Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 20:31, тест
Рецепция юридической психологией знаний научающе-бихевиоральной теории А. Маслоу. Типы психологических обликов людей, объединяемые общими устойчивыми чертами психического склада и поведения, типами характера. Учет конкретных особенностей личности осужденного, для обеспечения действенности процесса перевоспитания.
Задание 1. Определите возможность рецепции (заимствования) юридической психологией знаний гуманистической теории личности А. Маслоу. Укажите, для решения каких исследовательских проблем юридической психологии целесообразно обращаться к этой теории. Приведите примеры подобного заимствования, существующие в отечественной или зарубежной юридической психологии. Опишите преимущества и недостатки, характерные для использования данных рассматриваемой теории, возникающие при решении задач юридической психологии.
Задание 2. Используя типологию акцентуированных типов, раскрывая особенности каждого психотипа, смоделируйте особенности изложения обстоятельств произошедшего преступного события свидетелем, принадлежащим к конкретному психотипу. Укажите вероятные фразы и поговорки, эмоциональную и аналитическую составляющие этого рассказа
Список использованной литературы
• Отталкивающие черты. Поверхностность, неспособность длительного сосредоточения на конкретном деле или мысли; постоянная спешка, перескакивание с одного дела на другое, разбросанность с тенденцией не доводить начатое дело до конца; легкомысленность, готовность идти на безудержный риск; грубость (без всякого зла); склонность к прожектерству и аморальным поступкам (без злого умысла и с готовностью сразу покаяться).
• Конфликтогенные ситуации. Вынужденное одиночество, лишение свободного и разнообразного общения; внешнее ограничение двигательной активности; необходимость подчинения определенным систематическим требованиям; вынужденный отказ себе в чем-то интересном, новом, необычном; однообразная обстановка или монотонный труд, требующий тщательной и кропотливой работы; вынужденное безделье.
4. Истероид
• Внешность. Экстравагантная прическа, одежда, отдельные детали костюма. Любит ярлыки и фирменные знаки на одежде. «Раб» моды.
• Манера держаться и двигаться. Шумная, эпатирующая, привлекающая внимание. Артистичен. Самостоятелен и независим.
• Особенности общения с другими людьми. Любит публичные формы общения. Общается только с теми, кто им восхищается. Часто меняет круг общения.
• Особенности характера. Стремление быть в центре внимания; тяга к аффектации и эпатажу; эгоизм; сосредоточенность мыслей на себе; ориентация только на собственные желания; завышенная самооценка; стремление «напрашиваться на комплимент»; энергичность; быстрое угасание после всплеска энергии; чрезвычайный рационализм; развитие чувственного начала в ущерб мыслительному; неустойчивость настроения; обидчивость; ранимость; чрезвычайное честолюбие; преувеличенные требования благодарности ближнего; вера в свою исключительность.
• Отталкивающие черты. Склонность к интригам, демагогии и оппозиционности при неудовлетворенном эгоцентризме; игра в вожака вместо настоящего лидерства; ненадежность, лживость и лицемерие; задиристость и бесшабашность; необдуманный риск (в присутствии зрителей); хвастовство несуществующими успехами; учет только собственных желаний; явно завышенная самооценка; обидчивость при задевании личности; склонность к острым аффективным реакциям.
• Конфликтогенные ситуации. Вольное или невольное задевание его самолюбия; равнодушие со стороны окружающих, а тем более сознательное игнорирование его личности; критика его достижений, способностей и таланта; вынужденное одиночество или ограничение крута его общения, поклонников; невозможность проявить себя в полной мере; попадание в нелепое или смешное положение; отсутствие ярких событий и возможности проявить свои способности; вынужденное пребывание в постоянном психическом и/или физическом напряжении; удары по эгоцентризму, разоблачение его вымыслов, а тем более высмеивание.
5. Шизоид
• Внешность. Неаккуратен в одежде. В выборе ее зависит от окружающих.
• Манера держаться и двигаться. Много и беспорядочно, неловко двигается, задевает предметы. Непластичен. Плохо развита моторика. Лицо неподвижное. На лице — грусть, уныние, погруженность во внутренний мир.
• Особенности общения с другими людьми. Речь скандированная, рваная, плохо модулированная, с задержками и паузами. В общении весьма избирателен. Очень ограничен круг общения.
• Особенности характера. Малая контактность и жизнь, свернутая во внутреннем мире; ярко выраженное мыслительное начало; богатство идей; безразличие к внешнему миру; нетребовательность; хорошая память; слабая энергичность; независимость эмоционального состояния от внешних причин; эмоциональная холодность; отсутствие честолюбия; неавторитарность; трудности с общением; возможная жестокость; ранимость.
• Отталкивающие черты. Замкнутость; эмоциональная холодность; рассудочность; эгоизм, равнодушие и черствость к чужой беде из-за неспособности ее замечать; самолюбие и ранимость при критике его системы; малоактивность и малоэнергичность при интенсивной работе.
• Конфликтогенные ситуации. Смена устоявшихся стереотипов, сложившихся привычек поведения; необходимость устанавливать неформальные контакты с окружающими, даже близкими людьми; необходимость разговора по душам; необходимость руководить другими людьми; необходимость выполнения интеллектуальной работы по заранее спланированным схемам и правилам; групповая и коллективная деятельность; вторжение посторонних людей в его внутренний мир.
6. Психастеник
• Внешность. Худой, астенического сложения, тихий, незаметный человек. Одет всегда аккуратно, чисто. За модой следит в меру. Страдает, если на нем концентрируют внимание.
