но и объект работы, все происходящее можно считать существенным недостатком). Согласно ч. 1 данной статьи "потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Согласно ст. 43 Закона за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 17 Дербенева имеет право на судебную защиту, к тому же в данном случае мастерская не соблюдает Закон "О защите прав потребителей" и не согласна на внесудебный порядок урегулирования данного конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Задача:

В апреле Зверева купила в ООО «Зимняя сказка» норковую шубу. В ноябре, когда наступил зимний сезон, она обнаружила, что мех на шубе выпадает. Зверева обратилась в магазин с требованием возвратить деньги, уплаченные за некачественный товар. ООО «Зимняя сказка» обосновал отказ тем, что покупательница не представила соответствующий чек, срок предъявления претензии истек, а недостатки в изделии возникли вследствие его ненадлежащего хранения самой Зверевой. Та подала в суд иск о расторжении договора купли-продажи и возврате денег, о компенсации морального вреда в размере стоимости приобретенного товара.

Какое решение должен вынести суд?

Решение:

Суд должен удовлетворить иск Зверевой о расторжении договора купли-продажи и возврате денег, о компенсации морального вреда в размере стоимости приобретенного товара согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей». Эта статья устанавливает права потребителя при обнаружении недостатков в товаре. Выбор у покупателя большой:

- замена на такой  же;

- замена на другой  с перерасчетом; 

- соразмерное уменьшение  цены;

- устранить недостатки (ремонт);

- вернуть деньги  за товар.

Обоснование отказа ООО «Зимней сказки» тем, что покупательница не представила соответствующий чек, срок предъявления претензии истек, а недостатки в изделии возникли вследствие его ненадлежащего хранения самой Зверевой, не являются законными, так как согласно п.5. ст.18 Закона «О защите прав потребителя», отсутствие чека (кассового или товарного) не является основанием для отказа в требованиях потребителя. Подтвердить факт приобретения товара можно свидетельскими показаниями (ст.493 Гражданского кодекса). А срок предъявления претензии пока не истек, согласно п.1 ст. 19 Закона «О защите прав потребителя», потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Гражданский кодекс Российской  Федерации (части первая, вторая  и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта 2005 г.).

2. Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

3. Приказ Госстандарта России от 18.07.1994 г. № 125 ПР от 18.07.1994 г. № 50.2.006-94.

4. Постановление Госстандарта России от 01.07.1992 г. № 7 ГОСТ Р от 01.07.1992 г. № 1.2-92.

5. Постановление Госстроя СССР от 29.12.1979 г. № 256 ГОСТ от 29.12.1979 г. № 4.211-80.

6. Постановление Госстандарта России от 30.12.1993 г. № 322 ГОСТ Р от 30.12.1993 г. № ИСО 10011-3-93.

7. Постановление Госстандарта России от 30.12.1993 г. № 322 ГОСТ Р от 30.12.1993 г. № ИСО 10011-1-93.

8. Семенихин В. В. "Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей", М.,"ГроссМедиа", 2013, 108с.

 

 

 


Информация о работе Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей