Юридическая специальность прокурор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:13, контрольная работа

Краткое описание

Социальная роль юриста в правовом цивилизованном государстве предъявляет к нему высокие профессиональные и морально-этические требования. Профессия юриста — это особый род занятий, имеющих специальную подготовку людей, как правило, осуществляемый на возмездной основе в соответствии с принятыми профессиональными стандартами. Профессия юриста, профессиональная юридическая деятельность, отрасль правовых работ обеспечивают функционирование правовой системы. От советов и решений юристов зависят судьбы людей, их имущественные и неимущественные отношения, стабильность экономики, интересы автора и изобретателя, приток инвестиций и, наконец, порядок на улице, и безопасность граждан

Содержание

Введение.
Юридическая специальность прокурор.
Система органов прокуратуры Российской Федерации. Профессиональные особенности деятельности прокуроров.
Функции органов прокуратуры.
Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Кадровая основа органов прокуратуры.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа _Введение в специальность.docx

— 41.44 Кб (Скачать файл)

5. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

Законность  признана Конституцией Российской Федерации 1993 г. (в ст.ст. 15 и 16) неприкосновенной социальной ценностью, объявлена одной  из составляющих основы конституционного строя современной России, и в  силу этого она подлежит государственной  охране, ибо беззаконие подрывают  не только эти основы, но и посягают на национальную безопасность страны и ее правовой системы.

Организация и деятельность прокуратуры как  федерального органа государства, осуществляющего  надзор за исполнением законов, должна быть точно и полно урегулирована  нормами федерального законодательства. Основные компоненты правовых основ  деятельности прокуратуры определены в ст. 3 Федерального закона о прокуратуре. В ней установлено, что организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральным законом о прокуратуре и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

Согласно  Конституции РФ деятельность органов прокуратуры в субъектах федерации в определенной мере регламентируется Конституциями и уставами (основными законами) этих субъектов Федерации. В случаях, предусмотренных Федеральным законом о прокуратуре, деятельность прокуратуры регулируется указами Президента РФ. В пределах своей компетенции Генеральный прокурор РФ также регулирует различные аспекты организации и деятельности органов прокуратуры путем принятия приказов и иных нормативных правовых актов.

Организация и порядок деятельности прокуратуры  РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным  законом «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. На прокуратуру  не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Органы  прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в  строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации  законами. Они действуют гласно в  той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Закон закрепляет недопустимость вмешательства в  осуществление прокурорского надзора. Любое воздействие, каких бы то ни было, органов государственной власти, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

Для, того чтобы осуществлять свои функции  и задачи, прокуроры вправе участвовать  в заседаниях федеральных органов  законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов  РФ, органов местного самоуправления. Они также могут участвовать  в рассмотрении внесенных ими  представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и  некоммерческими организациями.

В органах  прокуратуры в соответствии с  их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих  прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Закон требует, чтобы ответ на заявление, жалобу и иное обращение был мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. При этом запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

 

6. Кадровая основа органов прокуратуры

Прокурорами и следователями прокуратуры  могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными  и моральными качествами, способные  по состоянию здоровья исполнять  возлагаемые на них обязанности.

При их назначении на должность может быть уставлен испытательный срок продолжительностью до шести месяцев. На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся в образовательных  учреждениях высшего профессионального  образования по юридической специальности, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных  образовательных учреждений.

Закон о  прокуратуре (ст. 40) содержит запрет на прием на службу в органы и учреждения прокуратуры, а также нахождение в них лица, если оно имеет гражданство иностранного государства; признано решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными; лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока; имело или имеет судимость; имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им своих служебных обязанностей; состоит в близком родстве или свойстве с кем-либо из работников органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Порядок принятия Присяги прокурора (следователя) устанавливается Генеральным прокурором РФ.

На должности  прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются  лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах  прокуратуры не менее трех лет.

На должности  прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются  лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах  прокуратуры не менее пяти лет.

Прокурорам  и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных  учреждений системы прокуратуры  Российской Федерации присваиваются  в соответствии с занимаемыми  ими должностями и стажем работы классные чины. Генеральным прокурором могут быть присвоены классные чины и другим работникам органов и  учреждений прокуратуры. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом РФ. Для  работников органов прокуратуры (кроме  военных) установлено одиннадцать  классных чинов. Право присвоения классных чинов младшего юриста, юриста третьего, второго, первого класса, младшего советника  юстиции, советника и старшего советника  юстиции принадлежит Генеральному прокурору РФ. Чины государственного советника юстиции третьего, второго  и первого класса, а также действительного  государственного советника присваиваются  Президентом РФ.