• Манера держаться и двигаться. Непластичен, у него не координированы движения, несколько неуклюж. Малоподвижен.
• Особенности общения с другими людьми. Темп речи очень медленный, растянутый. Говорит всегда тихо, совершенно не умеет выступать перед аудиторией. Застенчив. Боится новых контактов. Не умеет производить впечатление. Ценит глубоколичностный контакт.
• Особенности характера. Малая психоэнергетичность; неуверенность в себе; неспособность принять и отстоять свои решения; утомляемость от беспорядка; зависимость от внешнего мира; постоянная погруженность в размышления; вялость чувств и эмоций; вялая внешняя реактивность; негневливость; отсутствие смелости, но и агрессивности; склонность к непротивлению злу; ранимость, обидчивость; способность выражать сочувствие и соболезнование.
• Отталкивающие черты. Нерешительность; самокопание; безынициативность; склонность к бесконечным рассуждениям; наличие навязчивых опасений, идей и ритуалов; сознательные формализм и педантизм; вера в приметы; бесконечные сомнения в учете всех обстоятельств и последствий; ограничительное поведение; важнее избежать неприятностей и неудач, нежели добиться успеха; немедленное осуществление уже принятого решения, часто опрометчивого.
• Конфликтогенные ситуации. Необходимость принятия самостоятельного решения; необходимость быстрого переключения с одного занятие на другое; выполнение заданий без четких указаний и инструкций; прямая критика его самого или его поведения; длительные физические или психические нагрузки; ответственность, особенно за других.
7. Гипотимик
• Внешность. Внешне похож на психастеника, однако менее аккуратен. На лице — выражение недовольства, расстройства, а не спокойствия.
• Манера держаться и двигаться. Насторожен. Критически фиксирует внимание всех на отрицательных сторонах жизни.
• Особенности общения с другими людьми. Общение признает как средство изложения жалоб, претензий. Любит потрясать слушающих его людей невероятными сообщениями.
• Особенности характера. Слабая энергетичность; быстрая утомляемость; пониженный фон настроения; неустойчивая эмоциональность; ранимость и обидчивость; неудачливость.
• Отталкивающие черты. Капризность и плаксивость; вялость; неуверенность в себе; застенчивость и пугливость; неспособность постоять за себя.
• Конфликтогенные ситуации. Открытые конфликты с необходимостью отстаивать свою точку зрения; насмешки над его слабостями, ошибками, неумелыми действиями; вынужденное активное общение с большим количеством людей; необходимость быстрого переключения в работе или общении; необходимость проявить определенную силу воли; внезапное или длительное физическое и психическое напряжение.
8. Сензитив
• Внешность. Одет со вкусом, умеренно. Добродушное и внимательное выражение лица.
• Манера держаться и двигаться. Предупредителен, следит за реакциями других. Исполнительный и преданный.
• Особенности общения с другими людьми. Очень общителен, коммуникабелен.
• Особенности характера. Тревожность, мнительность, страх; некоммуникабельность; эмпатия; доброта и отзывчивость; деликатность и умение быть благодарным; нетребовательность к людям; неспособность противостоять влиянию сильных личностей; повышенная ранимость; стыдливость и стеснительность.
• Отталкивающие черты. Мнительность; пугливость; замкнутость; склонность к самобичеванию и самоуничижению; растерянность в трудных ситуациях; повышенные обидчивость и конфликтность.
• Конфликтогенные ситуации. Несправедливые подозрения или обвинения в неблаговидных поступках, особенно публично; критика или насмешки над ним или его поведением; открытое соперничество; постоянные проверки его деятельности или поведения; недоброжелательное внимание к нему; вынужденное одиночество; угроза репутации; невозможность поделиться своими переживаниями с другом.
Работая с осужденными, в целях их исправления, важно знать особенности каждого психотипа, для обоснованного выбора методов воздействия.
Сегодня в исправительных
учреждениях применяется целый
ряд методов. Особое место занимает
метод убеждения. Реализация данного
метода осуществляется в ходе индивидуальных
бесед. Индивидуальные беседы направлены
на разъяснение того факта, что цели
действия администрации исправительного
учреждения совпадают с собственными
интересами осужденных, в аспекте
обеспечения переходного
Наряду с методом убеждения
в исправительных учреждениях должен
применяться метод
Важное место в работе с осужденными занимает метод передачи информации. Специально и целенаправленно отбираемая информация, поступающая к осужденным, должна способствовать восполнению их социального опыта, получению и переработке ими сведений, которые они раньше не получали.
Таким образом, применение совокупности методов воздействия, условий режима, труда, должно учитывать конкретные особенности личности осужденного, для обеспечения действенности процесса перевоспитания.
Список использованной литературы
1. Аминов И.И. Психологический практикум. Учебное пособие. — М.: Академия, 2001. – 215 с.
2. Андрюшин Г.Д. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД (часть особенная): Учебно-методическое пособие. — Орел: Символ, 1997. – 254 с.
3. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Юридическая психология: Учебник. — Харьков, 2002. – 368 с.
4. Еникеев М.И. Юридическая психология. — М.: Юристъ, 2004. – 327 с.
5. Лабковская Е.Б. Общая психология. — СПб.: СПбГУ, 2000. – 311 с.
6. Психология// Под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 2004. - 584с.
7. Романов В.В. Юридическая психология. — М.: Юристъ, 2003. – 326 с.
8. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Вопросы и ответы. - М.: Академия, 2000. – 268 с.
Размещено на Allbest.ru