Прокурорские  работники подлежат аттестации в  порядке, определяемом Генеральным  прокурором РФ.

Лица, обучавшиеся  в образовательных учреждениях  высшего профессионального образования  по юридической специальности с  оплатой обучения Генеральной прокуратурой РФ, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в  органах прокуратуры не менее  пяти лет. При увольнении из органов  прокуратуры до истечения указанного срока указанными лицами полностью  возмещаются затраты на их обучение.

Важным  условием обеспечения независимости  прокуроров и следователей прокуратуры  при осуществлении ими своих  служебных обязанностей является наделение  их определенными привилегиями, или  служебным иммунитетом. В соответствии с Законом о прокуратуре любая  проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение  против них уголовного дела, производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

На период расследования возбужденного в  отношении прокурора или следователя  уголовного дела они отстраняются от должности.

Не допускаются  задержание, привод, личный досмотр  прокурора и следователя, досмотр  их вещей и используемого ими  транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом  для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

Согласно  Федеральному закону от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» прокуроры подлежат государственной защите.

Надзор  за исполнением законов при осуществлении  мер государственной защиты возлагается  на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему  прокуроров [4].

За успешное и добросовестное исполнение прокурорскими  работниками служебных обязанностей, продолжительную и безупречную  службу в органах прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности, другие достижения по службе руководителями органов прокуратуры к прокурорским работникам применяются меры поощрения, предусмотренные законодательством о государственной службе и законодательством о труде.

Допускается одновременное применение нескольких мер поощрения.

За особые заслуги перед государством и с учетом личного вклада в обеспечение законности и правопорядка к прокурорскому работнику могут быть также применены следующие меры поощрения:

    • объявление благодарности;
    • награждение Почетной грамотой;
    • занесение на Доску почета, в Книгу почета;
    • выдача денежной премии;
    • награждение подарком;
    • награждение ценным подарком;
    • награждение именным оружием;
    • досрочное присвоение классного чина или присвоение классного чина на ступень выше очередного;
    • награждение нагрудным знаком «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;
    • награждение нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора Российской Федерации.

 

Заключение

Прокуратура в Российской Федерации появилась как орган, обеспечивающий законность на территории Российского государства. Прокуратура на протяжении всей истории своего существования меняла свои статус и полномочия, однако в целом основной задачей оставалась все та же – обеспечение законности.

Современная система и структура  органов прокуратуры сформировалась несколько десятилетий назад, и  до сегодняшнего дня остается достаточно стабильной. Существуют не только так  называемые органы «общей» прокуратуры, но и специализированные прокуратуры  – природоохранные, транспортные и  т.п.

Система органов прокуратуры закреплена в Законе «О прокуратуре РФ» и  представляет собой разветвленную  сеть территориальных, военных и  иных специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, других организаций, являющихся юридическими лицами, организационно между собой  взаимосвязанных и взаимообусловленных  единством решаемых задач по обеспечению  режима законности и правопорядка. Законом запрещено создание на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры  РФ. Это является одним из условий  реализации основополагающего принципа построения и функционирования прокуратуры  – единства и строгой централизации  системы прокурорских органов.

Подтверждением необходимости  укрепления конституционно-правового  статуса прокуратуры служит широкий  комплекс функций органов прокуратуры: защита прав и свобод человека и  гражданина; исполнение законов, входящих в правовую систему РФ. Современная российская прокуратура имеет огромный исторический опыт эффективной работы по надзору за исполнением законов и поддержанию обвинения в судах. Поэтому прокуратура должна развиваться именно как надзорный правозащитный орган, и роль правозащитной функции прокуратуры будет возрастать по мере построения правового государства. На сегодняшний день важными функциями прокуратуры являются обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, и в основе деятельности прокуратуры лежит защита прав и свобод человека и гражданина.

Прокуратура – эффективный правоохранительный орган, качество деятельности и квалификация кадров которого не вызывают сомнения. Прокуратура с уверенностью смотрит  в будущее, деятельность ее будет  всегда высоко востребована российским обществом, а основным участком работы данного органа должен стать надзор за исполнением законов и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Прокуратуре принадлежит одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов, и должность прокурора является почетной и трудной работой, привлекательной для юриста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

Информация о работе Юридическая специальность прокурор